Специальный счет в банке - что это? Как открыть спецсчет: самая подробная инструкция Какие компании считаются платежными агентами

29 сентября 2011 года вступил в силу закон "О национальной платежной системе", который привнес изменения в отношения интернет-магазинов с финансовыми посредниками между ними и покупателями – курьерскими службами и платежными системами. Несмотря на то, что с этого момента прошло уже почти три месяца, до сих пор не все участники рынка онлайн-коммерции привели свою деятельность в соответствие новым требованиям.

В частности речь идет о необходимости (или отсутствии оной) заводить специальный расчетный счет №40821. Узнав об интересе к этому вопросу наших читателей , мы решили прояснить ситуацию, обратившись к первоисточнику в законодательстве и взяв комментарии у юристов и представителей онлайн-бизнеса.

Буква закона

Итак, счет №40821, или, как его еще неформально называют, "408 счет". Вот что говорится о нем в законе от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ .

Кому и для чего?

В статье 4, пунктах 14 и 18, указано, что платежные агенты при приеме платежей обязаны использовать специальный банковский счет для осуществления расчетов. Также этот счет должны использовать поставщики товара при расчетах с платежным агентом.

Сделаем небольшое уточнение. Платежный агент – это компания, которая является посредником между интернет-магазином и покупателем. Им может быть, как уже упоминалось выше, курьерская служба, фирма-владелец терминала оплаты или система денежных переводов. Под поставщиком товара в нашем случае понимается не кто иной, как интернет-магазин.

Для каких операций?

В пункте 19 все той же статьи 4 применительно к интернет-магазинам фигурирует следующая информация: счет №40821 является связующим звеном между поставщиком товара и платежным агентом, с него переводятся средства на другие счета компании, а также на него могут напрямую зачисляться платежи от клиентов. Более того, пункты 18 и 20 жестко ограничивают свободу действий интернет-магазинов. В них указано, что с платежным агентом нельзя взаимодействовать иначе как через счет №40821 и что никакие другие операции, кроме вышеуказанных, с ним невозможны.

А кто проверит?

А проверит, собственно говоря, наша вечно бдящая ФНС. В статье 7, пунктах 4 и 5, говорится о том, что именно она осуществляет контроль взаиморасчетов платежных агентов и поставщиков, в том числе проверяет наличие счета №40821 и полноту прохождения именно через него всех обозначенных выше операций. При этом налоговая инспекция может уточнить все это напрямую в банке, без обращения в проверяемый интернет-магазин.

Ближе к практике

Действие нового закона прокомментировали эксперты: Елена Денисова , руководитель коммерческой практики гражданско-правового департамента юридической фирмы "Клифф", и адвокат Олег Сухов , ведущий юрист "Первого Столичного Юридического Центра".

В соответствии с законом "О национальной платежной системе" поставщикам товара необходимо использовать отдельный банковский счет (счета) №40821 для взаимодействия с юридическими лицами, заключившими с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему наличных денежных средств. Данный счет каждая организация открывает в своем обслуживающем банке.

Елена Денисова призывает обратить внимание на следующее: если ранее использовался транзитный счет №40821 для перечисления денежных средств на текущий расчетный счет, его можно было использовать только до 29 сентября 2011 года. После этой даты необходимо использовать только специальные банковские счета №40821. Безналичные денежные средства могут поступать на данный счет с собственных счетов организации, открытых в другой кредитной организации и используемых для внесения наличности, полученной от плательщиков, или на пополнение оборотных средств (гарантийного депозита) в платежной системе.

При этом, как отмечает г-жа Денисова, положения Федерального закона от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в безналичном порядке (пункт 4) и в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности (пункт 5). То есть, если все расчеты с покупателями осуществляются напрямую через банк (безналичные средства поступают с расчетного счета клиента сразу на расчетный счет интернет-магазина), требование об открытии специального счета 40821 к такому интернет-магазину не относится.

Олег Сухов, в свою очередь, прокомментировал применимость положений закона к интернет-магазинам в конкретных ситуациях.

Если интернет-магазин имеет штатных курьеров и принимает наличную оплату от клиентов при доставке, то он является обычным хозяйствующим субъектом и не должен заводить этот счет, поскольку в данном случае нет посредника-агента.

