Страховые взносы в пенсионный фонд рф, фсс рф, ффомс. Расшифровка аббревиатуры Ффомс расшифровка аббревиатуры

В Российской Федерации, как и в большинстве других европейских стран, действует система медицинского страхования. Фонды ОМС являются государственными внебюджетными организациями.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Они созданы практически сразу после развала СССР для финансирования бесплатного медицинского обслуживания работающего населения.

Что это такое

Аббревиатура ОМС расшифровывается как «обязательное медицинское страхование». Во всех субъектах Российской Федерации существует территориальные фонды ОМС.

Они работают в соответствии с действующим законодательством. Основанием для работы подобных структур является постановление Верховного Совета РФ от 24.02.1993 «О порядке финансирования ОМС граждан на 1993 год».

06.08.14 г. в систему фондов обязательного медицинского страхования входило целых 86 субъектов.

Пополняются они за счет страховых взносов, перечисляемых различными организациями, являющимися плательщиками ЕСН.

Основанием для действия фондов подобного типа является Федеральный закон , . Территориальные ОМС, в отдельных случаях, выполняют функцию страховщика.

Фонды рассматриваемого типа осуществляют страхование:

  • всех объемов страховых случаев, определенных базовой программой ОМС;
  • дополнительных оснований.

Именно благодаря подобному фонду возможно получение медицинской помощи населением Российской Федерации на бесплатной или льготной основе.

Важной особенностью фондов рассматриваемого типа является их возможность создавать представительства. Обычно имеется одно представительство на регион.

Пополняется ОМС за счет:

  • единого социального налога (ставки по которому устанавливаются на законодательном уровне);
  • единого налога на вмененный доход (для определенных Правительством РФ типов деятельности);
  • страховых взносов, осуществляемых неработающими гражданами.

Также имеются различные иные поступления. Их наличие определяется в каждом субъекте страны в индивидуальном порядке.

Какие выполняет функции

Основными функциями и задачами территориального фонда медицинского страхования являются:

  • обеспечение гражданам Российской Федерации права на получение бесплатной медицинской помощи;
  • обеспечение заранее застрахованным лицам оказания финансовой помощи в результате наступления страхового случая;
  • создание максимально комфортных условий для получения медицинской помощи, а также обеспечение её доступности;
  • прием граждан с обращениями, касающимися непосредственно обязательного медицинского страхования (в соответствии с законодательством Российской Федерации);
  • осуществление работы с населением – проводит различные семинары для повышения уровня знаний обычных граждан в сфере медицинского страхования;
  • заключает страховые договора с компаниями, работающими в рассматриваемой сфере;
  • занимается наложением штрафов и составлением актов при обнаружении нарушения действующего на территории РФ законодательства;
  • формирует базы данных — на основании подаваемой СК информации о застрахованных физических лицах.

Одной из самых важных функций территориального фонда ОМС является контроль за деятельностью всевозможных страховых компаний.

Периодически специальный отдел осуществляет рейдерские проверки и при выявлении каких-либо нарушений принимает соответствующие случаю меры.

Работников, осуществляющих работу с базами данных и иной информацией, передаваемой в ОМС страховыми компаниями, фонд назначает самостоятельно и обеспечивает их полную конфиденциальность.

Также ОМС получает и осуществляет анализ информации, подаваемой Пенсионным фондом Российской Федерации.

Фонд осуществляет материальную поддержку СК при возникновении ситуаций, когда у последней отсутствует возможность в полной мере оплатить получаемую физическим лицом медицинскую помощь. ОМС имеет право отказать СК в предоставлении подобного рода помощи при наличии на то серьезных оснований.

Также территориальные фонды обязательного медицинского страхования имеют следующие полномочия:

  • непосредственно принимают участие в разработке специальных программ государственных гарантий;
  • определяют тарифную сетку на оплату получаемой гражданами медицинской помощи;
  • осуществляют сбор, аккумулирование и управление средствами, поступающими на счет фонда для финансирования региональной программы обеспечения медицинского страхования физических лиц.

Структура территориальных фондов ОМС

На сегодняшний день структура территориальных фондов ОМС жёстко закреплена на законодательном уровне. Все должности, имеющиеся в организации, заранее определены, также как и их функции.

В организацию рассматриваемого типа входят следующие отделы:

  • правления;
  • непосредственного руководства;
  • отчетности и бухгалтерии;
  • финансовый;
  • учета и сбора страховых взносов;
  • планово-экономический;
  • организации ОМС и защиты прав застрахованных граждан;
  • лекарственного обеспечения;
  • информационно-аналитический;
  • административно-хозяйственный.

Каждый отдел имеет свои обязанности и функции. Правление и непосредственное руководство осуществляют стратегическое планирование и принимают важные решения, непосредственно влияющие на работу ОМС.

