Субъекты трансграничных отношений. Понятие трансграничного инвестиционного правоотношения. Его генеральные признаки, их влияние на выбор применимого права Классификация трансграничных инвестиционных фондов

Проблемы экономики и юридической практики

9.6. ИНОСТРАННЫЙ ИНВЕСТОР КАК УЧАСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Никитина Анна Александровна, канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского права Место работы: Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

[email protected]

Ракитянский Роман А., магистр кафедры гражданского права

Место учебы: Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

[email protected]

Аннотация: авторами проводится подробный анализ правового понятия иностранный инвестор. Сделан вывод, что для определения того, кем является иностранный инвестор необходимо определить его национальность и степень его подконтрольности третьим лицам. Несмотря на то, что однозначное определение иностранного инвестора не может быть дано в силу разнообразия признаков, присущих данной категории лиц - есть некоторые общие признаки позволяющие ответить на вопрос - является ли данное лицо иностранным инвестором.

Ключевые слова: иностранный инвестор, международные инвестиции, теория контроля, субъекты международных инвестиционных отношений, двустороннее регулирование инвестиций.

FOREIGN INVESTOR AS PARTICIPANT OF THE INTERNATIONAL INVESTMENT RELATIONSHIPS

Nikitina Anna A., PhD in law, Assistant Professor, Department of civil process Work place: Rostov State University of Economics (RSUE)

annanikitina.1981@mail. ru

Rakityanskiy Roman. A., master

Study place: Rostov State University of Economics (RSUE)

[email protected]

Annotation: the author carries out a detailed analysis of the legal term the foreign investor. It is concluded that to determine who a foreign investor is, it is necessary to define its nationality and degree of its control over third parties. Despite of that, the fact that an unambiguous definition of a foreign investor can"t be given due to the variety of features inherent this category of persons - there are some general signs allowing to answer the question - whether this person is a foreign investor.

Keywords: foreign investor, international investments, theory of control, subjects of the international investment relations, bilateral regulation of investments.

В любом правоотношении существуют субъекты данных отношений - субъекты права. Под субъектами права обычно понимаются лица, наделенные правоспособностью - физические и юридические. Субъекты права всегда выступают в качестве лиц, обладающих конкретных, предусмотренных законом, прав и обязанностей. Каждое отдельно взятое государство на правах суверена само очерчивает круг субъектов правоотношений, а также их содержание. Например, Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» указывал, что одним из субъектов деятельности по капиталовложениям (инвестиции) признаются инвесторы, осуществляющие вложения собственных или заемных средств в экономику. Форма вложения была обозначена как «инвестиция», а инвесторы должны были обеспечить её целевое использование. Сегодня в Российской Федерации под инвестором понимают лицо, которое может являться иностранным субъектом предпринимательской деятельности, решившее осуществить инвестирование определенного вида на территории РФ (либо конкретного субъекта на её территории).

Иностранный инвестор - это основной субъект межгосударственных инвестиционных отношений. Инвестор является лицом, осуществляющим вложение капитала на территории государства-реципиента инвестиций (далее - государство-реципиент). Обстоятельства, касающиеся определения круга

лиц, которые могут быть признаны иностранными инвесторами, крайне важны и выступают причиной особого практического значения в вопросе правового регулирования иностранных инвестиций. Данные обстоятельства выражены в:

1. Возможности осуществления предпринимательскую деятельность на территории государства-реципиента;

2. Предоставлении иностранному инвестору прав и льгот, которые предусмотрены национальным законодательством, а также международными договорами. Примером может выступить сравнение национального и иностранного инвесторов, в части возможности обладания правом на обращение в международный арбитраж в случае спора между инвестором и государством-реципиентом - в некоторых двусторонних соглашениях о поощрении и защите капиталовложений указанное право закреплено только за иностранным инвестором.

3. Установление международными договорами и национальным законодательством изъятий ограничительного характера из общего режима деятельности иностранного инвестора.

В данный момент Российская Федерация является участницей большого количества соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Данные соглашения чаще всего носят форму двусторонних соглашений (далее - двусторонние инвестиционные соглашения). Анализ данных соглашений

Никитина А. А., Ракитянский Р. А.

ИНОСТРАННЫЙ ИНВЕСТОР КАК УЧАСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ

позволяет прийти к выводу о том, какие именно лица подразумеваются под термином «инвестор»:

1. Юридические лица, которые создаются или учреждаются в соответствии с законодательством государства-стороны договора.

В ряде двусторонних инвестиционных соглашений содержится принцип местонахождения на территории одной из договаривающейся сторон.

2. Физические лица - граждане государств, которые являются ими в соответствии с законами и нормативно-правовыми актами государства-стороны в договоре. Таким образом, общим признаком для признания того или иного физического лица иностранным инвестором будет являться признак гражданства в государстве-участнике двустороннего инвестиционного соглашения. В некоторых случаях наряду с гражданами иностранным инвестором может выступить лицо, постоянно проживающее на территории такого государства.

Особый интерес представляет определение иностранного инвестора, данное в соглашениях инвестиционного характера, стороной которых выступают Соединенные Штаты Америки (далее - США). Компания, которая осуществляет свою деятельность на территории одной из сторон двустороннего инвестиционного соглашения, представляет собой любую компанию или государственное предприятие, которое правомерно учреждено в соответствии с законодательством государства-стороны договора, с целью или без цели извлечения прибыли и вне зависимости от формы собственности (частная или государственная). Указанное определение интересно тем, что помимо упомянутых выше двух признаков (определяющих иностранного инвестора), оно выделяет ещё два:

1. Цель создания компании - получение прибыли или без неё;

2. Выделение элемента контроля - вне зависимости от формы собственности - частная или государственная (а также вне зависимости от государственного или частного объема долей в капитале компании) - такое лицо будет являться иностранным инвестором.

Ряд двусторонних инвестиционных соглашений содержит различные критерии контроля. К примеру, если обратиться к двустороннему инвестиционному соглашению между Российской Федерацией и Республикой Филиппины, то в нём закреплено интересное положение. Согласно данному документу, иностранными инвесторами (в отношении Филиппин) признаются компании (организации), созданные не в поле законодательства Филиппин, но которые реально контролируются её гражданами или компаниями, созданными по законам Филиппин.

Если говорить в общем о подходе к определению «иностранный инвестор», то в научной литературе выработан подход, основанный на теории инкорпорации - т.е. на теории определения личного статута и национальности юридического лица. Российская Федерация, при заключении двусторонних инвестиционных соглашений, также использует данный критерий.

