Земля под многоквартирным домом в собственность. Как приватизировать землю под многоквартирным домом? Приватизация земли под большим квартирным домом

, приватизация земельного участка , оформление земли в собственность , приватизация земли , земля в собственность , оформление дома на земельном участке , регистрация права собственности на дом , приватизация муниципального имущества , аренда муниципальной земли , вещные права , сроки приватизации земли , оформление земельного участка в собственность , документы на приватизацию земельного участка , предоставление земельного участка в собственность , приватизация дома и земли , приватизация земли под домом , совместная собственность на землю , оформить землю под домом

Свернуть

Ответы юристов (3 )

В Вашей ситуации важно следующее. Прошел ли земельный участок, на котором расположен Ваш многоквартирный (2-квартирный) дом государственный кадастровый учет. Другими словами проведено ли в отношении него межевание.

1. Если да, то с момента внесения о Вашем земельном участке сведений в государственный кадастр недвижимости (Кадастровая палата, такой земельный участок становится общей долевой собственностью собственников жилых помещений (ст. 36 Жилищного кодекса РФ). Регистрация права собственности проводится по желанию провообладателей. Т.е. право собственности на принадлежащую Вам долю Вы вправе зарегистрировать вне зависимости от желания Ваших соседей (не приватизировавших квартиру) и без согласия муниципалитета.

2. Если нет, то Вам следует обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о формировании (межевании) земельного участка под Вашим многоквартрным домом. Это обязанность предусмотрена ст. 16 Закона "О введение в действие Жилищного кодекса РФ". Расходы по межеванию также несет администрация. После постаноки Вашего участка на государственный кадастровый учет Вы также можете зарегистрировать свои права на земельный участок. Во второй ситуации есть большой минус! Согласно действующего законодательства РФ для органа местного самоуправления не установлено сроков, в течении которых необходимо провести формирование земельного участка. Поэтому разрешение этой ситуации может затянуться на годы. Например, в г. Кирове, подав заявление в сентябре 2011 года о формировании земельного участка, Администрация сообщила заявителю, что указанные работы будут проведены в 2013-2014 г.г. в зависимости от возможности бюджета.

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

юрист, г. Киров

Общаться в чате

0 0

ЗДравствуйте!

В соответствии со ст.36 ЗК РФ Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом . Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:

1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.

Цена земельных участков не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.

В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством .

В соответствии с п.1 ст.36 -38 ЖК РФ Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.

Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

При приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

То есть, если земельный участок, на котором расположен дом был оформлен в соответствии с законодательством, то при приобретении жилья в данном доме, Вы стали собственником доли земельного участка пропорционально размеру площади Вашего помещения.

ЕСли при приобретении жилого помещения, Вы не приобрели долю земельного участка, на котором расположено данное строение, то действуют следующие положения.

В случае, если здание (п омещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.

В случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами.

При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" .Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

В соответствии с п.3 ст.28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» собственники жилого дома, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, имеют право и обязаны либо взять в аренду, либо приобрести в собственность указанный земельный участок.

Собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки.

По желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет, а если объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, - на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон.

Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Размер доли в праве собственности на земельный участок определяется пропорционально отношению площади соответствующей части здания, строения или сооружения к общей площади здания, строения или сооружения.

Выкуп или приобретение в аренду земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников квартир в многоквартирном доме, осуществляется на основании совместного обращения всех собственников квартир многоквартирного дома в орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением к заявлению предусмотренных п.5 ст.36 ЗК РФ документов.

Приобретение земельного участка (части земельного участка), на котором расположен двухквартирный жилой дом, отдельно в собственность одного из собственников помещений в двухквартирном доме без участия других собственников помещений в данном доме невозможно. отзывов

В некоторых случаях имеет место возможность изменить статус жилого помещения. Согласно ч.1 ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются помещения, в силу ч1 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относится часть жилого дома. ст. 11 ЖК РФ устанавливает, что защита жилищных прав осуществляется, в частности, путем прекращения или изменения жилищного правоотношения.

То есть, возможно, ваша квартира фактически является частью жилого дома (такой факт может подтвердиться на основе данных, которые содержатся в техническом паспорте вашего жилого дома, где распологаются две квартиры). В этом случае вы можете в судебном порядке признать свою квартиру частью индивидуального жилого дома. Это в дальнейшем позволит вам приобрести в собственность земельный участок и произвести межевание (проще говоря: поделить напополам земельный участок на котором расположен ваш дом, где одну половину вы приобретете в собственность).

Проблема возможна. Например, исходя из определения квартиры, содержащееся в ст.16 ЖК РФ, делается вывод, что помимо двух квартир в вашем доме, существуют и другие помещения общего пользования (желательно, для изменения статуса жилого помещения,чтобы их не было). Могут, естественно, быть и другие проблемы (вдруг, на ваш дом нет разрешения на строительство, бывают такие случаи, тогда иск дополняется требованиями о признании права собственности на самовольные посторойки, и здесь уже все намного тяжелее).

Так как дом двухквартирный (мало квартир), возможен такой способ приобрести в собственность земельный участок, на котором распологается измененный объект технического учета. И этот земельный участок уже будет ваш.

Для урегулирования вопроса о приватизации земли под многоквартирным домом законодатель ввел в действие ряд нормативов, правил. Они позволяют разрешить много нюансов, которые тем или иным образом влияют на ход приватизационного процесса.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Собственники квартир без затруднений смогут оформить требуемые документы, чтобы получить право собственности на землю под МКД.

Основные моменты

Основные вопросы по осуществлению приватизационного процесса регулирует Федеральный закон .

Если земельный участок под многоквартирным домом не сформирован, то его жильцы на основании решения общего собрания могут подать заявление в орган государственной власти или органы местного самоуправления.

Мера позволит жильцам оформить имущественное право на землю без каких-либо осложнений.

Что это такое

Под формулировкой «многоквартирный дом» подразумевается жилое здание с различным числом этажей.

Он состоит из совокупности отдельных квартир, нежилых помещений и мест общего пользования. На каждом этаже дома располагаются по несколько квартир, имеющих самостоятельный вход.

Многоквартирные дома подразделяются на определенные типы в зависимости от соотношения высоты и длины.

Как правило, протяженные дома имеют несколько подъездов, что касается точечных, то у них один подъезд. В каждой секции дома размещена лестничная клетка с лифтом либо без него.

В соответствии с нормативами, заложенными в Жилищного кодекса земля, на котором воздвигнут многоквартирный дом.

Она относится к общедомовому имуществу, поэтому передается в собственность его жильцам на праве долевой собственности.

Ее границы и пространственные размеры устанавливаются сообразно требованиям и .

Соответственно нормативам законодательных актов скрепляется государственной регистрации, которую проводит федеральное казенное предприятие Росреестр.