Это касается выбора страховых компаний, которым будет оказываться материальная поддержка, а также работа в других, не менее важных сферах.

Отдел отчетности и бухгалтерии занимается ведением бухгалтерского учета, а также осуществляет его организацию в соответствии с действующим законодательством, нормативными документами.

Также данный отдел занимается формированием отчетности, содержащим информацию о деятельности фонда, передает её в контролирующие органы власти.

Контрольно-ревизионный отдел занимается непосредственным контролем за выполнением Закона Российской Федерации «О медицинском страховании».

Прежде всего, это касается рационального и планового расходования средств. Основной задачей является выявление нецелевых расходов.

Финансовый отдел занимается прогнозированием потребностей различных сегментов в материальных ресурсах, а также обеспечивает нормальную работу самой системы медицинского страхования.

Также осуществляется сбор и формирование статистических данных, последующая их передача в государственные органы для анализа.

Отдел учета сбора страховых взносов выполняет следующие основные функции:

  • организует работу доходной части бюджета;
  • осуществляет учет поступлений налогов;
  • учитывает и контролирует поступающие в фонд страховые взносы;
  • регистрирует страхователей и осуществляет их постановку на учет в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством.

Правовой отдел занимается экономическим обоснованием территориальных тарифов, формирует тарифную сетку на оказание различных услуг медицинской помощи.

Работники данного отдела:

  • анализируют выполнение учреждениями здравоохранения показателей территориального обеспечения;
  • занимаются юридическим консультированием обратившихся граждан, а также представителей страховых компаний.

Отдел защиты прав застрахованных граждан занимается реализацией следующих задач:

  • оптимизацией взаимодействия страховых компаний, прокуратуры, исполнительной и законодательной власти с целью обеспечения максимальной защиты интересов физических лиц;
  • обеспечивает защиту права на гарантированное получение медицинской помощи всеми застрахованными гражданами РФ.

Подразделение под названием «отдел лекарственного обеспечения» выполняет следующие функции:

  • контролирует выполнение законодательства Российской Федерации;
  • контролирует работу всех подведомственных медицинских учреждений.

Также сотрудники отдела оказывают помощь консультативного характера всем жителями региона, где действует конкретный фонд ОМС.

Информационно-аналитический отдел занимается разработкой программного обеспечения, необходимого для нормальной работы фонда, а также его сопровождением, обслуживанием.

Осуществляет техническую поддержку, настройку соединения с глобальной сетью Интернет и остальные требуемые действия. Защита информации также входит в компетенцию рассматриваемого отдела.

Демографическая ситуация и изменения приоритетов государственной политики в сфере расходных статей бюджетов во многих странах приводят к возрастанию давления на государственные источники финансирования здравоохранения , а также повышается роль частных источников финансирования. Таким образом, даже в тех странах, где государство в финансировании здравоохранения традиционно занимало лидирующую позицию, возрастает роль медицинского страхования . По всему миру, где медицинское страхование выступает как стремительно развивающаяся отрасль, появляется все больше новых страховых продуктов, которые сконструированы для удовлетворения спроса на рынке страховых услуг и нацелены на индивидуальных покупателей. В целом же параметры продуктов определяются национальным законодательством и долей государственного вмешательства в отрасль.

Доступность медицинских услуг — это ключевая проблема в любом . Степень доступности медицинских услуг в первую очередь определяется долей услуг, гарантированных государством (государственными гарантиями). В некоторых странах, таких, как США, фактически вся медицина финансируется за счет добровольного медицинского страхования (ДМС), в то время, как в Европе наиболее весомым источником средств является обязательное медицинское страхование (ОМС) и государственное финансирование.

Таким образом, медицинское страхование сильно различается в зависимости от рынка к рынку и зависит от исторических традиций и государственных гарантий в этой области и потребностей, на которые нацелен рынок. Например, медицинское страхование в Великобритании и в США находится на диаметрально противоположных концах спектра системы здравоохранения. В США ДМС — это насущная необходимость, хотя для некоторых групп населения (пожилые, малоимущие) задействованы государственные программы, в основной же массе полис ДМС приобретается работодателями для своих работников. В Великобритании же здравоохранению отводится приоритетное значение, и оно в основном финансируется Национальной службой здравоохранения; полисы ДМС сконструированы таким образом, чтобы обеспечить хирургическое лечение вне очереди или обеспечить повышенным комфортом и качеством медицинских услуг. Такие полисы в большинстве своем также приобретаются работодателями. В некоторых странах рынки вторичного медицинского страхования развиваются с целью предоставления каких-либо дополнительных выплат или покрытия расходов, не охваченных первичным страхованием.

Медицинское страхование в РФ — форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования состоит в том, чтобы гарантировать гражданам РФ при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Медицинское страхование может осуществляться как в обязательной, так и добровольной форме.