Авторы считают необходимым дать следующее определение инвестора - это иностранное физическое или юридическое лицо, или иной субъект инвестиционных правоотношений (государство и иные публично-властные образования, международная организация), осуществляющее инвестиции на территории государства-реципиента. Важным элементом, однако,

является тот факт, что инвестор должен быть именно иностранным лицом.

Определение национальности иностранного инвестора являет собой проблему в первую очередь потому, что в условиях международной деятельности компании и организации чаще всего имеют формальную регистрацию в юрисдикции одного государства (чаще всего с льготным налогообложением) - а фактически подконтрольны гражданам (или компаниям) третьего государства (либо даже гражданам государства-реципиента). Shell companies - именно такое название получили в инвестиционное праве компании, которые зачастую практически не имеют имущества, не занимаются ведением предпринимательской деятельности по месту регистрации, а лишь владеют ценными бумагами или другими активами той или иной компании (компаний).

На наш взгляд, в связи с вышесказанным наиболее проблематичной представляется практика применения теории контроля. Критерий контроля широко известен в международной договорной практике. Примером данного критерия может служить «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государственными членами - с другой стороны», а именно: «Компания, например, считается «контролируемой» другой компанией, и, таким образом, дочерней компанией этой другой компании, если:

Этой другой компании принадлежит прямо или косвенно большинство голосов;

Эта другая компания имеет право назначать или отстранять большинство состава административного органа, органа управления или органа наблюдения, ив то же время является обладателем доли или участником дочерней компании».

Перечисленные критерии не могут, однако, считаться исчерпывающими. Есть множество обстоятельств и факторов, от которых зависит разрешение вопроса контроля в каждом конкретном случае. Критерий контроля зачастую используется в интересах национальной экономической политики для регулирования баланса интересов в экономике. Например, в уже упоминавшемся двустороннем инвестиционном соглашении между РФ и США критерий контроля используется в целях «сужения» сферы применения данного договора: «принимающее государство вправе отказать компании другой Договаривающейся Стороны в предоставлении преимуществ по этому соглашению в двух случаях:

1. Если такая компания контролируется гражданами иного третьего государства и не ведет существенной предпринимательской деятельности на территории другой Договаривающейся Стороны;

2. Если такая компания контролируется гражданами третьего государства, с которым принимающее государство не поддерживает нормальных экономических отношений».

Двустороннее соглашение между Российской Федерацией и Государством Кувейт своим содержанием определяет капиталовложения, прямо или косвенно контролируемые инвесторами. Косвенно контролируемыми инвестициями, по смыслу данного соглашения, следует понимать «инвестиции, которые осуществляются инвесторами одной Договаривающейся Стороны на территории другой Договаривающейся Стороны, при посредничестве третьего государства».

Национальное законодательство об иностранных инвестициях в последние годы также стало всё более подвержено влиянию теории контроля. Страна-реципиент инвестиций

Проблемы экономики и юридической практики

устанавливает новые нормы правового регулирования, которые ограничивают общий режим деятельности иностранных инвесторов на её территории в рамках правового поля. Примером может служить ФЗ РФ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». [ 9 ]

Этот закон установил изъятия ограничивающего характера для иностранных инвесторов. В частности, закон установил, что «совершение сделок, иных действий, влекущих за собой установление контроля иностранного инвестора за хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение..., допускается при наличии решения о предварительном согласовании таких действий. с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выполнение функций по контролю за осуществлением инвестиций в РФ.».

Вышеуказанный закон вводит ограничения на любые сделки, результатом которых будет установление контроля иностранного инвестора над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны. ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» вводит 46 видов предпринимательской деятельности, имеющих стратегическое значение для безопасности государства. Контроль же заключается в следующем:

1. Иностранный инвестор имеет возможность через третьих лиц влиять (или даже определять) решения, которые принимаются компанией;

2. Иностранный инвестор имеет возможность заключить с компанией договор, по которому он будет исполнять в отношении него функции управляющего;

3. Иностранный инвестор может владеть 10% (и более) общего количества голосующих акций уставного капитала компании, которая осуществляет пользование участками недр федеральной земли и имеет стратегическое значение;

4. Иностранный инвестор имеет право в назначении единоличного органа и (или) 10% и более состава коллегиального исполнительного органа компании.

Двойственность теории контроля заключается в том, что на современном уровне межгосударственного развития и взаимодействия каждое государство обладает тем или иным набором свойств, которые можно назвать катализатором инвестиционной деятельности иностранных инвесторов на территории таких государств. Вместе с этим, как уже отмечалось, всё большее количество государств идут по пути установления изъятий ограничительного характера. Основной приток капитала всегда направляется в отрасли, где присутствует наибольшая отдача от произведенных инвестором вложений. И понятно, что инвесторы всегда нацелены на вложения именно в такие отрасли. И государству в таком случае следует ответить на вопрос: в каком объёме допустить иностранного инвестора в данный сектор экономики, а где необходимо данную деятельность подвергнуть дополнительному регулированию и ограничению. Также следует учитывать, что на осуществление инвестиций всегда оказывает влияние огромное количество факторов: наличие природных ресурсов, наличие устойчивых связей внутри страны и с сопредельными государствами, развитость производственной инфраструктуры - и даже менталитет граждан такого государства.

Подводя итог, следует сказать, что иностранный инвестор, выступая в международных инвестиционных отношениях как основополагающий элемент, определяется совокупностью признаков: условий и критериев, которые предъявляются к нему. Данные условия и критерии предъявляются к инвестору не только государством-реципиентом, но и государством, гражданином которого он является (или правом которого определяется его личный закон). Набор критериев в каждом государстве неодинаков. Кроме того, «различия в правовом регулировании разных сфер экономической деятельности в государствах-реципиентах инвестиций, где доля участия иностранного капитала ограничивается вполне соразмерно проводимой в этом государстве экономической политике, не позволяет сформулировать такого определения, которое отвечало бы требованиям полноты, достаточности, неоспоримости и законченности».

Подводя итог, следует отметить, что диапазон возможных и используемых определений инвестора очень широк. Но, не смотря на это, есть общие признаки, которые можно выделить, и, опираясь на них, определить - кто перед нами - иностранный инвестор или иное лицо:

1. Физическое лицо должно обладать признаком наличия гражданства страны иной, чем государства-реципиента инвестиций;

2. Юридическое лицо должно обладать признаком учреждения (создания) в соответствии с правом иностранного государства.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 92,39%.