Если интернет-магазин отправляет товар со сторонней курьерской службой и получает через нее от клиента наличные средства, то в данном случае курьерская служба является посредником, поэтому для расчетов с этим посредником необходимо иметь специальный расчетный счет.

Если интернет магазин принимает оплату через посредников (QIWI и другие платежные системы), то для расчетов с ними специальный расчетный счет необходим.

Если интернет магазин является посредником-агентом , то есть продает не свой товар (не является его владельцем до момента продажи), то он обязан открывать такой счет для расчетов с покупателями и поставщиками, поскольку выступает как платежный агент.

Порядок открытия

Порядок открытия счета №40821 несущественно отличается от открытия обычного расчетного счета. К заявлению на открытие указанного счета необходимо приложить следующие документы:

Договор специального банковского счета в двух экземплярах (оформляет банк);

Копия Договора на прием платежей физических лиц или иной документ, подтверждающий статус платежного агента/банковского платежного агента;

Копия Устава со всеми изменениями и свидетельств о регистрации внесения изменений (если изменения были зарегистрированы до 01 июля 2002 г.) или Свидетельств о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;

Копия Учредительного договора / Договора о создании общества (при наличии);

Копия Свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

Копия Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

Копия Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц;

Копия Информационного письма из органов статистики об учете в ЕГРПО (присвоение кодов ОКВЭД);

Копия решения (Протокола) о создании юридического лица (заверенная печатью организации и подписью руководителя);

Карточка с образцами подписей и оттиском печати (нотариально заверенная или оформленная в банке);

Анкета клиента Банка, а также анкеты физических лиц, имеющих доступ (полномочия по распоряжению) к банковскому счету, включая полномочия по распоряжению банковским счетом с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания (Банк-Клиент, Интернет-банкинг) (на бланке банка) и надлежащим образом заверенные копии их паспортов;

Копия Свидетельства о собственности (Договора аренды) на занимаемое помещение;

Приказы о назначении на должность руководителя и главного бухгалтера (заверенные печатью организации и подписью руководителя);

Доверенности на лиц, обладающих наравне с руководителем правом первой подписи (в случае если полномочия последних на распоряжение счетом не оговорены в Уставе), копия паспорта доверенного лица;

Приказ (распоряжение) об осуществлении бухгалтерского учета лично руководителем предприятия и представлении в банк платежных документов с одной подписью (в случае отсутствия в штате предприятия должности главного бухгалтера);

Доверенность на представление расчетных документов в Банк и получение выписок по счету, копия паспорта доверенного лица.

А что на самом деле?

Впрочем, как показывает практика, даже обязательство по отношению к закону не всегда становится основанием для изменения привычной системы расчетов. Нововведение прокомментировал Тимофей Шиколенков , представитель интернет-магазина "Аудиомания".

"Необходимость принятия закона, который бы регулировал взаимоотношения поставщиков и агентов, неоспорима. Увы, в подавляющем большинстве случаев законы, применимые к узкой сфере деятельности, такой как электронная коммерция, принимают, не посоветовавшись с экспертами рынка" , – оценил инициативу законодателей г-н Шиколенков.

Как сообщает Шиколенков, компания "Аудиомания" использует иную схему взаиморасчетов с платежными агентами, не предполагающую использование счета №40821. Ее суть сводится к трехстороннему соглашению между поставщиком, банком и платежным агентом. В рамках этого договора все расчеты между банком и агентом, в том числе взимание агентом вознаграждения, ведутся без привлечения поставщика. Напомним, закон "О национальной платежной системе" обязывает поставщиков товара использовать отдельный банковский счет для взаимодействия с юридическими лицами, заключившими с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему наличных денежных средств. Таким образом, если аналогичный договор создается между банком и компанией, получающей средства от клиентов интернет-магазина, счет №40821 оказывается ненужным.

Как комментирует Тимофей Шиколенков, "сложностей с адаптацией деятельности никаких не возникло, понадобилось лишь заключить новый договор. Раньше у нас был договор с платёжным агентом, теперь с банком, который перечисляет нам деньги" .