Сущность медицинского страхования составляет механизм передачи риска, связанного с временной или постоянной потерей здоровья и расходов, в той или иной мере связанных с восстановлением утраченного здоровья.

Объектом медицинского страхования является страховой риск, обусловленный расходами, понесенными застрахованным в связи с его обращением в медицинское учреждение за оказанием медицинской помощи.

Система медицинского страхования регулирует процесс поступления финансовых ресурсов в страховой фонд и их расходование на лечебно-профилактическую помощь. Необходимая величина страхового фонда рассчитывается на основе вероятности наступления страхового случая. Размер разового страхового взноса зависит от состояния здоровья застрахованного, его возраста и иных факторов, определяющих вероятность наступления заболевания в тот или иной период жизни.

Следует различать понятия "страховая медицина" и "медицинское страхование". Страховая медицина представляет собой один из способов финансирования здравоохранения. Подразумевается, что в качестве источника финансирования выступают страховые взносы по медицинскому страхованию. В свою очередь медицинское страхование — это более узкое понятие, которое представляет собой вид страховой деятельности.

Основные принципы страховой медицины, закрепленные законодательно:

  • всеобщий характер участия граждан Российской Федерации в программах обязательного медицинского страхования;
  • гарантированные объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи населению в рамках программы обязательного медицинского страхования;
  • бесплатность предоставления медицинских услуг населению в рамках обязательного медицинского страхования;
  • сочетание добровольного и обязательного медицинского страхования;
  • добровольное медицинское страхование, осуществляемое на основании программ добровольного медицинского страхования и обеспечивающее граждан услугами сверх программы обязательного медицинского страхования;
  • обеспечение и защита прав застрахованных в системе медицинского страхования.

Риск заболевания (утраты трудоспособности) относится к разряду рисков, возникающих по причинам, не зависящим от человека, однако подобные риски влекут за собой значительные расходы. Подобные риски затрагивают не только индивидуальных граждан, но и общество в целом, так как оно заинтересовано в поддержании здоровья его членов. Обязательное медицинское страхование входит в систему . Потребность в медицинских услугах можно отнести к разряду социальных, поэтому обязательное медицинское страхование гарантирует страховую защиту на случай заболевания всем застрахованным в равной мере.

Права граждан Российской Федерации в области охраны здоровья закреплены в п. 1 ст. 41 Конституции РФ; ст. 20 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан"; в законе РФ "О медицинском страховании граждан в РФ".

В частности, в Конституции РФ определено следующее: "Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений". Согласно закону РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" все граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, подлежат обязательному медицинскому страхованию.

Таким образом, здравоохранение обязано удовлетворять потребность граждан в поддержании оптимального уровня здоровья независимо от того, какими материальными возможностями он располагает.

В соответствии с законом РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" в качестве субъектов медицинского страхования выступают: гражданин (застрахованный), страхователь, страховая медицинская организация (страховщик), медицинское учреждение. Помимо субъектов в реализации обязательного медицинского страхования принимают участие Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Реализуется через самостоятельную систему фондов (Федеральный фонд ОМС, территориальные фонды ОМС и филиалы территориальных фондов), а также при посредничестве специализированных страховых медицинских организаций. Страховые организации осуществляют операции обязательного медицинского страхования на некоммерческой основе. Страховые организации являются посредниками между фондами ОМС и медицинскими учреждениями, оказывающими медицинские услуги застрахованным гражданам.

Организация, контроль и финансирование системы ОМС осуществляется через федеральный и территориальные фонды ОМС. Федеральный и территориальные фонды ОМС были созданы как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

В системе обязательного медицинского страхования в качестве страхователей выступают работодатели, которые обязаны заключать договоры ОМС в пользу своих работников, и индивидуальные предприниматели. Страхователей в системе ОМС можно представить в виде двух групп:

  • страхователи для работающего населения;
  • страхователи для неработающего населения (дети, учащиеся, пенсионеры и пр.).

Первая группа объединяет предприятия, учреждения, организации, которые являются страхователями для своих работников и осуществляют взносы по обязательному медицинскому страхованию в соответствующие фонды за них. Соответственно лица, работающие в данных структурах, выступают в качестве застрахованных. Вторая группа представлена органами государственного управления всех уровней местной администрации.

Медицинские учреждения оказывают услуги застрахованным гражданам на основании договора на предоставление медицинских услуг по обязательному (добровольному) медицинскому страхованию. Договор заключается между медицинским учреждением и страховой медицинской организацией.

Объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи, гарантированной населению России по обязательному медицинскому страхованию, устанавливаются Базовой программой обязательного медицинского страхования. Базовая программа ОМС разрабатывается Министерством здравоохранения Российской Федерации и подлежит утверждению со стороны правительства РФ. На основе базовой программы разрабатываются и утверждаются территориальные программы обязательного медицинского страхования, содержащие конкретный перечень видов медицинской помощи и услуг (по врачебным специальностям), гарантированных населению территории и оплачиваемых из средств обязательного медицинского страхования. В соответствии с законодательством объем и качество медицинских услуг, установленных территориальными программами, не могут быть ниже установленных в базовой программе.

Территориальная программа ОМС содержит перечень видов и объемов медицинской помощи, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования, перечень медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования, условия и порядок предоставления медицинской помощи в них. В соответствии с законодательством объем и качество медицинских услуг, установленных территориальными программами, не могут быть ниже установленных в базовой программе.

Добровольное медицинское страхование

Добровольное медицинское страхование призвано обеспечить застрахованным гражданам получение медицинских услуг сверх минимума, гарантированного программой ОМС. Страховая медицинская организация разрабатывает программу добровольного медицинского страхования, включающую перечень видов медицинских услуг, гарантируемых застрахованному в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Договор добровольного медицинского страхования заключается между страхователем и страховой компанией и, согласно которому, в обмен на уплаченную страховую премию страховщик обязуется оплачивать медицинские расходы страхователя согласно договорным условиям (приложение 6).

В медицинском страховании страховые выплаты непосредственно связаны с расходами страхователя на лечение заболевания или травматического повреждения. Условия страхования предусматривают полную или частичную компенсацию понесенных расходов.

В зависимости от формы страховых выплат медицинское страхование подразделяется на два класса:

  1. Первичное медицинское страхование.
  2. Дополнительное медицинское страхование.

Первичное страхование обычно подразумевает компенсацию страховой компанией расходов на медицинское обслуживание (в основном расходов на лечение) в соответствии с условиями договора страхования. Таким образом, страхователю не выплачивается страховая выплата в виде денежной суммы. Выплата носит характер оплаченных медицинских расходов.

Дополнительное медицинское страхование предоставляет страховую защиту двух видов:
  • оплата определенных медицинских процедур (экспериментальное лечение, стоматологические услуги и протезирование, услуги окулиста, процедуры, проводимые при лечении рака и т. д.);
  • оплата косвенных расходов (потеря заработка из-за нетрудоспособности, транспортные услуги, отпуск по уходу за детьми и т. д.).

Добровольное медицинское страхование может осуществляться как в индивидуальной, так и в коллективной форме. Наиболее распространенным типом полиса ДМС является полис коллективного (группового) страхования. Коллективная форма страхования приобрела высокую популярность во всем мире.

При коллективном страховании в качестве страхователя чаще всего выступают предприятия или организации (работодатели), а в качестве застрахованного контингента — работники предприятий и/или члены их семей. Страхователь заключает договор ДМС со страховщиком, и в соответствии с ним каждый гражданин, в отношении которого заключен договор (застрахованный), имеет право на получение медицинских услуг при наступлении страхового случая. Каждому застрахованному выдается на руки страховой полис.

Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии (государственное разрешение на осуществление определенных видов деятельности и услуг) лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

Медицинские учреждения имеют право оказывать медицинские услуги застрахованным в рамках программ добровольного медицинского страхования без ущерба для программ обязательного. Кроме того, медицинские учреждения могут осуществлять оказание медицинской помощи и вне системы медицинского страхования.

При расчете тарифных ставок по ДМС используются данные статистики здравоохранения или медицинской статистики, которая учитывает как основные демографические показатели (продолжительность жизни, смертность), так и показатели заболеваемости, госпитализации.

В зависимости от длительности договоров ДМС существуют различия в характере выплат и базе статистических данных, необходимой для расчета страховых тарифов.

В основном договоры ДМС заключаются сроком на один год, в этом случае тарифы рассчитываются дифференцированно в зависимости от принадлежности застрахованных к определенной группе риска для каждого возраста. Текущие страховые выплаты при этом осуществляются за счет страховых взносов, поступающих в данный финансовый год.

При заключении же многолетних, долгосрочных контрактов ДМС для расчета страховых тарифов принимается во внимание не только рост возрастной заболеваемости, но и изменение демографического фактора во времени, изменение статистики заболеваемости застрахованных в течение срока страхования, возможная кумуляция страхуемых рисков. Страховые взносы при этом используются как для финансирования текущих выплат, так и создания резервов, предназначенных для предстоящих выплат с учетом изменения степени риска у разных возрастных категорий застрахованных. Т. е. необходимо учитывать факт, что с увеличением возраста изменяются показатели заболеваемости.