В его функциональные обязанности входит предоставление информации гражданам о зарегистрированных правах общей долевой собственности.

Кто может обратиться

На общем собрании собственники квартир многоквартирного дома должны принять решение о земли под ним. Для осуществления приватизационного процесса избирается уполномоченное лицо.

Оно от имени жильцов обращается с заявлением в соответствующую инстанцию о формировании земельного участка с целью передачи его жильцам дома.

Приватизация земли под МКД может начаться по инициативе одного владельца жилой площади. Законодатель установил норму, исходя из постановления пленума Высшего суда РФ.

В указаниях акта отмечено, что каждый гражданин имеет конституционное право на защиту его прав и законных интересов. Отказ в приватизации земли одному жильцу МКД расценивается как нарушение прав собственника.

Куда следует обращаться

Чтобы приватизировать землю, на которой построен многоквартирный дом необходимо его жильцам подать заявление в общий отдел комитета муниципального имущества и земельных ресурсов.

Как правило, такого рода отделы существуют в каждом органе местного самоуправления либо префектуре административного округа, районных органах исполнительной власти.

Процедура осуществляется в заявительной форме, что предполагает подачу документов и заявления. Для ее осуществления необходимо сформировать земельный участок, размер которого не должен быть площади многоквартирного дома.

Решение о передаче земли принимает департамент по жилищным вопросам префектуры, муниципального образования.

Как приватизировать землю под многоквартирным домом

Граждане задают вопрос можно ли обрести право собственности на землю, на которой воздвигнут многоквартирный дом.

При этом учтена правовая основа общего имущества, входящего в состав многоквартирного дома как его отдельный элемент, которое принадлежит собственникам помещений.

Их право на землю вытекает напрямую из права собственности на жилую площадь, нежилое помещение здания.

Законодательная база

Признание государством факта возникновения прав собственника жилого или нежилого помещения многоквартирного дома, включая право долевой собственности на общедомовое имущество, землю удостоверяет государственная регистрация.

При внесении записи в ЕГРП о праве на землю вписываются все собственники квартир.

Нужно заметить, что они лишены возможности выделения своей доли. У них возникает частная собственность с ограниченным пользованием землей.

При осуществлении приватизационного процесса должны лично присутствовать все собственники квартир.

Государственная регистрация прав на землю под многоквартирным домом как неотделимой его части проводится сообразно следующим нормативам.

Жилищного кодекса РФ:

Федерального закона:

Инструкции:

Постановления правительства:

Земельные участки существующей застройки входящие в состав общедомового имущества МКД подлежат передаче в общую долевую собственность домовладельцев.

Данный норматив введен соответственно статье 36 ЗК РФ, которая регламентирует порядок и условия передачи земли. То же самое отмечено в нормативах статьи 16 ЖК РФ, регулирующего условия эксплуатации многоквартирного дома.

В заключение нужно подчеркнуть, что собственникам квартир МКД не стоит затягивать с оформлением имущественного права на земляной участок.

Его приватизация позволит им получить компенсацию за землю, если по какой-либо причине возникнет необходимость сноса МКД.

Кроме того они могут распоряжаться землей на свое усмотрение без получения разрешения органа исполнительной власти.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Данный процесс крайне сложен и не отрегулирован законодательно. Так в частности в Земельном кодексе и во всем российском законодательстве понятия «придомовая территория» отсутствуют, хотя он встречается в подзаконных актах.
Одновременно Жилищный кодекс РФ косвенно подразумевает наличие в коллективной собственности и придомовой территории, отмечая, что собственникам жилья принадлежит не только участок, на котором непосредственно расположено строение, но и элементы озеленения и благоустройства. При этом границы данной территории должны определяться земельным и градостроительным законодательством1.
Де-юре размеры придомовой территории определяются в соответствии с нормами земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Следовательно, эта миссия в большинстве случаев оказывается возложенной на муниципальные власти , которые должны определять границы земельного участка в соответствии с местным градостроительным регламентом3. Кроме того, при определении площади придомовой территории власти должны руководствоваться его естественными границами, а также границами соседних земельных участков.
Де-факто в Ростове нередко получается, что после приватизации земли под многоквартирным домом, часть двора остается в муниципальной собственности . Нередки случаи, когда на городской территории расположена относящаяся к многоквартирному дому детская площадка, в старых МКД без удобств зачастую на муниципальной земле стоят дворовые туалеты, являющиеся общедолевым имуществом.

IV. Особенности пользования землей под многоквартирным домом и придомовой территорией

1. Коллективная собственность

После приватизации земля под многоквартирным домом и придомовая территория становятся общей собственностью всех владельцев МКД , пользоваться которой можно только коллективно. В связи с этим хотелось бы отметить ряд нюансов, с которыми могут столкнуться землевладельцы на различных жизненных этапах:
▪ согласно пункту 1 ст. 37 Жилищного кодекса, доля в праве общей собственности на землю пропорциональная общей площади помещения;
▪ ни один из собственников жилья многоквартирного дома не может продать свою долю земли, относимой Жилищным кодексом РФ к общедолевому имуществу, другому собственнику, и уж тем более - стороннему лицу;
▪ при этом допускается продажа некоторых участков придомовой территории, не относимых законодательством к общедолевому имуществу. Иными словами, если впоследствии, например, собственник жилого или нежилого помещения первого этажа захочет изменить планировку своей квартиры и возвести пристройку, тем самым заняв часть придомовой земли, он может получить на это право, согласовав свои действия с каждым из домовладельцев. Для этого можно заключить с соседями договор аренды, либо просто выкупить у них эту площадь;
▪ собственник первого этажа многоквартирного дома при согласии других собственников (см. пункт выше) может разместить на приватизированной придомовой территории небольшой приусадебный участок, арендовав территорию у соседей - как часто бывает в южнороссийских городах и поселках. Но он не сможет продать свою квартиру вместе с используемым приусадебным участком и уж тем более – продать участок отдельно от квартиры;
▪ придомовая территория по решению общего собрания собственников жилья может быть передана в пользование или аренду в том числе и сторонним лицам (например, под размещение коммерческого магазина). При этом деньги с арендных платежей должны получать все собственники данного МКД - пропорционально своей доле.

2. Ограничение прохода посторонних

Подобно владельцам индивидуального домовладения, имеющим право оградить свой объект забором, участок, на котором расположен МКД, также может быть ограничен правом пользования других лиц - если это не ущемляет права последних. Соответственно, двор многоквартирного объекта также можно оградить забором через него невозможно пройти к другим строениям, улицам, паркам или скверам.
Одновременно собственники дома имеют право не разрешить прокладывать через свой земельный участок коммуникации.