Список литературы:

1. Алексеев С.С. Общая теория права. М.: Издательство БЕК, 2004. - 314с.

2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индонезия о поощрении и взаимной защите капиталовложений (заключено в Джакарте 06.09.2007) // СПС Консультант Плюс.

3. Соглашение между Правительством СССР и Правительством Канады о поощрении и взаимной защите капиталовложений (заключено в г. Москве 20.11.1989) // СПС Консультант Плюс.

4. Соглашение между Правительством СССР и Правительством Канады о поощрении и взаимной защите капиталовложений (заключено в г. Москве 20.11.1989) // СПС Консультант Плюс.

5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Филиппины о поощрении и взаимной защите капиталовложений (заключено в г. Москве 12.09.1997)// СПС Консультант Плюс.

6. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны» (заключено на о. Корфу 24 апреля1994 г.) // СПС Консультант Плюс.

7. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о содействии капиталовложениям (заключено в г. Вашингтоне 03.04.1992)// СПС Консультант Плюс.

8. Соглашение между Российской Федерацией и Государством Кувейт об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (заключено в Москве 09.02.1999) // СПС Консультант Плюс.

9. Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» от 29.04.2008 N 57-ФЗ (ред. от 18.07.2017) // СПС Консультант Плюс.

10. Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» от 29.04.2008 N 57-ФЗ (ред. от 18.07.2017) // СПС Консультант Плюс.

11. Тадевосян Г.Г. Понятие «Иностранный инвестор». Актуальные проблемы Российского права: ФГООУВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина», 2009. - С. 504-511.

Главным субъектом инвестиционных отношений*(764) , независимо от вида рынка, на котором осуществляются инвестиции, является инвестор. В действующем законодательстве отсутствует легальное определение инвестора, раскрытие этой категории осуществляется через понятие инвестиционной деятельности.

Инвесторы - это участники инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение определенных ценностей в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях достижения экономической или иной выгоды. Возникает интересный вопрос о соотношении категорий "инвестор" и "предприниматель". Понятно, что каждый предприниматель, развивающий бизнес, вкладывает в дело свои, заемные или привлеченные средства и, соответственно, в определенных правоотношениях выступает как инвестор. Но далеко не каждый инвестор должен быть предпринимателем, иначе, например, приобретатель акции или иной ценной бумаги должен был бы регистрироваться в качестве предпринимателя. Большинство специалистов склоняются именно к такой точке зрения*(765) .

Следует отметить, что и действующее законодательство не устанавливает каких-либо ограничений по кругу лиц, способных быть инвесторами. Так, согласно Закону об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические, юридические лица, а также объединения юридических лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица. К числу таких объединений принадлежат, например, консорциумы, специально создаваемые для осуществления крупномасштабного строительства. Среди юридических лиц можно выделить коммерческие и некоммерческие организации, государственные органы, органы местного самоуправления. Имея ряд особенностей, все названные группы инвесторов, выступая в качестве субъектов инвестиционных правоотношений, обладают правовым статусом, в значительной степени определяемым видом инвестиционных вложений и соответственно рынком, на котором они осуществляют инвестиции. Так, права, обязанности, гарантии и ответственность инвесторов, осуществляющих прямые инвестиции в форме капитальных вложений, регулируются Законом об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, а осуществляющих портфельные инвестиции в ценные бумаги - Законами о рынке ценных бумаг , об акционерных обществах и др. Принципиальным подходом к регулированию правового положения инвесторов является обеспечение равных прав и гарантий, возложение равной ответственности на всех инвесторов, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

Инвесторы, осуществляющие капитальные вложения, имеют, в частности, равные права на самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений; владение, пользование и распоряжение объектами и результатами капитальных вложений; передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты другим лицам; осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения; объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений.

Права инвестора, осуществляющего портфельные инвестиции, определяются ценными бумагами, которыми он владеет. Так, например, обыкновенная акция удостоверяет имущественные права (на получение дохода в виде дивиденда, на ликвидационную квоту) и неимущественные права (на участие в управлении, на получение информации о деятельности общества).

Обязанности инвесторов, осуществляющих капитальные вложения, также закреплены на законодательном уровне и заключаются, в частности, в соблюдении стандартов (норм и правил); исполнении законных требований, предъявляемых компетентными государственными органами и их должностными лицами; в использовании средств по целевому назначению. Обязанности портфельного инвестора зависят от категории и количества принадлежащих ему ценных бумаг и заключаются, например, в обязанности испросить предварительное согласие у органов Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на приобретение свыше 20% голосующих акций (ст.18 Закона о конкуренции на товарном рынке) или уведомить акционерное общество с числом акционеров - владельцев голосующих акций более 1000 о намерении приобрести самостоятельно или совместно с аффилированными лицами более 30% размещенных обыкновенных акций этого общества (п.1 ст.80 Закона об АО).

Гарантии инвесторов - важнейшая составная часть их правового статуса. Стабильность инвестиционного климата во многом определяется уровнем предоставляемых инвесторам гарантий. Основными гарантиями для всех категорий инвесторов является обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности, защита инвестиций, в том числе от национализации и реквизиции (за исключением случаев, предусмотренных законодательством, а при реквизиции - при наличии надлежащей компенсации), предоставление права на обжалование в суд действий государственных органов, организаций, должностных лиц, ущемляющих права инвесторов.

Для законодательства, регулирующего инвестиционную деятельность, характерна так называемая стабилизационная (или "дедушкина") оговорка, защищающая инвестора от изменений законодательства в ходе реализации инвестиционного проекта, ограничивающих его права. Такие оговорки имеются, например, в Законах об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений (п.2 , 3 ст.15 ), об иностранных инвестициях в РФ (ст.9 ), о соглашениях о разделе продукции (ст.17 ). Так, если при реализации приоритетного инвестиционного проекта, осуществляемого в форме капитальных вложений, изменяются федеральные законы и иные правовые акты, приводящие к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность инвестора или устанавливающие режим запретов и ограничений в отношении осуществления капитальных вложений, такие законы и правовые акты не применяются к инвестору в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования проекта при условии, что товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, используются инвестором по целевому назначению для реализации приоритетного инвестиционного проекта.