Подобная схема описана в письме Центробанка РФ от 21.11.11 N 166-Т. В частности, в нем говорится следующее: "Кредитные организации вправе осуществлять банковскую операцию по переводу денежных средств, получателем средств по которому может являться поставщик или управомоченное им лицо, в том числе платежный агент, при условии указания физическим лицом в распоряжении о переводе денежных средств поставщика или управомоченного им лица в качестве получателя средств. Указанный перевод денежных средств осуществляется кредитной организацией, как при наличии договора с поставщиком или его управомоченным лицом, так и при отсутствии указанного договора, на банковский счет поставщика или его управомоченного лица, не являющийся специальным банковским счетом" .

Специальный расчетный счет - дополнительный аккаунт, предназначенный для :

  1. Обобщения данных о перемещении денег в рублях или валюте, которая вращается внутри РФ или за ее территорией, и представлена в виде:
  • Аккредитивов.
  • Чековых книжек.
  • Векселей и прочих документов.
  1. Контроля средств на различных типах аккаунтов (особых, текущих и специальных).
  1. Учета движения денег, предназначенных для инвестиций в целевые проекты.

Говоря простыми словами, открытие специального счета - в первую очередь спасение для главбуха, которому сложно контролировать потоки исключительно по одному р/с.

Специальный расчетный счет: характеристики

При детальном рассмотрении можно выделить ряд характеристик специальных р/с :

  1. Обязательная привязка к уже открытому ранее р/с.
  2. Наличие нескольких видов специальных счетов, в зависимости от назначения. Здесь стоит выделить:
  • Депозиты.
  • Аккредитивы организации.
  • Корпоративный «пластик».
  • Аккаунты в валюте.
  • Чековые книжки.
  • Ссудные и прочие виды расчетных счетов.

Читайте также —

  1. Должны применяться:
  • Компаниями (юрлицами) и ИП в ситуации, когда в процессе деятельности поступают платежи от обычных граждан или физлиц за выполненные работы, услуги или реализованную продукцию.
  • Компаниями (юрлицами) и ИП в случаях, когда производится прием наличности от граждан (сюда же входит получение средств с помощью банкоматов или терминалов).
  1. Существуют правила применения специальных расчетных счетов, которые отражены в статье 15.1 КоАП РФ. Кроме того, в Федеральном законе под номером 103 выделено наказание за несвоевременное открытие специального счета и неправильное его применение. Размер штрафа зависит от лица, которое нарушило закон
  • Для лиц при должности величина финансового наказания составляет 4-5 тысяч рублей.
  • Для юрлиц - 40-50 тысяч рублей.

Какие бывают виды?

К основным видам специальных расчетных счетов стоит отнести:

  1. Аккредитивы - депозит, в котором не предусмотрено процентных начислений. В процессе деятельности организации с р/с на аккредитив переводится определенная сумма по приказу руководителя или главбуха. Впоследствии средства, направленные на аккредитив, применяются для совершения платежа за товар (услугу).

Открытие специального счета такого типа - по сути, поручение владельца р/с банку произвести платеж в случае, когда продавец выполнит условия соглашения. При этом оформление аккредитива производится под конкретного продавца. Период поставки продукции может корректироваться по согласованию.
Зачастую специальный расчетный счет открывается организациями, работающими в двух направлениях - с импортом и экспортом продукции.

  • Для оформления владелец расчетного счета открывает дополнительный аккаунт, куда перечисляются деньги на текущие расходы.
  • Чтобы снять средства, владелец оформляет чек, после чего получатель направляется в банк для обналичивания средств. По законам РФ такой документ недействителен без печати и подписи уполномоченной стороны.
  • Банк при получении бумаги не проводит дополнительных проверок, а выдает предъявителю сумму (при наличии упомянутых выше атрибутов).
  1. Депозитный - один из видов специальных счетов, целью которого является аккумулирование средств и (или) сохранение уставного капитала организации. Сегодня такие р/с рассматриваются с позиции инвестиций. Вложения могут производиться в рублях или валюте.

Особенности открытия

При открытии специального р/с стоит учесть ряд моментов:

  • В этом же банке должен быть оформлен расчетный счет.
  • Перемещение денег подчиняется общим правилам.
  • Для получения такой услуги клиент должен передать документы из ФНС, ПФ и прочих структур об отсутствии задолженностей за последние полгода.
  • Требуется написание заявления.