Вопрос, кто же должен нести расходы по содержанию, уборке и благоустройству придомовой территории, на наш взгляд, полностью так и не решен. Как мы уже отмечали, Жилищный кодекс РФ относит к общедолевой собственности «элементы озеленения и благоустройства», расходы по содержанию оных должны входить в тариф на содержание и ремонт жилья.
Но на чьи плечи ложится содержание остальных площадей придомовой территории, официально принадлежащей собственникам жилья, пока не ясно.

V. Налог на землю под многоквартирным домом

Вместе с тем собственники помещений в многоквартирном доме должны платить земельный налог с даты проведения государственного кадастрового учета земельного участка, занимаемого многоквартирным домом. Доля в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме для каждого налогоплательщика будет равняться частному от деления площади помещения, находящегося в собственности налогоплательщика, и общей площади всех помещений, принадлежащих собственникам6.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст. 388), налогоплательщиками признаются организации и физ. лица, обладающие:
земельными участками на праве собственности;
правом постоянного (бессрочного) пользования;
правом пожизненного наследуемого владения.
Налоговая база земельного участка (там же, ст. 360) определяется как его кадастровая стоимость, которая в свою очередь оценивается государством на основании анализа рыночной стоимости различных участков (в Ростове - определяется органами Роснедвижимости).

Годовая сумма земельного налога рассчитывается
по следующей формуле:

ЗН = Кст × Сн × Квл
ЗН - земельный налог;
Кст - кадастровая стоимость земельного участка;
Сн - ставка налога, установленная местными властями. Для жилых домов она не может превышать 0,3%.
Квл - коэффициент владения квартирой. Например, если собственники купили жилье полгода (6 месяцев) назад, Квл = 6/12, для старожилов Квл = 12/12.

Являющиеся собственниками помещений в многоквартирных домах юридические лица и ИП рассчитывают и выплачивают сумму налога на землю самостоятельно, физические лица получают из налоговых инспекций уведомления с уже выполненными расчетами. Для отдельных категорий граждан в Налоговом кодексе предусмотрено предоставление кадастрового вычета в виде уменьшения кадастровой стоимости на 10 тыс. рублей. Одновременно на сегодняшний день ряд льготных категорий граждан Ростова полностью освобожден от оплаты земельного налога решением Ростовской-на-Дону городской думы от 03.08.2005 №38.

VI. Изъятие земли под многоквартирным домом

Принадлежащий собственнику жилья земельный участок может быть изъят для муниципальных или государственных нужд . Такое решение принимается городскими или федеральными властями . Последние должны официально уведомить домовладельца за год до предстоящей процедуры.
После этого квартира собственника выкупается. Если домовладелец и власти не сошлись в цене, либо последний по каким-либо причинам не хочет выезжать, власти могут обратиться в суд.

Так как даты приватизации до сих пор четко не сформулированы и не ограничены, любой гражданин нашей страны может и сейчас, квартиру или другое жилое помещение. Но особой популярностью пользуется именно приватизация земельных участков, которые относятся к многоквартирным домам. Но сделать это самостоятельно практически невозможно, особенно, если заранее не изучить все положения закона про придомовые территории.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Принципы и задачи приватизации

Приватизация земельных участков и многоквартирных домов подразумевает под собой передачу земли в собственность, но только с одним отличием, которое характеризуется тем, что речь идет про недвижимость, которой владеет государство и органы местного самоуправления. Суть процедуры в том, что конкретное лицо или даже несколько получают земельные участки, которые они использовали до этого определенный промежуток времени. Подобная ситуация с участками и многоквартирными домами полезна не только для самих жителей, так как они могут свободно распоряжаться своим собственным имуществом, но и для государства, которое постоянно получает налог и может вести четкий учет своей собственности и придомовых участков.

Какие земли можно приватизировать?

Прежде чем вы займетесь решением подобных вопросов, которые связаны с землей и многоквартирным домом, стоит понимать, что далеко не все участки, вы сможете приватизировать.

Есть исключения в виде:

  • Земель, которые используются государством;
  • Природные заповедники и земли для сельского хозяйства;
  • Придомовых территорий возле государственных учреждений.

Если же вас интересуют другие земли, то вы смело можете начинать процедуру приватизации. К тому же дополнительным преимуществом для вас может стать тот факт, что вы пользуетесь подобным имуществом уже много лет и являетесь обладателем жилых построек и домов, которые находятся на территории этой земли. К такой можно отнести землю под частным или многоквартирным домом, придомовую территорию вокруг него, землю, на которой находятся дополнительные сооружения в виде сараев и гаражей.

Но даже если у вас нет собственных построек, то вряд ли вам сможет кто-то отказать в приватизации, которая в свою очередь может стать для вас как платной, так и безвозмездной.

Бесплатная приватизация

Как и при приватизации квартиры или другого жилого помещения, приватизация придомовых земель под многоквартирными домами может быть осуществлена бесплатно только один раз. Если это уже не первый земельный участок с домом, то стоит воспользоваться коллективной приватизацией, и тогда это будет также бесплатно.

К таким участкам можно отнести:

  • Участки, которые до 2001 года были предоставлены для строительства;
  • Земли, которые находятся во владениях садоводческих организаций. Стоит отметить, что через такие кооперативы приватизация проходит гораздо быстрее и легче. И в основном все решается через разрешения председателя кооператива;
  • Если на участке земли находиться жилое помещение в виде обычного или многоквартирного дома, которое было построено до 2001 года;
  • Многоквартирные дома с придомовой землей вокруг них. В этом случае приватизация становится коллективной и включает в себя всех жильцов дома, которые становятся равными собственниками;
  • Земельные участки, которые находятся в пожизненном пользовании или были получены по завещанию.

Данный список касается не только физических лиц , но еще и целых организаций, которые также могут воспользоваться бесплатной приватизацией . Но только если земля и дом не будут использоваться в коммерческих целях и для получения прибыли.

Как проходит приватизация?

Первое, что стоит помнить, это то, что подобная процедура может занять очень много времени, особенно, если вы решили заниматься этим в одиночку. Согласно закону, получение необходимых документов в каждой организации не может быть больше двух недель, но в реальности этот срок может быть увеличен в два раза.

Не смотря на то, что документы вам в каждом могут понадобиться совершенно разные, порядок проведения процедуры всегда одинаковый. Прежде всего, вам нужно будет собрать все необходимые документы , которые после вы подаете на рассмотрение властям. После того как положительное решение будет принято – вас пригласят, чтобы согласовать придомовые границы земли под многоквартирным домом, о котором пойдет речь. Далее с помощью частных компаний будет произведен анализ местности и ее оценка, профессионалы четко определят границы, а далее на подобную недвижимость. Завершающим действием будет заключение договора передачи земли в вашу личную или коллективную собственность.

Самое главное, что стоит запомнить, кадастровый паспорт МКД является самым главным документом, который вам понадобиться, поэтому этим вопросом нужно будет заняться в первую очередь.