С учетом того, что ДМС подлежат лица с существенно отличающимися индивидуальными особенностями от средних характеристик (возраст, состояние здоровья, условия труда, образ жизни и т. д.), вероятность наступления случая заболевания у этих лиц различна. В связи с этим вырабатываются общие принципы дифференциации тарифных ставок по данным признакам. Базовая тарифная ставка (нетто-ставка) корректируется по следующим группам здоровья в зависимости от результатов предварительного медицинского освидетельствования:

  • группа здоровья 1 — практически здоровые лица без отягощенной наследственности, имеющие в анамнезе детские болезни, простудные заболевания, аппендицит, грыжу; без вредных привычек или при их умеренной выраженности, не работающие на производстве с особо вредными условиями труда;
  • группа здоровья 2 — практически здоровые лица с повышенным риском заболевания, отягощенные наследственностью по диабету, сердечно-сосудистым, почечно- и желчнокаменной болезнями, психическими заболеваниями. В анамнезе — черепно-мозговые травмы, осложненные детские болезни, злоупотребление алкоголем, курение, работавшие или работающие на производстве с особо вредными условиями труда;
  • группа здоровья 3 — лица трудоспособного возраста, имеющие хронические заболевания с тенденцией к обострению чаще двух раз в году, злоупотребляющие алкоголем, систематически употребляющие транквилизаторы, снотворные, страдающие выраженными неврозами, психопатиями, гипертонической болезнью I и II степени, ИБС без выраженной стенокардии, перенесшие полостные операции.

Тарифные ставки могут дифференцироваться по возрасту, полу, городскому и сельскому населению, при индивидуальном или коллективном страховании.

Тарифные ставки рассчитываются отдельно по каждому направлению ДМС: амбулаторно-поликлинической, стационарной, комплексной медицинской помощи.

Механизм применения надбавок к премиям в зависимости от состояния здоровья застрахованного может различаться между разными компаниями, в зависимости от принятой технологии андеррайтинга и индивидуальной интерпретации фактов андеррайтером. Надбавка может применяться в процентном выражении в зависимости от степени отклонения состояния здоровья от нормы.

Фонд обязательного медицинского страхования

Фонд обязательного медицинского страхования предназначен для финансирования расходов населения по медицинскому обслуживанию.

Обязательное медицинское страхование — составная часть государственного .

Основные цели фонда обязательного медицинского страхования:
  • финансирование целевых программ в рамках ФОМС;
  • осуществление контроля за рациональным использованием ФОМС.
Доходы фонда обязательного медицинского страхования складываются из:
  • страховых взносов предприятий;
  • ассигнований из госбюджета;
  • добровольных взносов;
  • доходов от использования временно свободных денежных средств фонда обязательного медицинского страхования.

Федеральный и территориальные (в субъектах Федерации) фонды обязательного медицинского страхования (ОМС) созданы в соответствии с законом РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28 июня 1991 г. (в редакции от 2 апреля 1993 г.). К основным задачам федерального фонда ОМС относятся:

  • аккумуляция финансовых ресурсов для обеспечения ОМС;
  • финансирование расходов на медицинскую помощь;
  • обеспечение равного доступа граждан к медицинским услугам на всей территории страны;
  • реализация федеральных программ в сфере здравоохранения.

Непосредственное финансирование лечебных учреждений осуществляют территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Платежи в Фонд обязательного медицинского страхования

Страховой тариф взносов на обязательное медицинское страхование установлен в размере 3,6% по отношению к начисленной оплате труда. Из них в:
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 0,2%;
  • территориальные фонды обязательного медицинского страхования — 3,4%.

Для учета расчетов с фондами обязательного медицинского страхования используется пассивный счет 69, субсчет "Расчеты по медицинскому страхованию".

Суммы, начисленные в Фонд обязательного медицинского страхования, относятся на себестоимость.

Отчисления в , социальный и медицинский фонд называются единым социальным налогом, который может уплачиваться и по регрессивной ставке. Для этого предприятие должно выполнить условие статьи 245 НК РФ, при котором размер выплат, начисленных в среднем на 1 работника, превышал 50000 руб. При этом не учитываются выплаты работникам с наибольшими выплатами. В этом случае единый социальный налог составит 20% вместо 35,6% при обычных условиях. В том числе: пенсионный фонд — 15,8%, социальный — 2,2% и медицинский — 2%.

Кроме выше перечисленных отчислений, предприятие обязано начислять на сумму заработной платы страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Тарифы страховых взносов установлены федеральным законом от
12 февраля 2001 г. № 17-ФЗ "О на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Всего 22 тарифа от 0,2 до 8,5%.

Федеральный фонд (далее ФФОМС или Фонд) — это государственный фонд, созданный для финансирования медицинского обслуживания населения Российской Федерации. Фонд является внебюджетным, то есть деньги на финансирование выделяются не из а из средств, поступающих от страхователей (граждан и юридических лиц). ФФОМС является, некоммерческим юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и собственное имущество.