Лица, осуществляющие инвестиционную деятельность в Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с приоритетно действующими международными договорами или законодательством РФ.

Наряду с инвесторами участниками инвестиционных отношений в зависимости от их специфики могут быть заказчики, подрядчики, пользователи - при осуществлении капитальных вложений, эмитенты, профессиональные участники рынка ценных бумаг - при осуществлении портфельных инвестиций.

Особым правовым статусом в инвестиционных отношениях, безусловно, обладает государство, которое, с одной стороны, может выступать непосредственно как инвестор, а с другой стороны - как носитель властных полномочий. Правовое регулирование участия государства в инвестиционной деятельности осуществляется, в частности, Федеральным законом "О Бюджете развития Российской Федерации", Указом Президента РФ "О частных инвестициях в Российской Федерации", а также многочисленными постановлениями Правительства, принятыми в этой сфере.

Основным источником инвестиционной деятельности государства является Бюджет развития, являющийся составной частью федерального бюджета, формируемой в составе капитальных расходов федерального бюджета и используемой для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов. Объем денежных средств, направляемых в Бюджет развития, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на финансовый год. Расходование средств Бюджета развития по сути определяет способы непосредственного участия государства в инвестиционной деятельности:

кредитование отобранных на конкурсах инвестиционных проектов, обеспеченных собственными средствами инвестора и иными источниками финансовых ресурсов в дополнение к бюджетным средствам;

прямые инвестиции в имущество коммерческих организаций, осуществляющих инвестиционные проекты, при соответствующем увеличении доли государства в уставных капиталах этих организаций;

предоставление инвесторам государственных гарантий в виде поручительства Правительства РФ под заемные средства для реализации инвестиционных проектов*(766) .

Использование денежных средств Бюджета развития на финансирование инвестиционных проектов осуществляется исключительно на конкурсной основе на условиях возвратности, платности и срочности. Государственные гарантии предоставляются также на конкурсной основе. Условиями победы в конкурсе могут быть:

более высокий (относительно других инвестиционных проектов) уровень отдачи в федеральный бюджет, рассчитываемый как показатель бюджетной эффективности, определяемый отношением суммы дисконтированной величины налоговых поступлений и обязательных платежей к размеру государственной гарантии (п.8 Порядка предоставления государственных гарантий);

наличие у заемщика собственных денежных средств в размере не менее 20% полного объема финансирования инвестиционного проекта, а по крупным проектам (не более 50 млн долларов США) - не менее 10% указанного объема;

диверсификация риска государства с частным капиталом, выражающаяся в присутствии частных соинвесторов, кредиторов, а также в наличии у инвестора собственных средств, не покрытых государственной гарантией.

Таким образом, на законодательном уровне устанавливаются принципы, способствующие повышению ответственности частного инвестора и эффективности использования бюджетных средств.

Государство как носитель властных полномочий может оказывать воздействие на инвестиционную активность, осуществляя правовое регулирование различных сфер предпринимательской деятельности, в том числе финансовой, банковской, налоговой. Ряд новелл в Налоговом кодексе РФ напрямую касаются реализации инвестиционной политики государства.

С 1 января 1999 г. коммерческие организации могут воспользоваться инвестиционным налоговым кредитом, который представляет собой отсрочку уплаты налога на прибыль, а также региональных и местных налогов на срок от одного года до пяти лет с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов (ст.66 НК РФ). Проценты за пользование инвестиционным налоговым кредитом устанавливаются в размере не менее и не более ставки рефинансирования ЦБ РФ. Налоговые платежи организации вследствие предоставления инвестиционного налогового кредита могут быть уменьшены в каждом отчетном периоде не более чем на 50% платежей по соответствующему налогу. Сумма кредита при техническом перевооружении может составлять 30% стоимости приобретенного организацией оборудования.

Основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита могут быть, в частности, проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ или технического перевооружения собственного производства; осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья и материалов.

Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль в части, поступающей в федеральный бюджет, принимают федеральные органы исполнительной власти; в части, поступающей в бюджет субъекта РФ, - финансовые органы этого государственного образования в части, поступающей в муниципальное образование, - органы местного самоуправления. Принятое решение оформляется договором об инвестиционном налоговом кредите, заключаемым между налогоплательщиком и уполномоченным органом.

"

31. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской

Федерации.

Трансграничные инвестиционные отношения относятся к категории внешнеторговой деятельности (ст. 1 Федеральный закон «Об экспортном контроле» 1999 г. изменения впервые)

Квалификация инвестиционной деятельности как внешнеэкономической определяет применение к ней МЧП.

Существенная черта именно инвестиционных сделок состоит в том, что инвестор - главное лицо в сделке - действует на свой «страх и риск », не только не ожидая компенсации от принимающей стороны, но и вкладывая средства в социальные и иные сферы деятельности принимающего государства-­реципиента еще до начала реального получения прибыли.

(Например:по иностранным кредитам, осложненным обязательством выплаты процентов в валюте долга, Россия на май 2007 г. имела общую задолженность в 290 млрд долл.

Таким образом, инвестиционная сделка имеет свои особенности, в первую очередь обусловленные заинтересованностью государств в приглашении иностранного инвестиционного капитала.

Определение понятия иностранных (трансграничных) инвестиций существует в двух основных вариантах и зависит от того, какое место в правоотношении традиционно занимает государство.

Для принимающего государства­-реципиента цели инвестирования — создания рабочих мест, развития отраслей, требующих особых затрат, регионов особой сложности, осуществления особо капиталоемких проектов, а также достижения социального эффекта в принимающем государств

Для государства­-инвестора цель инвестирования — получение коммерческой выгоды и стремление к созданию соответствующих цели льготных условий в государстве­ реципиенте.

Доктрина определяет иностранные инвестиции как материальные и нематериальные ценности, принадлежащие иностранным лицам, находящиеся на территории принимающего государства и используемые с целью как извлечения прибыли, так и развития экономики этого государства (включает недвижимое и движимое имущество, право залога, ипотеки, другие имущественные права, все виды ценных бумаг, в том числе депозитарные расписки, долговые обязательства, требования по денежным средствам, иным договорным обязательствам, имеющим экономическую ценность, права на интеллектуальную собственность, ноу­хау, предоставляемые на основе закона или договора, в силу любых лицензий, разрешений, включая право на разведку, разработку, добычу, эксплуатацию природных ресурсов в соответствии с территориальным статутом, т. е. законами принимающего государства).