Специальный расчетный счет - помощник ИП или юрлица в ведении бизнес-деятельности. Главное - учесть действующие правила открытия и ведения таких аккаунтов.

Специальные расчётные счета для хозяйствующих объектов призваны обеспечить грамотное распределение средств. Что они собой представляют и каким образом используются, что такое спецсчет в банке - рассмотрим далее.

Спецсчета создаются для перечисления денежных средств с других расчётных счетов. Например, при получении оплаты от клиентов, поставщиков и платёжных агентов. Другими словами, источником поступления средств на спецсчёт являются платежи.

Назначение счета - целевые операции посредством безналичного расчета.

Кто обязан использовать спецсчёт в своей деятельности?

У юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получающих платежи, возникает обязанность сдачи наличных средств в банковские учреждения с последующим перечислением их на спецсчёт. Такой порядок регламентирован законом для следующих категорий хозяйствующих объектов:

  • поставщиков, занимающихся поставкой услуг при привлечении платёжных агентов;
  • юрлиц и ИП, осуществляющих приём платежей у граждан;
  • банковских агентов (субагентов), принимающих платежи посредством терминалов и использующих банкоматы.

Специальный счёт в банке для гособоронзаказа

Специальный счёт в банке для гособоронзаказа позволяет использовать накопленные средства на проведение оплаты услуг и потребительских нужд. Списание денежных средств и их использование регламентируется законом. В частности, для оплаты применяется идентификационный номер соответствующего распоряжения , а в правилах пользования имеются пункты, позволяющие отменить списание штрафов, налогов и неустоек в определённых условиях.

Открытие

Как происходит открытие специального счёта гособоронзаказа в Сбербанке и других финансовых организациях? Для того чтобы открыть спецсчёт для гособоронзаказа, банк должен выполнить ряд требований:

  • собственный капитал (в том числе оборотные средства) должен превышать 100 миллиардов рублей;
  • уставной капитал выражается в доле от 50% и выше;
  • деятельность основана на законных основаниях, подтверждена лицензией и одобрена государством;
  • осведомлённость по части деятельности, связанной с секретными разработками;
  • отсутствие специальных условий.

С целью предотвращения мошеннических действий и коррупционных схем для открытия спецсчёта гособоронзаказа существует ряд специальных условий.

Процедура оформления

Предварительно от объекта хозяйствования потребуется собрать необходимый пакет документов, заполнить специальные формуляры и собрать все подписи, заверить соответствующим образом бумаги и подать документы в банковское учреждение.

При вынесении банком положительного решения по данному заявлению заключается договор об открытии счёта с участием обеих сторон.

Важно! В течение рабочего дня банк вносит данные об открытии в регистрационной книге, о чём информирует заявителя. Далее исполнителю даётся 7 дней на оповещение о проведённой операции ФСС, ИФНС, ПФР.

Для проведения оплаты применяется безналичный способ. Платёжные поручения и все необходимые документы требуют подробного и безошибочного заполнения.

Ответственность за нарушение правил

Переведённые средства со спецсчёта должны быть направлены строго по целевому назначению.

Нарушение установленных законом правил влечёт за собой штрафные санкции:

  1. За невыполнение работ или проведения услуг взыскивается штраф в размере 1 миллиона рублей.
  2. За нецелевое использование выделенных средств - взыскание 5-25% денежного штрафа от заявленной суммы.
  3. Нарушение правил деятельности по расходованию накопленных денежных средств - штраф от 500 до 1 000 000 рублей.

Правовые отношения между государством, заказчиком и исполнителем требуют беспрекословного соблюдения установленных правил. Любое нарушение их - это нарушение действующего закона.

Особенности оформления

Для правильности проведения финансовых операций важно знать особенности оформления. Спецсчёт гособоронзаказа подразумевает следующие операции:

  • принятие платежей от физических лиц;
  • списание накопленных средств на определённые нужды;
  • перечисление денежных средств со счетов других банков и этого.

Для принятия платежей от физических лиц исполнитель должен иметь специальный договор, подтверждающий законность данных действий.