Расшифровка ФФОМС

Рассмотрим каждое слово из названия. Что оно означает и почему выбрано именно оно?

  • Федеральный. Фонд является централизованным на федеральном уровне, имеет свои территориальные отделения в каждом субъекте РФ, а основы его деятельности регулируются федеральными законами.
  • Фонд. Это некоммерческая организация, имеющая свой бюджет, предназначенный для конкретной общественно-социальной цели — обеспечения качественного бесплатного медицинского обслуживания населения.
  • Обязательного. Этот термин означает, что все граждане должны быть застрахованы в обязательном порядке. Согласно Конституции РФ, каждый гражданин обладает правом получить от государства бесплатное медицинское обслуживание, а чтобы его правильно организовать, каждый должен вносить страховые взносы (самостоятельно или через работодателя) в Фонд, из которого потом они будут расходоваться.
  • Медицинского. Главная цель Фонда — медицинское обслуживание, то есть оказание помощи лицам, у которых существуют проблемы со здоровьем.
  • Страхования. Это особый вид экономических отношений в государстве, при котором гражданами отчисляются определенные аккумулируются в одном месте, а в случае необходимости выдаются гражданам обратно в виде страховой суммы или страховой услуги.

Таким образом, расшифровка ФФОМС не представляет собой сложности — достаточно иметь общие представления о тех терминах, которые используются в Российской Федерации для обозначения важных организаций.

Государственное регулирование

Деятельность Фонда регулируется законодательством РФ на федеральном и региональном уровне. Главными документами, на основании которых действует главный орган и его территориальные отделения, являются:

  1. Конституция РФ.
  2. ФЗ от 29.11.10 г. «Об обязательном медицинском страховании в РФ».
  3. Устав Фонда.
  4. Постановления ВС «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан» на каждый год.
  5. Бюджетный кодекс РФ.
  6. Другие законодательные акты РФ.

Функции фонда

Основные функции ФФОМС — это те задачи, которые он выполняет для достижения главной цели своего создания — обеспечения финансирования медицинского обслуживания граждан. Они закреплены в п. 8 гл. 6 и гласят, что ФФОМС:

  1. Участвует в разработке главной программы обеспечения бесплатности медицинских услуг.
  2. Аккумулирует и управляет финансовыми средствами для обеспечения программы.
  3. Выравнивает условия по обеспечению финансирования для территориальных органов.
  4. Контролирует деятельность территориальных органов и целевое использование ими финансовых средств в рамках программы.
  5. Контролирует соблюдение субъектами страхования условий использования денежных средств в рамках программы и их обязательные взносы.
  6. Имеет право начислять и взыскивать со страхователей (физических и юридических лиц) недоимки, штрафы и пени, которые направляются на обеспечение медицинским обслуживанием неработающих лиц.
  7. Ведет собственную отчетность, устанавливает ее формы, определяет порядок учета, издает нормативно-правовые акты, формы документов и издает необходимые указания в рамках своих полномочий.
  8. Ведет единые реестры организаций, осуществляющих медицинское обслуживание и медицинское страхование, реестры экспертов качества и застрахованных граждан.
  9. Осуществляет другие функции в рамках своих полномочий.

Полис ОМС

Главным документом, который выдает Фонд обязательного медицинского страхования и по которому гражданин РФ имеет право получить бесплатную квалифицированную медицинскую помощь, является полис.

Полис можно получить в территориальных органах ФФОМС или в коммерческих организациях, которым Фонд делегировал свои полномочия по выдаче компаниях).

Для обращения в территориальный орган ФОМС (или в те организации, которым были переданы необходимые полномочия по страхованию) необходим только паспорт, при обращении за полисом на ребенка следует предоставить и свидетельство о его рождении. После приема заявления сотрудники выдают временное свидетельство (сроком на 1 месяц), которое позволяет пользоваться всеми услугами по полису до момента его фактического получения.

Из чего складывается бюджет фонда

Для того чтобы понять, из чего складывается бюджет фонда, необходимо вспомнить, какая у аббревиатуры расшифровка. ФФОМС получает денежные средства из так называемых социальных взносов, которые уплачиваются в Пенсионный фонд и составляют на 2014 год 22% (с годовой суммы зарплаты в пределах 624 тысяч рублей). Налог ФФОМС составляет из этой суммы 5,1%. Если годовая сумма дохода превышает 624 тысячи рублей, то взнос с последующих сумм в Пенсионный фонд составляет 10%, и лишь 3,7% отчисляются в ФФОМС.

Кроме того, существуют отдельные категории организаций, для которых установлены пониженные ставки страховых взносов.

Налог выплачивается в ежеквартально или ежемесячно в зависимости от формы организации и системы налогообложения (ЕНВД или упрощенка).