К определению статута недвижимости как инвестиционного вложения безусловно применяется коллизионный принцип lex rei sitae, используемый также и при определении статута движимости.

11.2. Виды трансграничной инвестиционной деятельности

По характеру участия инвестора виды иностранной инвестиционной деятельности подразделяются на:

· прямое инвестирование, т. е. вложения имущественных и неимущественных ценностей в виде определенной доли, непосредственно размещаемые в производстве и предусматривающие участие инвестора в управлении, и

· портфельное инвестирование, реализуемое через приобретение блокирующего и неблокирующего пакета акций в целях получения дохода от деятельности конкретного предприятия (но не биржевой торговли акциями как способа получения дохода).

Возможно сочетание обоих видов вложений иностранных инвестиций - прямых и портфельных - при взаимном сотрудничестве по обмену портфельных и прямых инвестиций в предприятиях друг друга. Так, в 2007 г. российскими и алжирскими лицами (Газпром, ЛУКОЙЛ, Роснефть и Sonatrach) принято решение об участии алжирских инвесторов в разработке четырех месторождений в России в обмен на пакет в одном из двух заводов по выпуску газовых труб в Алжире.

Трансграничное прямое инвестирование (ТПИ) выгодно в случаях благоприятного инвестиционного климата, небольших рисков и большого объема рынка вложений, обеспечивающих вместе значительный возврат инвестиций. Россия, ныне занимающая 12­ е место (до 30 млрд долл. ежегодно - на уровне Австралии) в перечне 90 стран­ реципиентов и 2­е место среди стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) как стран с быстро растущей экономикой, на ближайшее пятилетие прогнозирует рост ТПИ примерно на 30­35%.

К рискам для ТПИ относят часто меняющееся законодательство, неэффективность судебной системы, негативные черты бизнес­среды, в том числе протекционизм, включая опасность создания госкомпаний в областях реализации ТПИ. Наиболее желательным для ТПИ с позиций государства­-реципиента является освоение сложных георайонов, новых месторождений, капитало­ и наукоемких производств. Для самого ТПИ предпочтительнее механизмы слияний - поглощений уже действующих предприятий, что, в свою очередь, заставляет государство дифференцированно относиться к ТПИ и принимать меры по защите национального производителя.

Покупка неблокирующего пакета свидетельствует о неагрессивности инвестора. С другой стороны, для деятельности портфельных миноритариев существует реальная угроза вытеснения из предприятия путем сфальсифицированного снижения цены акций, особенно типа free­float (через выпуск их в свободную продажу), через уменьшение дивидендов и последующего выкупа подешевевших акций мажоритарием по заниженной цене. Напротив, для привлечения миноритарных акционеров возможно искусственное увеличение дивидендной доходности акций.

Портфельное инвестирование зачастую используется для ухода от налогов в стране происхождения капитала через создание в офшорных зонах de jure «иностранных» фирм.

Международное частное право имеет в активе способ противодействия таким правонарушениям:

он заключается в применении к определению личного статута таких «обманных» фирм концепции контроля , т. е. определения в качестве личного статута права государства инкорпорации фирмы происхождения капитала , а не права места регистрации, каким выступает офшор.

Портфельные инвестиции могут быть также использованы как «троянский конь» для проникновения без необходимых разрешений (лицензий) в отрасли хозяйства, связанные с землепользованием и добычей ресурсов; так, в 2005 г. японская Mitsui & Co. Ltd «вышла» на якутское угольное месторождение через приобретение 30%­ного пакета акций российского предприятия Evras.

В структуре инвестиционного капитала различаются:

мажоритарные инвестиции (иногда называемые стратегическими , хотя в последнее время, в том числе и в Федеральном законе 2008 г. «Об ограничении иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации», этот термин применяется для обозначения инвестиций, вкладываемых в наиболее значимые отрасли экономики принимающего государства) и

миноритарные инвестиции .

Другим элементом структуры является установление принимающим государством минимальной и максимальной величины доли или пакета , во­первых, для получения статуса инвестора, во­вторых, для допуска его к инвестиционной деятельности в отдельных отраслях экономики, особо важных для обеспечения экономической безопасности.

Трансграничное венчурное (иногда называют экстремальным) инвестирование является новым видом осваиваемой в осуществляется самим инвестором; Оно отличается от классических прямых большей долей риска, почему, как правило, и пользуется поддержкой государства. Венчурные инвестиции вкладываются в перспективные высокотехнологичные проекты на ранних стадиях их развития , имеют высокий «инвестиционный возврат» в течение сравнительно небольшого периода времени так что срок выхода из проекта с этой прибылью осуществляется в пределах 4-7 лет.

Как типичный пример венчурного (инновационного) инвестирования можно рассматривать принятое в конце 2007 г. решение компаний Google, Hewlett­Packard, Wal­Mart, IBM о начале инвестирования в альтернативную энергетику - производство солнечных, ветряных, геотермальных источников энергии в Англии, Ирландии, Германии, Испании и др. в целях борьбы с сокращением выбросов углеводородов в атмосферу Земли.

К сожалению, венчурные трансграничные инвестиционные отношения на территории России пока существуют в правовом вакууме, который заполняется за счет общих принципов инвестиционного регулирования и аналогии национального закона и права, включая коллизионное регулирование, типичное для внешнеэкономической деятельности.

Важным и весьма распространенным видом инвестирования являются сделки в виде соглашений о разделе продукции (СРП) . Особенности,

· одним из субъектов правоотношения выступает само государство. Этот факт обеспечивает приоритет применения его права в случае возникновения спорной ситуации.

· Для осуществления прав на разведку, добычу, реализацию полезных ископаемых применяется разрешительный порядок, реализуемый часто через проведение аукционов, тендеров (конкурсов). За реализацию переданных инвестору прав государство взимает разовые бонусы за пользование недрами, ежегодные платежи за поиск и разведку - ренталс, регулярные платежи - роялти, зависящие либо от величины площади исследования, либо от количества добытого сырья, либо от времени работы; от остальных платежей за пользование недрами инвестор, как правило, освобождается. Все эти выплаты реализуются инвестором через передачу принимающему государству определенного количества добытого сырья, находящегося в труднодоступных, многозатратных и требующих освоения георайонов.

· Федеральным законом 1995 г. «О соглашениях о разделе продукции» (в ред. 2004 г.).