Земля и многоэтажки

Данный вариант самый простой, потому что вам нужно будет выбрать своего председателя МКД, который будет представлять ваши интересы в дальнейшем. После этого вам нужно будет пройти экспертизу оценщиков из БТИ, которые обозначат границы придомового земельного участка. А после этого подать прошение в органы местного муниципалитета, которые и вынесут свой вердикт.

Последствия и обязанности

После того как процесс будет завершен, все жители многоквартирного дома станут его владельцами. Это дает ряд преимуществ. К примеру, вам больше не нужно бояться, что ваш дом снесут или нанесут ему непоправимый ущерб. Также вы сможете ограждать и обустраивать ваш придомовой земельный участок по своему усмотрению.

С другой стороны вас ожидает ежегодная выплата налога на землю и соблюдение всех норм и правил, которые касаются содержания и поддержания земельного участка и многоквартирного дома в отличном состоянии. Иначе вас могут ожидать штрафы и санкции. Еще одним минусом можно считать и то, что вы не сможете внести даже самые незначительные изменения без подписи одного из собственников. То же самое касается продажи придомовых земельных участков. Вы не сможете это сделать без разрешения других владельцев, ведь вы владеете совместно, в равных долях.

Частный дом и его приватизация

Очень часто можно столкнуться с приватизацией земель и домов, которые являются частной собственностью и находятся на территории сел или загородных участков.

Для этого вам будет нужен целый пакет документов, который включает в себе такие:

  • Паспорт будущего владельца;
  • Документ, который подтверждает ваше право собственности на здание и землю;
  • Технический паспорт на каждую постройку;
  • Выписка из ЕГРП;
  • План участка с его границами;
  • Договор аренды земельного участка или же ордер на него.

План участка вы сможете заказать либо в частной компании, либо в государственной. На его основании и будет определено, какого размера участок вам достанется.

Покупка и приватизация земли

Если же вы решитесь на приватизацию земли под многоквартирным домом, который был построен после 2001 года, то, скорее всего, эта процедуры будет для вас платной. Сумма налога будет рассчитана после оценки земли и построек, которые на ней находятся.

Именно поэтому от вас потребуются дополнительные документы:

  • Справка об оценочной стоимости из БТИ или частной компании;
  • Справка из налоговой инспекции;
  • Технические паспорта на каждую из построек, которые расположены на земельном участке.

Какие могут возникнуть проблемы?

Первая спорная ситуация – когда будут проводить замер придомовой территории под МКД и определять границы. Лучше, чтобы это происходило в присутствии всех жильцов, чтобы ни у кого после не возникало вопросов.

Если же частный дом с землей находится в приватизации у нескольких человек, то преимущество за тем, у кого оформлены они более правильно. Поэтому важно сделать все верно с первого раза, ведь второй раз приватизировать вы уже не сможете.

У подобной процедуры приватизации многоквартирного дома с землей есть свои плюсы и минусы. Главное – это ваше желание и понимание того, что вам предстоит пройти. Если вы будете внимательны, то уже через несколько месяцев вы станете равноправным владельцем своей доли придомовой территории и сможете распоряжаться ею на свое усмотрение. Не забывайте про помощь юристов и коммуникацию с другими жителями дома.

Дорогие читатели!

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно).

Собственники жилых помещений имеют право собственности на земельный участок, расположенный под многоэтажным домом. Исключение составляют случаи, когда земля принадлежит государству или муниципалитету и подлежит отчуждению.

Земельный участок под многоквартирным домом и непосредственно рядом со зданием считается общим имуществом.

Граждане вправе распоряжаться сообща общей домовой территорией. Они могут провести собрание и уполномочить ТСЖ или управляющую организацию сдать участок в аренду, создать общую благоустроенную парковку и т.д.

Зачем оформлять в собственность?

Передача земли в собственность важна потому, что он может стать объектом изъятия для государственных и муниципальных нужд . Если земля находится в частной (общей долевой собственности), то забрать землю можно только при соблюдении порядка ее выкупа (вместе с домом).

При уяснении вопроса – зачем приватизировать землю под многоквартирным домом, следует помнить, что после сделки увеличивается выкупная цена квартир.

Если сделка предполагает выкупную цену, то переход права собственности осуществляется по стоимости, утвержденной местными властями.

Граждане – собственник жилых помещений, под которыми земля находится в аренде вправе оформить ее в частную собственность в любое время. Вопросы судебной практики решаются согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 № 11.

Условия

Основное условие – наличие у земельного участка точно определенных границ. У граждан должно быть право на приватизацию. Сделать это могут только собственники квартир.

Земля должна быть предоставлена под застройку на законных основаниях . Многоквартирный дом должен быть построен и введен в эксплуатацию согласно земельным и градостроительным нормам.

Приватизация земля под многоквартирным домом

Каких-либо сроков давности для передачи земли из публичной в частную собственность не существует.

Граждане вправе собрать техническую документацию , правоустанавливающие документы на землю и обратиться за оформлением, регистрацией права собственности в заявительном порядке.

Под новостройкой

Передача права собственности на землю под новостройкой зависит от изначального статуса участка. Если застройщик приобрел землю на праве собственности, то никаких действий по приватизации не требуется.

Земля и так остается в собственности у приобретателей недвижимости. При оформлении на участок договора муниципальной аренды земля подлежит выкупу в порядке, утвержденном ст. 2-3 ЗК РФ.

Куда обращаться?

В крупных городах следует обращаться в департамент (управление) имущественных и земельных отношений или специализированные отделы местной администрации. В небольших населенных пунктах нужно обращаться в земельный отдел городского (сельского) совета.

Необходимо предоставить заявление и.

Порядок оформления

Для проведения приватизации необходимо провести собрание собственников жилья. Оно инициируется отдельными гражданами, ТСЖ – если оно желает убедить жильцов в пользе частной долевой собственности на земельный участок.

О собрании граждане должны быть предупреждены заблаговременно. Голосование осуществляется большинством голосов. Допускается подача голосов в заочной форме и поквартирный сбор подписей.

При положительном результате собрания заверенный участниками протокол прилагается к заявлению и остальным документам. Должностные лица вправе инициировать проверку достоверности поставленных в протоколе подписей.

Документы

Для приватизации земли под многоквартирным домом нужны следующие документы:

  • протокол собрания жильцов;
  • заявление о передаче участка в собственность;
  • технический паспорт на участок;
  • поэтажный план здания с экспликацией;
  • технический план участка.

Документы предоставляются в бумажной форме. Допускается предоставлять сведения в электронном виде , но тогда они должны быть подписаны электронно-цифровой подписью заявителя.

Сроки

Время сбора документов может занимать до полугода. При обнаружении нарушений в оформленной земельной документации они должны быть исправлены, что также может занять дополнительное время.