Заключение

Таким образом, расшифровка ФФОМС достаточно доступна и понятна всем гражданам России, ведь все мы обращаемся за медицинскими услугами по полису ОМС и выплачиваем налоги для пополнения бюджета Фонда.

ФФОМС

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) - один из государственных внебюджетных фондов , созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Создан 24 февраля 1993 года постановлением Верховного Совета РФ № 4543-I.

Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также иными законодательными и нормативными актами. Положение о Фонде утверждено 24 февраля 1993 г., а 29 июля 1998 г. вместо него принят устав Фонда.

Среди основных функций фонда:

  • Выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования.
  • Финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования.
  • Контроль за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования.

Директора Фонда

  • Гришин, Владимир Вадимович (27 мая 1993 - 7 августа 1998)
  • Таранов, Андрей Михайлович (1 августа 1998 - 16 ноября 2006)
  • Юрин, Андрей Владимирович (с 13 ноября 2008 г.)

До принятия устава Фонда (29 июля 1998 г.) руководитель ФОМС именовался исполнительным директором, после - директором.

После ареста А.М. Таранова обязанности директора Фонда в течение двух лет исполнял Дмитрий Владимирович РЕЙХАРТ - первый заместитель директора ФОМС.

Текущие события

14 ноября 2006 в центральном офисе ФФОМС, восьми его региональных отделениях, а также в офисах компаний - дистрибьютеров лекарственных средств, являющихся партнёрами фонда, прошли обыски .

16 ноября 2006 директор Федерального фонда обязательного медицинского страхования Андрей Таранов и его заместитель Дмитрий Усиенко были задержаны по подозрению в коррупции . Следственные органы подозревают руководителей ФФОМС во взяточничестве и нецелевом использовании бюджетных средств в рамках государственной программы дополнительного лекарственного обеспечения льготных категорий граждан .

Источники

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "ФФОМС" в других словарях:

    ФФОМС - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования мед. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с … Словарь сокращений и аббревиатур

    НПА:О страховых взносах в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС (федеральный закон от 24.07.2009 № 212−ФЗ) - Полное наименование: О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского… … Бухгалтерская энциклопедия

    Таранов, Андрей - Бывший исполнительный директор Федерального фонда обязательного медицинского страхования Бывший исполнительный директор Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Член корреспондент Российской академии медицинских наук,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Быкова, Галина - Бывший главный бухгалтер Федерального фонда обязательного медицинского страхования Бывший начальник управления бухучета и отчетности главный бухгалтер Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС). В ноябре 2006 года вместе с… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Шиляев, Дмитрий Энциклопедия ньюсмейкеров

    Климова, Наталья - Бывший заместитель директора Федерального фонда обязательного медицинского страхования Бывший заместитель директора Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС). В ноябре 2006 года вместе со своим начальником Андреем… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Смердов, Виталий - Бывший вице президент по стратегическому развитию ОАО Протек, осужденный за дачу взятки Генеральный директор ЗАО Фармфирма Сотекс с ноября 2010 года. Бывший вице президент по стратегическому развитию ОАО Протек (2008 2010), бывший генеральный… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Фиксированные взносы ИП/2014 - Фиксированные взносы ИП 2009 2010 2011 2012 2013 2014 Внимание! Все расчеты произведены исходя из нового МРОТ 5554 рублей, введение которого планируется с 1 января… … Бухгалтерская энциклопедия

    Усенко, Дмитрий - Бывший заместитель директора Федерального фонда обязательного медицинского страхования Бывший заместитель директора Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). В 2000 2003 годах директор Научного центра правовой информации… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Фиксированные взносы ИП/2013 - Фиксированные взносы ИП 2009 2010 2011 2012 2013 2014 С 2013 года название взносов в Пенсионный фонд и ФФОМС у ИП опять изменено. Вместо взносов, исчисленных исходя … Бухгалтерская энциклопедия

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) является государственным внебюджетным фондом, созданным для финансирования медицинского обслуживания граждан России по программе ОМС. В данной статье рассмотрено, какие задачи и функции стоят перед ФФОМС, какую он имеет структуру, за счет чего формируется бюджет, с какими целями используются накопленные средства фонда.

Структура и управление ФФОМС

ФФОМС был создан 24 февраля 1993 года постановлением Верховного Совета РФ № 4543-I. Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также иными законодательными и нормативными актами. Положение о Фонде утверждено 24 февраля 1993 года, а 29 июля 1998 года вместо него принят устав. В соответствии с действующим налоговым законодательством при выплате заработной платы работодатель обязан перечислить страховые взносы в три внебюджетных фонда:

  • ПФР - 22% от облагаемого дохода сотрудника;
  • ФСС - 2,9% облагаемого дохода;
  • ФФОМС - 5,1%.