Правильное расходование средств

Проводится ли специальный учёт госзаказов и их оплаты? Согласно внесённым в действующее законодательство изменениям все операции расходования средств по контрактам подвергаются контролю, и вся информация обрабатывается в Росфинмониторинге.

Важно! Средства переводятся только на спецсчёт с подробной проводкой по всем операциям.

Банки для открытия спецсчёта гособоронзаказа определяются государством и получают долю капитала из казны.

Как перевести деньги? Перевод со специального счёта на другие доступны в таких случаях:

  • перевод в фонд заработной платы с учётом налогов и страховых взносов;
  • оплата услуг и товаров по стоимости, регулируемой государством;
  • иные расходы, не превышающие суммы в 3 000 000 руб.;
  • перечисление прибыли;
  • по согласованию с Министерством Обороны РФ - расчёты с иностранными компаниями;
  • закупка необходимых материалов для выполнения госзаказа;
  • уплата страховых, таможенных сборов и налогов.

Любая операция требует подтверждения в официальной форме согласования о заключении госконтракта.

Ограничения

Регламентирует следующие ограничения по проведению финансовых операций для спецсчёта:

  • уплата налогов по таможне и страховки в негосударственные фонды;
  • транзакции в течение короткого времени на счета различным исполнителям;

Что такое специальный счет в банке


Банки предлагают клиентам достаточно широкий спектр финансовых услуг для решения любых видов задач. Помимо основного счета, на который приходит зарплата, пенсия или средства на расходы, можно открыть также депозитный или кредитный счет. Если вы давно планировали открыть спецсчет в банке под конкретные цели и назначение, пришло время узнать о специальном счете в банке, основных его видах, преимуществах и особенностях.


В этой статье мы детально расскажем вам, что дает специальная услуга для физических и юридических лиц.


Что собой представляет специальный счет?

Наверняка вы каждый месяц осуществляете несколько десятков платежей с основной банковской карты. Оплата коммунальных услуг, оплата аренды, покупка продуктов. Во время денежного оборота сложно вспомнить, что вам нужно отложить деньги на какие-то другие нужды (оплата алиментов и долгов, сделки с недвижимостью). Для этого и существует специальный счет, который позволяет осуществлять определенные виды финансовых операций, платежи за определенные услуги.


Воспользоваться банковской услугой могут юридические и физические лица. Основные разновидности спецсчета:


  • залоговый;
  • номинальный;
  • эксроу (сделки с недвижимостью);
  • спецсчет должника;
  • гарантийного фонда платежной системы;
  • платежного агента;

Перечень назначений можно расширить в зависимости от деятельности и целей клиента. В законах указано, что банковский спецсчет может быть открыт даже с целью завершения недостроенного здания или сооружения. Воспользовавшись этой услугой, не придется отдельно высчитывать необходимую сумму, выделенную на конкретную цель.


Режим работы позволяет классифицировать спецсчета на 3 основные вида:


  • депозитные счета;
  • на аккредитивы;
  • чековые книжки;

Существуют и другие классификации, к примеру, для финансирования капитальных вложений. Чтобы узнать о возможности использования этой услуги с другим режимом работы, стоит обратиться к представителям банка для выгодного сотрудничества.



оформить

  • 0 - 18000 руб.
  • по паспорту
  • от 18 лет
  • день обращения
  • по почте или
    курьером
  • до 6% на остаток
  • до 10%
  • Mastercard
  • Дебетовая карточка предназначена исключительно для людей с хорошим доходом, если один из них, то карта будет прекрасным инструментом как в повседневной жизни, так и в путешествии. Она оснащена самыми последними технологиями - PayPass, 3D Secure и чипом.

Подробнее

Спецсчета поставщика и платежного агента

В банковской сфере встречаются множество вариаций использования этой услуги, с целью упрощения и контроля выполнения разных финансовых начислений. К примеру, спецсчет платежного агента может использоваться для кумуляции денежной массы, которая была получена от платежного агента в форме наличностей. В дальнейшем есть возможность выполнять разные расчетные операции, согласно закону. В случае, если платежный агент по каким-то причинам не зачислил денежные средства, это действие будет относиться к нарушению административного кодекса РФ (п.2 ст.15.1).