11.3. Субъекты трансграничных инвестиционных правоотношений

Для всех перечисленных видов деятельности существует разрешительный порядок, характеризуемый, как было указано ранее, наличием разрешения государства на конкретный вид деятельности, на конкретный район деятельности, на определенную в процентном или суммовом выражении долю участия. Отсюда в понятийном аппарате института закрепилось и используется в международных договорах понимание одобренных и не одобренных государством инвестиций.

Особенности отношений между иностранным инвестором, получателем иностранных инвестиций, страной - получателем иностранных инвестиций и страной иностранного инвестора зачастую ведут к сложному правовому регулированию как самих отношений между указанными субъектами, так и подходов к разбирательству споров между ними. Проблема выбора права, применимого к материальным и процессуальным аспектам взаимоотношений в рамках инвестиционного процесса с участием иностранного инвестора, означает автономию сторон в выборе применимого материального права и права, относящегося к разбирательству спора. Участие иностранного инвестора в инвестиционном процессе влияет на особенности разбира тельства споров.

Под инвестиционным правоотношением предлагается понимать общественное отношение, возникающие в связи с вложением и реализацией инвестиций, стороны в котором связаны юридическими правами и обязанностями, регламентируемыми инвестиционным законодательством и обеспечиваемыми системой государственных - гарантий и санкций.

Как и любое правовое отношение, инвестиционное правоотношение имеет соответствующий состав (структуру), те. внутреннее устройство, позволяющее рассматривать это отношение как сложную систему, элементами которой являются объект правоотношения, субъекты правоотношения и его содержание.

Объектом инвестиционных, правоотношений выступает предполагаемая прибыль, либо иной полезный результат, являющаяся целевой, установкой, определяющей поведение субъектов инвестиционной деятельности.

В качестве субъектов инвестиционных правоотношений могут выступать физические и юридические лица (в том числе иностранные), а также. государства и международные организаций: Особенность перечисленных участников правоотношений заключается в том, что они выступают субъектами инвестиционной деятельности, а их место и роль в системе инвестиционной деятельности регламентируется инвестиционным законодательством. В Федеральном законе РФ «Об инвестиционной деятельности, в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» в качестве субъектов инвестиционной деятельности определяются инвесторы, заказчики, подрядчики и пользователи объектов капитальных вложений.



Инвесторы - это субъекты инвестиционных правоотношений осуществляющие капитальные вложения с использованием собственных или привлеченных средств. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о. совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица; объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.

Заказчики - это уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую или иную деятельность других субъектов инвестиционных отношений, если иное не предусмотрено договором между ними.

Подрядчики - это физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда или государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии С Гражданским кодексом Российской Федерации.

Пользователи объектов капитальных вложений - это физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты.

Субъективное права в данном случае - это мера возможного поведения субъекта инвестиционной деятельности определенная правовой нормой. Так, например, Федеральный закон РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» весьма четко определяет субъективные права инвесторов. В законе, в частности, указывается, что инвестор как субъект инвестиционных правоотношений вправе осуществлять инвестиционную деятельность; самостоятельно определять объем и направлений капитальных вложений, а также заключать договор с другими Субъектами инвестиционной деятельности; владеть, пользоваться и распоряжаться объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений; передавать по договору и (или) государственному контракту свои права на осуществление капитальных вложений и на их результаты; осуществлять контроль за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения; объединять собственные и привлеченные средства со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений и т.д. Но кроме возможности действовать определенным образом структура субъективного права, или его строение, включает и такие элементы, как возможность требовать от другой стороны соответствующего поведения и возможность прибегнуть к защите со стороны государства в случае неисполнения другой стороной своих юридических обязанностей.

Юридическая обязанность как составляющая юридического, содержания правоотношения неразрывно связана с субъективным правом. Наличие корреспондирующей субъективному праву юридической обязанности, по сути, конституирует первое. Если у инвестора в соответствии с законодательством существует право владеть пользоваться и распоряжаться объектами капитальных вложений, то подразумевается наличие у других субъектов инвестиционных правоотношений обязанности не препятствовать этому субъективному праву и не умалять его.

Обязанности, субъектов инвестиционных правоотношений определяются в действующем законодательстве. Субъекты обязаны: осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также с утвержденными в установленном порядке стандартами. нормами и правилами); исполнять требования. предъявляемые государственными органами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства Российской Федерации; использовать средства, направляемые на капитальные вложения, по целевому назначению.

Таким образом, необходимо разделять такие самостоятельные понятия как: инвестиционная деятельность инвестиции (иностранные инвестиции ) – инвестор (иностранный инвестор). В совокупности их реализации названные категории образуют инвестиционные правоотношения , то есть - отношения, складывающиеся по поводу капиталовложения иностранными инвесторами на территории Российской Федерации в виде объектов и прав.


1. Понятие и содержание статута субъекта трансграничного правоотношения

Субъектами международного частного права являются три основные группы лиц: физические лица, юридические лица и государства. Часто в международном частном праве этих субъектов именуют общим термином «иностранные лица».

Под иностранными лицами понимаются:

иностранные физические лица (иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством, беженцы);

иностранные и международные юридические лица;

иностранные государства Кирилова Н.А. Международное частное право: учебно-методический комплекс для дистанционного обучения - 2-е изд., перераб. и доп. - Новосибирск: СибАГС, 2006 .

Иностранные лица в любом государстве наделяются правовым статусом, основанном на правовом режиме, предоставляемом иностранцам в этом государстве. Совокупность прав и обязанностей иностранных лиц, закрепленная в национальном праве, называется правовым режимом иностранных лиц в этом государстве. В настоящее время существенное влияние на установление правового режима иностранцев оказывают нормы международного права.

Со времен Древнего Рима и вплоть до середины XX в. государства достаточно произвольно устанавливали статус иностранных лиц, дискриминируя последних по сравнению с собственными гражданами. Так, в юридической литературе неоднократно отмечалась особая националистическая направленность статей 14 и 15 французского Гражданского кодекса 1804 г., предусматривающих, что французские суды предоставляют защиту гражданам Франции, и закрепляющих неподсудность французским судам споров с участием иностранных лиц.

В Великобритании действовали «Правила о привилегиях граждан тех государств, которые составляли содружество наций», ограничивающие доступ к правосудию для лиц из «третьих стран».