Проверка документов занимается до двух месяцев. Может потребоваться проведение экспертизы участка, изучение имеющейся документации, запрос дополнительных сведений из регистрирующих органов.

Приватизация завершается регистрацией сделки в Росреестре – согласно правилам «О государственной регистрации недвижимости и сделок с ней», принятым в 2015 году.

Стоимость

Граждане выкупают земельные участки по стоимости, установленной субъектами РФ. В 2017 году она составляет:

  • 20% от кадастровой стоимости земли в городах с население более 3 млн. чел.
  • 2.5% от кадастровой стоимости земельного участка в другой местности.
  • До установления регионами цены на земельные участки за выкупную стоимость принимается наибольшая для данной местности цена на землю.

Дополнительной оплате подлежит сбор документов, внесение коррективов в техническую документацию. В среднем, приватизация земли может обойтись в 30 тыс. рублей, с учетом услуг представителя.

Окончательная цена зависит от местности, количества участников, оплаты стоимости дополнительных услуг.

Какие трудности могут возникнуть?

Не все жильцы могут согласиться выкупать свою долю земли и оплачивать дополнительные расходы. Разногласия могут возникнуть на стадии определения выкупной цены.

Существующие недостоверные данные в документах могут стать основанием проверки законности предоставления участка под застройку.

Иногда затягиваются сроки сбора документов. Может быть утерян технический план участка, что потребует оплаты услуг кадастровых инженеров.

В приватизации может быть отказано при ненадлежащем удостоверении полномочий представителей, которые обращаются в государственные и муниципальные органы . Решение о передаче земельного участка может проводиться в судебном порядке . В спорных ситуациях целесообразно воспользоваться помощью квалифицированного юриста.

На видео об оформлении земли

ВОПРОС: О приватизации жильцами земли под многоквартирным домом.

ОТВЕТ:

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СОСТАВА ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ ОБЩИМИ

СОБРАНИЯМИ СОБСТВЕННИКОВ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ РЕШЕНИЙ О ФОРМИРОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НА КОТОРЫХ РАСПОЛОЖЕНЫ МНОГОКВАРТИРНЫЕ ДОМА: ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ от 3 июля 2007 г. N 569-ПП (в ред. постановления Правительства Москвы от 01.01.2001 N 423-ПП)

Подробнее: http://www. *****/laws/moscow07/pages/.php

О ПЕРЕДАЧЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ В ЧАСТНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ: ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ от 01.01.01 г. N 431-ПП

(в ред. постановлений Правительства Москвы

от 01.01.2001 N 411-ПП, от 01.01.2001 N 944-ПП,

от 01.01.2001 N 29-ПП, от 01.01.2001 N 203-ПП,

от 01.01.2001 N 532-ПП, от 01.01.2001 N 1040-ПП,

от 01.01.2001 N 1147-ПП, от 01.01.2001 N 46-ПП,

от 01.01.2001 N 643-ПП)

Подробнее: http://www. *****/nrmdocs/d2754dr408759m429.html

Приватизация земли под многоквартирным домом дает право распоряжаться имуществом на правах собственника, - говорит член исполкома Совета домовых комитетов Татьяна Комарова. - К сожалению, мало кто из туляков знает про свое . Оформить земельные участки можно в любое время - сроки законом не установлены. Даже в кооперативных домах, в которых земля под домом находится в аренде, можно до истечения срока аренды оформить право собственности.

Подробнее: http://www. tula. *****/gazeta/689/dom/3946/

РАСПЕЧАТАЙ И СОХРАНИ Как приватизировать землю под домом

1. Провести общее собрание собственников жилья. Можно в заочной форме - раздать уведомления о проведении собрания и бюллетени с вопросом, который выносится на повестку. В приватизированных квартирах правом голоса обладает собственник жилья, в муниципальных - представитель администрации, которого заранее уведомляют о проведении собрания (подробнее порядок проведения собрания регламентируется ст. 44-48 Жилищного кодекса РФ). Решение считается принятым, если свое согласие дали более 2/3 собственников жилья.

2. Выбрать на общем собрании уполномоченного, который будет представлять интересы других собственников в администрации и других учреждениях. Им может быть любой совершеннолетний, дееспособный собственник жилья, как работающий, так и пенсионер.

3. Получить кадастровый план в Управлении Роснедвижимости (для жителей Т). Если он отсутствует, администрация по заявлению жильцов в течение месяца должна обеспечить изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утвердить проект его границ. Примерная стоимость - около 30 тысяч рублей, но согласно Постановлению Правительства № 000 пункт 7 от 01.01.01 года, эти расходы должна взять на себя администрация.

4. Обратиться в администрацию с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана) (согласно ст. 36 Земельного кодекса РФ).

5. В течение двух недель со дня поступления заявления администрация должна принять решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно (в соответствии с пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса) или на праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 1 ст. 20 Земельного кодекса). Либо подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

6. Для госрегистрации земельного участка под домом и внесения его в Единый государственный реестр представитель собственников жилья должен представить в территориальный отдел Управления Росрегистрации по месту нахождения дома (согласно приказу Министерства юстиции РФ от 01.01.01 года №29):

o заявление о госрегистрации права общей долевой собственности,

o документы о формировании администрацией земельного участка,

o кадастровый план земельного участка, на котором расположен дом,

o решение общего собрания собственников жилых помещений о формировании земельного участка, на котором расположен жилой дом,

30.06.2014 Юридические вопросы использования земли под многоквартирными домами являются достаточно сложными. Безусловно, это связано с тем фактом, что данная территория может быть только коллективной собственностью всех владельцев объекта.
Больше всего проблем возникает с землей, прилегающей к многоквартирному дому, которой также могут владеть только все собственники строения.

Несколько последних лет ведутся большие споры относительно того, является ли «приватизация» земельного участка под многоквартирным домом выгодной для собственников жилых и нежилых помещений. На настоящий момент, уже достаточно информации, в т.ч. судебной практики, чтобы сделать четкий вывод.

Правовые предпосылки.
Сначала немного о правовых предпосылках. В соответствии со ст. 36 Земельного Кодекса РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством. Согласно ст.16 Жилищного Кодекса РФ земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Государственная регистрация не нужна.
Таким образом, реализовав в Жилищном кодексе РФ и Федеральном законе «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации » предписания Конституции РФ с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, федеральный законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом как элемента такого общего имущества в сферу именно жилищного законодательства. Следовательно, право собственников помещений многоквартирного дома на земельный участок вытекает напрямую из права собственности на жилое или нежилое помещение в таком доме. Это означает, что - в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом РФ, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.