Поставщики часто открывают спецсчета для приема и размещения финансов. Платежные агенты, после приема платежей от физлиц, отправляют платежи на специальный счет. В этом случае, поставщики получают право принимать деньги, которые были упомянуты выше, используя только спецсчет. В дальнейшем, полученные денежные средства можно переводить на любые другие счета.


Спецсчет должника

Основные функции специального счет должника понять очень просто. Если после продажи любого залогового объекта осталась какая-то денежная сумма, ее нельзя просто перевести на свой личный счет. Необходимо открыть спецсчет, на который переводят полученные после продажи финансы. Иностранные лица могут открыть валютный счет и осуществить финансовую трансакцию в иностранной валюте, согласно федеральному закону.


Подведем итоги

Любое юрлицо или физическое лицо может открыть специальный счет для размещения финансов. В зависимости от деятельности и целей использования услуги банка, у клиента могу быть разные основания на открытие такого спецсчета. Разделение финансов позволяет третьим лицам и другим сторонам видеть точную сумму, которая является остатком после погашения долга, суммой сделки при продаже недвижимости и любых других сделках, финансовых сотрудничествах.

В статье рассмотрим ситуации, с которыми сталкиваются налогоплательщики, которые работают в рамках гособорозаказа, руководствуясь Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее Закон № 275-ФЗ) и применяют при этом специальный счет.

Ситуация 1. В каком банке открывать?

В соответствии с пп. 6 п. 1 и пп. 6 п. 2 ст. 8 Закон № 275-ФЗ головной исполнитель и исполнители определяют в контрактах, заключаемых с другими исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов с использованием для каждого контракта отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем.

При этом до заключения контракта исполнители, входящие в кооперацию головного исполнителя, должны быть уведомлены о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп.3 п. 1 и пп.3 п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

При выполнении гособоронзаказа головной исполнитель и исполнители по государственному оборонному заказу используют для расчетов по контракту только отдельные счета, открытые исполнителями, с которыми заключены контракты, в уполномоченном банке (пп.7 п. 1 и пп. 7 п.2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

Учитывая вышеизложенные нормы Закона № 275-ФЗ Организация-субподрядчик, которая включена в кооперацию головного исполнителя по выполнению гособорнзаказа обязана заключить договор о банковском сопровождении и открытии спецсчета в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем. Поэтому она, не вправе открыть спецсчет в ином банке, кроме того, который указан в контракте с исполнителем и его уведомлении.

Ситуация 2. Правомочен ли банк отказать организации в открытии счета?

Организацией (Исполнитель) столкнулась с ситуацией когда Уполномоченный банк отказал ей в открытии специального счета на том основании, что что по мнению банка Общество проводило подозрительные и сомнительные операции, направленные на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем. Разберемся, прав ли банк?

Согласно ст. 11 НК РФ счета (счет) — расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета. При этом Банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, который обратился с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом или установленными в соответствии с ним банковскими правилами (п. 2 ст. 846 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ Исполнитель заключает с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договор о банковском сопровождении (пп. 2 п. 2 ст. 8 Закона № 275). Кроме того, Исполнитель уведомляет (до заключения контрактов) других исполнителей о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп. 3 п. 2 ст.8 Закона № 275-ФЗ).

В свою очередь уполномоченный банк обязан заключить с головным исполнителем, исполнителем договоры о банковском сопровождении и открыть им отдельные счета (пп. 1 п. 2 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ). При этом отдельный счет — это счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу (п. 10 ст. 3 ФЗ Закона № 275-ФЗ). Поэтому на Организацию- исполнителя возложена обязанность по открытию специального счета в уполномоченном банке Законом № 275-ФЗ.

Cогласно абз. 2 п. 2 ст. 846 ГК РФ Банк не вправе отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом.

Однако при этом следует учитывать, что кредитная организация (банк) вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия у нее подозрений о том, что целью заключения такого договора, во исполнение которого открывается счет, является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 5.2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» далее Закон № 115-ФЗ).