В международном праве наиболее значимой нормой, определяющей статус иностранных лиц, является норма о недопустимости дискриминации иностранцев. В силу принципа недискриминации каждое государство вправе требовать от других государств создания для его граждан и юридических лиц в частном обороте тех условий, какими пользуются лица из всех других государств, т. е. общих и одинаковых для всех иностранных лиц. Данный подход находит свое отражение в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативные протоколы к этому пакту, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Конвенция стран СНГ о правах и основных свободах человека. Таким образом, основным началом международного права при определении статуса иностранцев является принцип недискриминации. Но в то же время международные нормы не определяют конкретного содержания правового режима иностранных лиц. Уточнение правового режима иностранцев происходит за счет национального законодательства Богуславский М.М. Международное частное право: учебник - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003 .

На основе принципа недискриминации не допускается произвольное ограничение основных прав и свобод иностранных граждан. Исходя из этого, многие государства включили в свои основные законы формулировку о том, что при определении общего правового статуса иностранных граждан им предоставляется национальный режим. Теоретически это означает, что иностранным лицам предоставляются те же права и обязанности, что и собственным гражданам и юридическим лицам.

Согласно Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России (ч. 3 ст. 62). Иными словами, в России национальный режим является основным при определении статуса иностранных лиц. Изъятия из этого режима могут быть сделаны федеральным законом. Например, статья 4 Закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» предусматривает, что изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами.

Таким образом, при определении правового статуса иностранных лиц используются два основных режима -- наибольшего благоприятствования и национальный.

трансграничный право юридический иностранный

2. Юридические лица в международном частном праве

2.1 Понятие стату са юридического лица

Юридические лица создаются на территории определенного государства. Однако их деятельность не ограничивается территорией этого государства и может осуществляться на территории других стран. При осуществлении такой деятельности возникают вопросы: во-первых, о признании правосубъектности иностранного юридического лица и, во-вторых, о допуске его к осуществлению хозяйственной деятельности на территории данного государства.

Правосубъектность юридических лиц устанавливается как нормами международных договоров, так и нормами национального права. В международных договорах Российской Федерации определяется государство, с которым связано соответствующее юридическое лицо, и взаимное признание правосубъектности последнего. В свою очередь, в национальном законодательстве дается определение иностранных юридических лиц и формируется их правовой режим на территории данного государства.

Юридические лица являются основными субъектами международной торговой жизни.

Иностранные или международные юридические лица условно можно разделить на несколько групп.

В первую из них входят национальные общества, тресты, компании, имеющие за рубежом многочисленные филиалы, а также дочерние предприятия, т. е. юридические лица, национальные по своему капиталу, но международные по сфере деятельности. Ко второй группе относятся тресты, концерны, которые являются международными не только по сфере деятельности, но и по капиталу,-- так называемые совместные предприятия. Общим для этих двух групп является то, что и те и другие юридические лица созданы как юридические лица одного государства, в других странах они имеют многочисленные филиалы, отделения, дочерние общества (международными они называются лишь условно).

К третьей группе международных монополий относятся многочисленные картели и синдикаты, объединения производственного и научно-технического характера, которые в прямом смысле слова юридическими лицами не являются (транснациональные компании). Согласно Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г., каждое государство в пределах своей юрисдикции имеет право регулировать и контролировать деятельность транснациональных корпораций Зевков В.П. Международное частное право: учебник - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004 .

Международными юридическими лицами современная западная доктрина признает те юридические лица, которые созданы либо непосредственно в силу международного договора (например, Международный банк реконструкции и развития -- МБРР), либо на основании внутреннего закона одного или двух государств, принятого в соответствии с международным договором (Европейское общество по финансированию закупок железнодорожного оборудования -- «Еврофирма», Банк международных расчетов -- БМР). Все остальные юридические лица имеют тесную связь с правопорядком определенного государства, которая «отыскивается» с помощью коллизионной формулы «личный закон юридического лица» («закон национальности»). Данный закон имеет три основные разновидности: закон учреждения юридического лица, закон места нахождения административного центра и закон осуществления основной деятельности -- и определяет личный статус юридического лица.

По федеральному закону «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», иностранное юридическое лицо -- это юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено. В настоящее время для допуска иностранных юридических лиц на территорию Российской Федерации с целью осуществления правомерной деятельности не требуется никаких специальных разрешений.

Иностранные юридические лица могут участвовать в предпринимательской деятельности на территории России в следующих формах:

участие в предприятиях, а также создание дочерних предприятий;

создание предприятий, полностью принадлежащих иностранным юридическим и физическим лицам, а также их дочерних предприятий и филиалов;

приобретение предприятий и долей участия;

создание филиалов иностранных юридических лиц;

создание представительств иностранных юридических лиц.

Как правило, иностранным юридическим лицам на территории Российской Федерации предоставляется режим наибольшего благоприятствования (в том числе равные изъятия из национального режима), установленный статьей 4 закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Изъятия из национального режима иностранных юридических лиц, как правило, сосредоточены по трем направлениям: 1) ограничение прав иностранных юридических лиц; 2) предоставление им определенных льгот; 3) создание дополнительных условий пользования правами Зевков В.П. Международное частное право: учебник - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004 .

2.2 Правовые основания допуска юридических лиц на территорию иностранного государства

Преобразования в экономической жизни России обусловили расширение деятельности российских юридических лиц за рубежом. Еще в июне 1991 г. Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» предусмотрел, что российские граждане и юридические лица вправе осуществлять инвестиционную деятельность за рубежом в соответствии с этим Законом, законодательством иностранных государств и международными соглашениями. Но предписаний Закона РСФСР 1991 г., как и некоторых принятых позднее нормативных правовых актов, уделявших внимание этой теме, оказалось недостаточно для обеспечения защиты интересов российских юридических лиц за границей и предупреждения нарушений в этой области Международное частное право (конспект лекций) - М.: «Издательство ПРИОР», 2002 .

Российские юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, обладают общей правоспособностью, т.е. могут заниматься любой предпринимательской деятельностью и совершать любые необходимые для этого сделки, если иное не вытекает из их учредительных документов или федерального закона. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального Разрешения (лицензии). Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» предусматривает: любые российские лица обладают правом осуществления внешнеторговой деятельности. Это право может быть ограничено Международными договорами РФ и федеральными законами. На Правительство РФ возложено принятие мер по созданию благоприятных Условий для доступа российских лиц на рынки других государств, Вст упление, в частности, в этих целях в двусторонние и многосторонние переговоры и заключение международных договоров.