На что имеет право местное самоуправление.
Однако, исходя из конституционной презумпции равенства граждан РФ, закон не может ставить лиц, находящихся в одинаковых условиях , в разное правовое положение . Следовательно, не может быть нарушено общее положение гражданского законодательства , что для приобретения права собственности, пусть и долевого, необходимо принятие в первую очередь решения самим будущим собственником, а предоставление земельного участка под многоквартирным домом это обязанность, но никак не право органа местного самоуправления.
В силу части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» собственники помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован и в отношении которого не проведен государственный кадастровый учет, не могут без проведения общего собрания собственников потребовать формирования земельного участка и тем самым - реализации права, вытекающего из части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, хотя они фактически осуществляют владение и пользование несформированным земельным участком наравне с собственниками помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым сформирован. Поэтому их обращение с заявлением о формировании земельного участка имеет целью исключительно юридическое оформление уже существующих отношений. Кроме того, поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
Таким образом, действия органа местного самоуправления, направленные на отказ от формирования границ в рамках площади необходимой и достаточной для обслуживания и управления многоквартирными домами, в границах, утвержденных решением общего собрания собственников помещений, можно считать незаконным и необоснованным.
Основные проблемы собственников, равно как и их домоуправляющих организаций, сводятся к тому, что на момент приобретения общедолевого права собственности на земельный участок собственники радуются, что им предоставляют землю бесплатно, а вот о последствиях, в т.ч. финансовых, такой собственности они, к сожалению, не задумываются.
Плюсы и минусы наглядно.
Если систематизировать плюсы и минусы для собственников помещений в многоквартирных домах (МД), то выглядеть это будет следующим образом:
ПЛЮСЫ МИНУСЫ
1) Дополнительные гарантии:
1.1. Без согласия собственников невозможно использование земельного участка, как например, прокладка новых дорог, строительство, организация коммерческих и иных предприятий (мойки, автостоянки, гаражи и т.п.) на территории принадлежащей собственникам МД;
1.2. Без согласия собственника невозможно какое-либо отчуждение части земельного участка, равно как и невозможен снос (постройка) каких либо строений;
1.3. Невозможно изъять земельный участок для муниципальных (государственных) нужд бесплатно. 1) Собственники земельного участка (его доли), обязаны ежегодно платить земельный налог (он рассчитывается как процент от кадастровой стоимости земельного участка). Кадастровая стоимость земли, на настоящий момент, весьма приближается к рыночной.
2) Дополнительная возможная прибыль. Собственники вправе сдавать часть земельного участка в аренду или предоставлять его для иного возмездного использования. Кроме того, наличие собственности на землю существенно увеличивает стоимость квадратного метра жилого или нежилого помещения. 2) Собственники обязаны нести ответственность за содержание своего земельного участка. Следовательно, обязанность по содержанию, ремонту, уборке дорог, элементов благоустройства (газонов, площадок, зеленых зон, парковочных мест и т.п.) несет собственник, а, значит, к нему могут быть применены меры ответственности. Собственник (его домоуправляющая компания) могут быть оштрафован за неубранный снег, за невывезенный мусор и т.д.
3) Удобство использования. Собственники вправе совершать с земельным участком различные действия, в т.ч. направленные на его благоустройство, строительство дополнительных сооружений, ограждений, детских площадок и иных строений, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности МД. 3) В качестве минуса также следует указать и увеличение стоимости квадратного метра помещений, поскольку это сужает для собственников круг покупателей и арендаторов, равно как и увеличение расходов на содержание общего имущества МД.
Отрицательные плюсы.
Как мы видим, количество плюсов перевешивает количество минусов, однако же, на второй взгляд явные плюсы могут стать отрицательными. Собственники помещений в многоквартирном доме в Нижнем Новгороде недолго радовались, когда на публичных слушаниях по поводу формирования границ земельного участка их представителям предоставили проект границ под их МД площадью около 7000 м.кв. Причем две трети сформированного земельного участка занимали общегородские инженерные коммуникации и внутриквартальные дороги. Для того, чтобы понять глубину проблемы, необходимо вспомнить, что согласно приказа Министерства коммунального хозяйства РФ №197 от 17.08.1992г. в пределах территории охранных зон тепловых сетей запрещается проведение строительства, капитального ремонта , реконструкции, земляных работ (планировка грунта, посадка деревьев и кустарников), работ связанных с разбиванием грунта и дорожных покрытий и т.д. На настоящий момент обязанность по содержанию придомовых территорий, дорог и проездов, ремонту тротуаров, парковочных «карманов», детских и спортивных площадок, озеленение и благоустройство дворовых территорий, уборку снега и наледи в зимнее время, листвы осенью, по наружному освещению и т.д. на земельных участках, находящихся не в собственности граждан, возложена на соответствующие городские службы.
Таким образом, приняв земельный участок в границах, сформированных городом, собственники помещений многоквартирного дома, получили бы на самом деле огромную территорию, не пригодную для нужд собственников, невозможную к использованию для обеспечения деятельности домоуправляющей организации (ТСЖ в данном случае) и получения собственниками финансовой и иной выгоды, поскольку какие – либо объекты на охранных зонах инженерных коммуникаций возводить нельзя, благоустройство, детские площадки или парковки делать не целесообразно (как все мы знаем, сети имеют тенденцию к нарушению своей целостности). Тогда как расходы по содержанию общего имущества собственников возросли бы существенно, а именно: налог на землю, затраты на содержание, в т.ч. затраты на содержание внутриквартальных проездов, которыми пользуются далеко не только собственники данного многоквартирного дома.
Собственники помещений данного многоквартирного дома уполномочили на обращение в суд и найм квалифицированного юридического представителя . Совместно с ТСЖ мы обратились в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением по оспариванию действий Администрации города Нижнего Новгорода по утверждению проекта границ земельного участка под домом и обязании органа местного самоуправления утвердить иные границы, устраивающие собственников. Арбитражный суд встал на сторону собственников помещений данного многоквартирного дома и принял решение в их пользу, апелляционная инстанция поддержала выводы Арбитражного суда Нижегородской области.

Еще ложка догтя.
Возвращаясь к вопросу о плюсах, которые совсем и не плюсы. В качестве аргумента для скорейшего оформления в собственность земли некоторые жители приводят такой - возможность строительства полезных и нужных для граждан объектов на придомовой территории.
Но здесь необходимо знать и помнить, что любая территория в городе имеет свое назначение и на участке под многоквартирным домом ларек, торгующий алкогольной продукцией , например, построить никто не разрешит. Возможности использования придомовых территорий очень ограничены. Это обусловливается многими факторами: скученностью застройки жилых домов, градостроительными ограничениями, нормативно-техническими требованиями, и т.д. Помимо этого в качестве плюса оформления земли в собственность некоторые считают увеличение рыночной стоимости жилья после оформления общедолевой собственности на землю. На самом деле это не так. Сама по себе доля в земельном участке под многоквартирным домом существует лишь гипотетически: ее реально нельзя продать, подарить, получить под него кредит. Земельный участок неотторгаем от жилого дома, т.е. лишен самостоятельной оборотоспособности. Как неотторгаема и часть общедомовой собственности, которой владеет собственник, - кусочек или квадратный дециметр чердака.