Согласно п. 6.2 гл. 6 «Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 02.03.2012 N 375-П), (далее- Положение № 375-П), факторами по отдельности или по совокупности, влияющими на принятие кредитной организацией такого решения могут являться следующие обстоятельства:

— юридическое лицо имеет размер уставного капитала равный или незначительно превышающий минимальный размер уставного капитала, установленный законом ((пп. «а» п. 6.2 Положения № 375-П.

— с даты регистрации юридического лица прошло менее шести месяцев (пп. «б», п. 6.2 Положения № 375-П);

— согласно данных налоговой службы в качестве юридического адреса юридического указан адрес массовой регистрации (пп. «в», п. 6.2 Положения № 375-П).

— отсутствие по адресу юридического лица, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, органа или представителя юридического лица («г» п. 6.2 Положения № 375-П);

— одно и то же физическое лицо является учредителем (участником) юридического лица, его руководителем и) осуществляет ведение бухгалтерского учета (пп. «д», п. 6.2 Положения № 375-П);

— имеется информация Банка России о том, что в отношении Организации выявлено наличие задолженности нерезидентов по контрактам, по которым Организацией были закрыты паспорта сделок в связи с их переводом на обслуживание в другой уполномоченный банк (пп. «е»," п. 6.2 Положения № 375-П);

— в отношении юридического лица имеется решение межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества (пп. «и» п. 6.2 Положения № 375-П);

— иные факторы, самостоятельно определяемые кредитной организацией (пп. «к» п. 6.2 Положения № 375-П.

Учитывая вышеизложенное, несмотря на то, что открытие специального счета Исполнителем в рамках исполнения им гособоронзаказа, предусмотрено законодательно, кредитная организация вправе отказаться от заключения договора банковского счета в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации, при наличии оснований полагать, что Организация совершает операции, направленные на легализацию (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Однако при получении отказа Организация-Исполнитель вправе обратиться в суд, и не исключено, что судебные органы, в случае недоказанности наличия оснований для открытия банковского счета, предусмотренных в п. 5.2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ, встанут на сторону Организации и признают действия банка неправомерными (Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.10.2016, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2016, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.04.2017 № Ф01-878/2017 по делу № А43-15183/2016).

Так Верховный Суд РФ, рассматривая аналогичную ситуацию в своем Определении от 25.08.2017 № 301-ЭС17-10939 по делу № А43-15183/2016 отметил, что несмотря на то, что для отказа в открытии счета банку достаточно лишь подозрений о возможном совершении клиентом операции по легализации дохода, полученного преступным путем, при рассмотрении в суде дела об оспаривании отказа в открытии счета, банк должен подтвердить и доказать, что такие подозрения являлись обоснованными на момент отказа в открытии счета. Кроме того, суд обратил внимание на то, что денежные средства из федерального бюджета, направленные на исполнение государственного оборонного заказа, не могут по своей правовой природе являться доходом, полученным преступным путем.

Таким образом учитывая вышеизложенное для отказа в открытии счета банку достаточно лишь подозрений о возможном совершении клиентом операции по легализации дохода, полученного преступным путем. Однако, если Организация обратиться в суд, то банк должен будет подтвердить и доказать, что такие подозрения являлись обоснованными на момент отказа в открытии счета.

Ситуация 3. Вправе ли Организация-исполнитель перечислить деньги поставщику со своего специального счета на его расчетный счет?

В данной ситуации Организация-исполнитель, включенная в кооперацию головного исполнителя в рамках исполнения государственного оборонного заказа, заключила обычный договор поставки на приобретение материалов, которые в дальнейшем будут использованы ею для исполния гособоронзаказа. Сумма договора составляет 400 000 руб. а поставщик не имеет специального счета, открытого в уполномоченном банке. Как быть?

В соответствии с пп. 6 п. 1 и пп. 6 п. 2 ст. 8 Законf № 275-ФЗ головной исполнитель и исполнители определяют в контрактах, заключаемых с другими исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов по таким контрактам с использованием для каждого контракта отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем.

При этом до заключения контракта исполнители, входящие в кооперацию головного исполнителя, должны быть уведомлены о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп.3 п. 1 и пп.3 п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).
При выполнении гособоронзаказа головной исполнитель и исполнители по государственному оборонному заказу используют для расчетов по контракту только отдельные счета, открытые исполнителями, с которыми заключены контракты, в уполномоченном банке (пп.7 п. 1 и пп. 7 п.2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

В соответствии с пп. «з» п. 2 ч.1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает списание денежных средств только на отдельный счет, за исключением списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях в частности оплаты головным исполнителем расходов на сумму не более пяти миллионов рублей в месяц и оплаты исполнителем расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц.