Меры по защите интересов российских юридических лиц за рубежом принимаются дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации. Защита в государстве пребывания прав и интересов российских юридических лиц учетом законодательства государства пребывания входит в состав основных задач и функций посольства и консульского учреждения РФ.

Российские юридические лица следуют за рубежом положениям международных договоров, включая договоры о поощрении и взаимной защите капиталовложений, торгово-экономическом сотрудничестве, правовой помощи, об избежании двойного налогообложения и другие, а также положениям местного законодательства.

Рассмотрим правовое регулирование иностранных юридических лиц на примере Германии.

Для открытия негражданину Евросоюза своего предприятия в Германии необходимо для начала получить разрешение на ведение предпринимательской деятельности. Выдача таких разрешений регулируется национальным законодательством и зависит от экономического обоснования, необходимости инвестиций в конкретную отрасль экономики и регион страны, суммы инвестиций, обычно это не менее 250 000 евро, количестве создаваемых рабочих мест, от пяти и более.

Как известно, наиболее простой формой юридического оформления прямых инвестиций является открытие прямого филиала лица, физического или юридического, занимающегося предпринимательской деятельностью. Этим экономится время, расходы на юридическое оформление и предприниматель использует знакомое корпоративное законодательство. В соответствии со ст. 43 EGV, Германия в качестве надлежащих филиалов признает только те филиалы юридических лиц, которые созданы в соответствии с законодательством стран-участниц ЕС или филиалы юридических лиц стран, с которыми у Германии существуют соответствующие договоры о признании правосубъектности юридических лиц. Это США, Япония, Иран и Турция.

Процесс контроля над слияниями и поглощениями в Германии гармонизирован с общеевропейским законодательством.

Решения Еврокомиссии и Европейского суда имеют прецедентное значение для национальных судов и подлежат обязательному исполнению. Надзор за полным и точным исполнением решений общеевропейских органов власти лежит на национальных органах исполнительной власти Михайлушкин А.И. Международная экономика: теория и практика: учебник - М.: Питер, 2008 .

Первичными источниками законодательства по контролю за прямыми инвестициями, слияниями и поглощениями предприятий является:

Ст.ст. 2-5 EGV - правила, содержащие цели, задачи, предмет деятельности Европейских Сообществ;

Ст. 43 EGV - статьи договора о свободе создания филиалов на территории Европейских Сообществ;

Ст. 56-59 EGV - статьи договора о свободе движения капитала в Европейских сообществах и контролю за его движением;

Ст. 81 EGV - статья о защите свободной конкуренции на территории Европейских Сообществ.

Вторичными или секундарными источниками нормативно-правового регулирования является, прежде всего:

Fusionskontrollverordnung 139/2004 - положение о контроле за слияниями участников предпринимательской деятельности, действующими на территории ЕС;

Bekanntmachungen, Leitlinien, Mitteilungen - приказы и распоряжения Европейской Комиссии, касающиеся практики применения законодательства по слияниям и поглощениям.

В немецком законодательстве важнейшими законодательными актами по контролю за прямыми и портфельными инвестициями можно считать:

Gesetz gegen Wettbewerbsbeschrдnkungen - закон о защите конкуренции, функциях и полномочиях антикартельного ведомства на территории Германии;

AuЯenwirtschaftsgesetz закон о внешнеэкономической деятельности;

Wertpapierhandelsgesetz - закон о торговле ценными бумагами;

Wertpapiererwerbs- und Ьbernahmegesetz - закон о приобретении ценных бумаг.

Список использованной литературы

1. Богуславский М.М. Международное частное право: учебник - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003г.

2. Богуславский М.М. Международное частное право: практикум - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2008г.

3. Зевков В.П. Международное частное право: учебник - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004г.

4. Кирилова Н.А. Международное частное право: учебно-методический комплекс для дистанционного обучения - 2-е изд., перераб. и доп. - Новосибирск: СибАГС, 2006г.

5. Международное частное право (конспект лекций) - М.: «Издательство ПРИОР», 2002г.


Подобные документы

    Принцип национального режима. Правоспособность иностранных физических лиц. Юридические лица в международном частном праве, понятие статута. Правовые основания допуска юридических лиц на территорию иностранного государства. Применение принципа контроля.

    контрольная работа , добавлен 16.12.2013

    Допуск иностранного юридического лица к хозяйственной деятельности на территории государства. Личный статут (закон) юридического лица. Критерии определения его национальности. Особенности правового положения иностранных инвесторов в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 13.02.2015

    Физические лица как субъекты международного частного права, их правоспособность. Коллизионные вопросы дееспособности физических лиц. Трудовые, семейные и наследственные отношения в международном частном праве. Особенности опеки и попечительства.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2015

    Особенности правового регулирования брачно-семейных отношений международного характера. Признание браков, заключенных за рубежом. Правоотношения между супругами. Расторжение брака в международном частном праве. Правоотношения между родителями и детьми.

    контрольная работа , добавлен 04.02.2010

    Физические лица как субъекты международного частного права, их правоспособность. Коллизионные вопросы дееспособности физических лиц. Трудовые, семейные и наследственные отношения лиц в международном частном праве. Вопросы опеки и попечительства.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2015

    Определение правового положения физических лиц, установление круга и содержания их прав и обязанностей на территории определенного государства. Правовое положение иностранных юридических лиц и правовое положение государства в Международном частном праве.

    курсовая работа , добавлен 29.01.2010

    Правовая сущность и функции юридического лица, концептуальные подходы к его понятию; организационно-структурные, имущественные особенности, правовой статус; порядок создания и ликвидации. Критерии разграничения юридических лиц в публичном и частном праве.

    курсовая работа , добавлен 03.07.2011

    Правовое положение транснациональных корпораций (ТНК) в международном частном праве. История развития и определение понятия ТНК в правовом аспекте. Национальность ТНК, ее правовое положение как юридического лица. Правовое регулирование деятельности ТНК.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2011

    Общая характеристика и источники правового регулирования брачно-семейных отношений в международном частном праве, понятие брачно-семейных отношений. Порядок заключения и прекращения брака, правовой статус детей. Общие положения о мусульманском браке.

    дипломная работа , добавлен 12.07.2010

    Правовой статус казахстанских организаций, участвующих во внешнеэкономических связях. Иностранные юридические лица в Казахстане. Правовой статус филиалов и представительств иностранных юридических лиц, положение совместных предприятий в Казахстане.