Подводим итоги.
Подводя итог рассуждениям о полезности или вредности приватизации придомовой территории, следует помнить об одном весьма существенном обстоятельстве: передача земельных участков в собственность под многоквартирными домами, в первую очередь, снизит финансовую нагрузку органа местного самоуправления, а соответственно, органам власти сейчас очень выгодно «повесить» расходы на содержание домовых территорий на граждан. Даже приблизительный подсчет показывает, что ежемесячные платежи собственников могут вырасти в среднем на 150-400 рублей. По опыту других стран можно сказать, что быть землевладельцем и собственником недвижимости очень накладно. Такие налоги могут составлять от 6–7 до 15–25% от вашего совокупного годового дохода. Это очень большой минус, поскольку тенденции показывают стремление нашей страны к повторению зарубежного опыта в т.ч. и в части увеличения налогового бремени.

Как только люди в выпусках новостей или от своих знакомых слышат о ситуациях, в которых у жильцов для строительства каких-либо объектов или для иных нужд «отжимают» придомовую территорию, они начинают задумываться над вопросом, как приватизировать землю под многоквартирным домом, дабы обезопасить себя от подобного рода неприятностей.

Для ответа на эти вопросы следует разобрать все аспекты, связанные с приватизацией участков под жилыми домами, а также провести сравнение положительных и отрицательных последствий данной процедуры.

Перед тем, как приступить к разбору вопроса, можно ли проводить приватизацию участков под многоквартирными домами, следует разобраться с дефинициями, которые неоднократно будут использованы далее.

Многоквартирный дом (далее – также «МКД») – строение, предназначенное для проживания людей, в нём должно быть как минимум две квартиры, а у квартир – обособленные выходы в помещения общего использования (например, подъезды), либо на придомовой участок.

Если дом вышеуказанными признаками не обладает, то он не многоквартирный.

В частном доме на одного хозяина, когда последний является лицом, которое и владеет всем само, и отвечает за весь дом само, то у МКД совершенно иное правовое положение. Это связано с тем, что у МКД есть квартиры, которыми владеют отдельные лица, и есть имущество общее, которое принадлежит «всем сразу», и которым пользуются все проживающие в таком доме.

К такому имуществу относятся:

  1. Все помещения, которые не являются составными частями площади квартир (лестничные клетки, чердачные и подвальные помещения и все иные подобные).
  2. Крыша и все её технологические элементы (трубы, вытяжки, стропила, шифер и т. д.).
  3. Несущие конструкции (это стены и перекрытия, без которых дом просто развалится).
  4. Ограждающие конструкции общего назначения (двери в подъезде, например), иное общее имущество, которым пользуются все жильцы (перила, крыльцо и т. д.).
  5. Электротехническое оборудование, которое необходимо для общего обслуживания дома (проводка до квартир, распределительные щитки, лифты со всеми механизмами и прочее);
  6. Измерительные общедомовые приборы для учета поступающих в дом коммунальных ресурсов;
  7. Земельный участок (далее по тексту – «ЗУ»).

То есть, существуют две грани имущества, имеющегося в МКД – личное (квартиры и всё, что в них, включая и проводку и водопроводные трубы) и общее (согласно описанию выше).

Земельный участок, в числе прочего, также относится к общему имуществу дома. У такого имущества особенное правовое положение – оно принадлежит сразу всем хозяевам квартир и не делится на отдельные кусочки для каждого.

Об этом прямо говорят статьи 36 ЖК РФ и 16 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» (далее – также Закон о введении ЖК РФ). В данных нормах права императивно устанавливается, что ЗУ, на котором стоит дом, принадлежит всем владельцам помещений МКД на праве общей долевой собственности. Только так и никак иначе. Никаких оговорок.

Что данные нормы значат для жильцов? Согласно им, такой участок является единым и неделимым. Ошибочно предполагать, что приватизация ЗУ под МКД сделает кого-либо из квартировладельцев полноправным хозяином какого-то клочка земли под окнами дома, на котором сможет делать всё, что душе угодно. Это совершенно не так. Приватизация применительно к данному конкретному случаю представляет собой процесс, результатом которого станет возникновение у всех хозяев помещений права общей собственности на него.

Все ЗУ под домами – это исключительно общая собственность всех хозяев помещений дома. Они едины и неделимы, и из них нельзя выделить некую часть, которая принадлежала бы отдельным её жильцам. Закон таких исключений не устанавливает.

Казалось бы, всё просто, но что такое земельный участок с точки зрения закона? Это участок, где расположен сам дом, а также элементы его благоустройства (скамейки, сушилки для белья, детская карусель, место под стоянку средств передвижения и прочие объекты, созданные для нужд жильцов такого дома) и озеленения (деревья, насаждения кустарников, клумбы с цветами и т.д.).

Площадь, которая занята самим домом – это минимальный размер такого участка. Меньше он быть не может.

Следует обратить внимание, что в вышеназванных статьях ФЗ закона чёрным по белому написано, что земельный участок и так принадлежит всем хозяевам помещений. Это может вызвать определенные затруднения у людей, которые не является юристами, и не разбираются в правовых тонкостях. Если жильцы и так собственники, то что тогда приватизировать?

Приватизация – это возмездная либо безвозмездная передача собственности государственной в частные руки.

Как можно приватизировать то, что и так уже по закону принадлежит владельцам квартир?

Чтобы разобраться в сущности вопроса, необходимо обратиться к нормам ЖК РФ.

Согласно нормам ранее уже упоминавшейся ст.16 Закона о введении ЖК РФ, если участок под МКД не был размежёван (т. е. создан, выделен из всей остальной окружающей его земли) до 01 марта 2005 года (это дата введения ЖК РФ), тогда никакого права собственности у владельцев квартир на него нет.

Но такого права нет только лишь по одной простой причине: потому что нет самого участка – его не создали.

Понятия «земля» и «земельный участок» – совершенно не идентичные с точки зрения юриспруденции. Владеть на праве собственности можно только «земельным участком». Земля – это вообще вся земля, что есть, не имеющая никаких границ. Чтобы часть земли стала именно «ЗУ», она должна быть размежёвана (у неё появятся границы) и поставлена на кадастровый учет в Росреестре (у неё появятся идентифицирующие признаки) – то есть, участок станет объектом недвижимости, на который могут приобретаться соответствующие права.

Итак, если ЗУ под МКД до обозначенной в законе даты образован был, то он перешел в общую собственность всех квартировладельцев дома на безвозмездной основе.

Никаких дополнительных приватизационных мероприятий жильцы производить не должны.