Поскольку с отдельного счета исполнителя возможно списание денежных средств на иные банковские счета в целях оплаты иных расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц, а в рассматриваемом вопросе речь идет о сумме в 400 000 руб., Организация-исполнитель, осуществляющая деятельность в рамках ГОЗ, вправе перечислить деньги поставщику со своего специального счета на его расчетный счет.

Ситуация 4. Перечисляем аванс сотрудникам со спецсчета

Режим использования отдельного счета подразумевает обязанность предоставления Организацией в уполномоченный банк документов, являющихся основанием для составления распоряжений на перечисление сумм ЗП на счета сотрудников, а также распоряжения на уплату соответствующих налогов, в частности НДФЛ в качестве налогового агента. Обязана ли Организация выполнять данные требования при перечислении аванса сотрудникам (ЗП за первую часть месяца)?

В соответствии с пп. «ж» п. 1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает совершение разрешенных операций в соответствии с п. 2, 3, 9 и 10 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ.

При этом согласно пп. «а» п. 3 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ по отдельному счету не допускается, в частности, совершение операций в виде перечисления (выдачи) денежных средств физическим лицам, за исключением оплаты труда при условии одновременной уплаты соответствующих налогов, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В соответствии с п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ уполномоченный банк в частности вправе: запрашивать у головного исполнителя, исполнителя документы и сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом (пп.1 п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ); осуществлять контроль распоряжений в порядке, установленном ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ (пп.4 п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ).

При принятии распоряжения к исполнению уполномоченный банк контролирует: в частности, соответствие назначения платежа, указанного в распоряжении, содержанию документов, представленных владельцем отдельного счета и являющихся основанием для составления распоряжения (пп. 3 п. 1 ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ), а также соблюдение режима использования отдельного счета, установленного Законом № 275-ФЗ (пп. 4 п. 1 ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ).

При этом, при перечислении ЗП, в том числе и за первую половину месяца (аванса) Организация-Исполнитель должна предоставить в уполномоченный банк расчетно-платежные ведомости (иной формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, установленной законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете), на основании которой исполнителем составлено распоряжение о переводе денежных средств (Письмо Банка России от 02.12.2015 N 12-1-5/2822, от 14.12.2016 № 12-1-5/2793).

При этом следует добавить, что п. 3 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ регулирует порядок перечисления (выдачи) денежных средств с отдельного счета физическим лицам и не может регулировать порядок перечисления, в частности, налога на доходы физических лиц (Письмо Минфина России от 31.03.2017 № 03-04-09/18948).
Российские организации, от которых налогоплательщик получил доходы, обозначенные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ (п. 1 ст. 226 НК РФ). При этом датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда признается последний день месяца, за который ему был начислен доход (п. 3 ст.226 НК РФ).

Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, в данном случае относительно выплаты ЗП- на последний день месяца (пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ, п. 3 ст. 226 НК РФ).

Поэтому, учитывая вышеизложенное, налоговый агент в последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход в виде оплаты труда, производит исчисление НДФЛ и не как не может этого сделать ранее.

В этой связи до истечения месяца невозможно определить полученный доход в виде оплаты труда за месяц и исчислить налог, подлежащий удержанию и перечислению в бюджет, при выплате заработной платы за первую половину месяца (Письмо Минфина России от 31.03.2017 № 03-04-09/18948).

Таким образом, Организация Исполнитель при выплате ЗП за первую половину месяца должна предоставить в уполномоченный банк расчетно-платежные ведомости (иной формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, установленной законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете), на основании которой исполнителем составлено распоряжение о переводе денежных средств.

Однако, при этом одновременно с распоряжением на аванс Организация не должна предоставлять распоряжения на уплату НДФЛ в качестве налогового агента, поскольку до истечения месяца, невозможно определить полученный доход в виде оплаты труда за месяц и исчислить налог, подлежащий удержанию и перечислению в бюджет.