Новые собственники, которые приобретают квартиры, становится и владельцами участка.

Если же до обозначенной выше даты участок образован не был, и как следствие, право общей собственности у жильцов не возникло, следует руководствоваться положениями ст.16 Закон о введении ЖК РФ.

Согласно им, чтобы создать ЗУ под домом, необходимо произвести ряд последовательных действий:

  1. Созвать и провести общее собрание жильцов.
  2. Принять решение о выделении участка (решение будет считаться принятым, если за него отдадут голоса 50% жильцов + 1 голос, т. е., будет принято простым большинством голосов);
  3. Уполномочить лицо, которое обратится с соответствующим заявлением во властные органы (при этом стоит заметить, что Конституционный Суд признал норму «об уполномоченном лице» частично не соответствующей Конституции и указал, что обратиться с заявлением может абсолютно любое лицо их числа жителей – по мнению суда, норма об «управомоченном» лице ущемляет законные права и интересы иных владельцев помещений).

Когда участок сформируют и поставят на кадастровый учет (т. е., после того, как участок станет объектом недвижимости), он станет собственностью всех домовладельцев.

Вот именно этот переход собственности и будет называться «приватизацией земельного участка».

Согласно нормам уже многократно упомянутой ст.16 Закона о введении ЖК РФ, вопросами создания и постановки участка на учёт занимаются органы госвласти или власти муниципальной (далее – также «Органы МСУ»). Т. е., для того, чтобы запустить процедуру по выделению ЗУ под МКД, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в местную мэрию (по месту нахождения МКД).

Администрация должна провести все расходы по межеванию за свой счёт.

Отказаться от выполнения данной обязанности органы МСУ не могут, т. к. обязанности эти установлены прямым указанием закона.

Однако процедура может оказаться небыстрой. Мало того, что сроки для осуществления процедуры закон не устанавливает, так еще и бюджета у органов МСУ может просто на данные цели не хватить. Бюджет местной администрации в расходной и доходной частях формируется заблаговременно, и если квартировладельцы принимают решение о приватизации, когда бюджет полностью сформирован, то есть риск того, что денег на все требуемые мероприятия на самом деле может не быть, и придётся ждать следующего года, когда будет формироваться новый бюджет, уже с учётом данных расходов. Ведь кадастровые работы требуют заключения договора со специализированной организацией, а их услуги дешёвыми не назовёшь.

Кроме того, когда муниципалитет будет заключать договоры на межевание, ему придётся проводить конкурс, который обязателен для всех заключаемых муниципальных контрактов, а это также занимает определённое время. Им нельзя просто взять и заключить контракт с первым понравившемся кадастровым инженером – необходимо объявлять конкурс и выбирать лучшее по цене предложение.

Границы участка будут определяться по естественным границам смежных с ним участков, с учетом элементов озеленения и благоустройства МКД, транспортных, инженерных систем. Но, как уже отмечалось выше, земельный участок никак не может быть меньше той площади, которую занимает сам дом.

Если деньги в бюджете нашлись, то это просто замечательно. Значит, муниципалитет проведёт все необходимые работы по межеванию и постановке участка на государственный кадастровый учет.

Итак, органы МСУ всё требующееся от них исполнили – ЗУ выделен и состоит на кадастровом учёте. Нужно ли проводить какие-либо мероприятия жильцам, чтобы зарегистрировать своё право на него?

Нет, никаких подобных мероприятий не требуется. Согласно закону, право на общее долевое имущество следует за «основным» правом собственности на помещение в доме.

Другими словами, общая собственность на ЗУ вытекает из права собственности на квартиру или иное помещение в доме. Права хозяев квартир на участок возникают одновременно с появлением прав на квартиру, и утрачиваются, когда квартира переходит в собственность иных лиц.

Регистрировать права на участок как-то отдельно не требуется – достаточно того, что само право на помещение уже зарегистрировано.

Доля владения участком пропорциональна квартирной площади, коей владеет жилец.

В реестре записи о том, что участок владеет «Дядя Ваня и Ко» никто не найдет – нужно смотреть, кто владеет квартирами, и делать вывод, что и участком владеют те же самые лица.

Положительные и отрицательные стороны приватизации участка под МКД

Оформление земли под многоквартирным домом налагает на домовладельцев определенные обязанности, а не только предоставляет права.

Позитивные последствия для жильцов, которые за собой повлечет приватизация земельного участка:

  • теперь без согласия жильцов станет невозможно использовать земельный участок, относящийся к МКД – никто не построит никаких увеселительных заведений, не возведёт пивной ларёк и не проложит коммуникации. Всё только с согласия собственников (этот пункт, как правило, рассматривается как основное преимущество);
  • изъять участок для нужд государства теперь можно только через уплату соответствующей компенсации;
  • собственники получат право сдавать часть участка в аренду и получать прибыль;
  • наличие оформленного земельного участка, как правило, увеличивает рыночную стоимость квартир;
  • собственники получают возможность использовать земельный участок по своему усмотрению, создавать на нём детские площадки, например.

Перед тем как оформить землю под многоквартирным домом в собственность, следует помнить и об отрицательных последствиях такого шага. Но из того, что действительно можно отнести к отрицательным моментам, выделяется, пожалуй, только один пункт: бремя содержания участка будут нести сами собственники. Если у них заключён договор с управляющей организацией, то земельный участок, как объект общего имущества, будет обслуживаться ею. Соответственно, возрастёт цена услуг управляющей компании.

С 2015 года земельные участки под МКД перестали являться объектами налогообложения, поэтому никакого земельного налога за них платить не придётся.

До 2015 года такой налог на самом деле уплачивался, и этот факт рассматривался ранее как основное негативное последствие приватизации. Хотя справедливости ради нужно заметить, что такой налог составлял не столь внушительные суммы, чтобы они хоть как-то влияли на семейный бюджет. Да и уплачивать налог нужно было всего лишь 1 раз в год.

Приватизация возможна только в том случае, если до 01.03.2005 участок создан не был. Если он сформирован был, то владельцы жилья уже обладают им совместно – на праве общей долевой собственности.

Если МКД еще не имеет под собой юридически оформленного участка, то вопрос о его создании в правомочии самих жильцов. Если домовладельцы пожелают оформить участок, то для этого нужно лишь созвать собрание и обратиться в местную администрацию с заявлением. Самостоятельно, разумеется, межевание и регистрацию жильцам производить будет не нужно.

Выгоды такого мероприятия очевидны. Собственники становятся более защищёнными от посягательств третьих лиц на придомовую территорию. Теперь никто без ведома самих жильцов не сможет заняться постройкой каких-нибудь павильонов или ларьков. Такое соседство далеко не каждому было бы по душе. Кроме того, участок теперь невозможно будет изъять для государственных нужд без выплаты соответствующей компенсации.