Взносы в ФФОМС отчисляются с заработной платы работодателем и поступают в фонд каждый месяц. Выплаты в организацию обязательного медицинского страхования являются обязательными. Функционирование данной организации регламентировано рядом законодательных норм и актов, в том числе Бюджетным кодексом, законом «Об обязательном медстраховании граждан Российской Федерации» и внутрифондовым уставом. Общая структурная схема ФФОМС представлена на диаграмме ниже.

Рисунок - Структурная схема фонда ОМС в 2018 г.

Все подразделения составляют единую систему, при этом каждое имеет свои функции и полномочия в области предоставления гражданам права на медицинское обслуживание и контроля соблюдения законодательства в этой сфере. Российская система обязательного страхования предусматривает финансирование деятельности здравоохранительных учреждений посредством работы страховых компаний и фондов; подобные структуры обязаны получить лицензию на этот род деятельности. Схема взаимодействия организаций работает следующим образом:

  • Страховая компания оформляет договор с учреждением здравоохранения (больница, поликлиника);
  • Страховая компания инициирует подписание договора о сотрудничестве с местным фондом ОМС;
  • Территориальный фонд выделяет средства, перечисляемые на счет страховой организации; та расходует их на оплату медицинских услуг, которые предоставляются гражданам, имеющим полис ОМС.

Кроме того, законодательство предусматривает финансирование учреждений здравоохранения без участия страховых компаний, напрямую через региональные фонды и филиалы, однако данная методика практикуется реже. Применение разных способов распределения и перечисления средств требуется по причине того, что в структуре управления каждого региона есть свои особенности. При выборе способа перечисления и распределения учитываются такие моменты, как финансовое положение конкретного субъекта федерации, политическое положение, национальные особенности и другие аспекты.

В процентном соотношении граждане страны, зарегистрированные в системе ОМС, неравномерно прикреплены к страховым компаниям. Статистика показывает, что свыше 70% людей, пользующихся услугами бесплатной медицины, прикреплено к 15 наиболее крупным и известным страховым организациям.

Задачи и направления деятельности ФФОМС

Как государственная организация федеральный фонд обязательного медицинского страхования существует для реализации законодательных норм, регулирующих оказание бюджетных медицинских услуг. Иными словами, целью фонда является то, что каждый человек может претендовать на бесплатную врачебную помощь и регулировать исполнение этого требования. Спектр задач организации сформулирован в законодательных актах следующим образом:

  • Финансовая поддержка гражданских прав на получение врачебной помощи в необходимом объеме на бесплатной основе;
  • Организация денежных вливаний, которые служат для обеспечения стабильного положения системы обязательного медстрахования;
  • Разработка новых и поддержка прежних программ, распределение приоритетов в области страхования;
  • Распределение финансирования на реализацию целевых программ и проектов.

Выполнение данных задач осуществляется в рамках всей деятельности фонда, и его основные функции сводятся к следующему:

  • Контроль и уравновешивание финансов, распределяемых для филиалов и подконтрольных фондов для реализации базовых задач;
  • Регулирование размера отчислений, которые идут на поддержку программы ОМС;
  • Выделение финансов на реализацию региональных программ, нацеленных на решение проблем, характерных для конкретной области или населенного пункта;
  • Контроль регулярности перечисления взносов со стороны организаций и предпринимателей по разным уровням существующих фондов;
  • Проверка расходов, контроль над целевыми затратами, что позволяет наиболее рационально тратить средства и не допустить утечки финансов;
  • Создание и изменение методических инструкций для отлаженной работы и взаимодействия фондов и филиалов друг с другом;
  • Внесение предложений по улучшению существующей системы, в том числе корректировка нормативно-правовых положений с целью усовершенствования качества работы;
  • Контроль и корректировка аспектов базовой программы по обязательному страхованию для расширения спектра услуг;
  • Подготовка аналитических отчетов и передача информации в правительственные структуры;
  • Проведение учебных курсов для персонала для работы в сфере государственного медицинского страхования;
  • Проверка нормативных документов и положений;
  • Научно-исследовательские изыскания в медицинской страховой сфере;
  • Сотрудничество с другими ассоциациями на международном мировом уровне, обсуждение острых проблем в сфере страхования жизни и здоровья;
  • Разработка проекта о формировании фондового бюджета, составление и передача отчетности по реализации бюджетных денег.

Во исполнение установленных функций, ФОМС осуществляет аккумулирование финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости системы, выравнивание финансовых условий деятельности ТФОМС в рамках базовой программы ОМС путем направления ТФОМС финансовых средств на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС, национальный проект "Здоровье", пилотный проект в субъектах Российской Федерации, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения.

Источники доходов и статьи расходов средств фонда

Расходование средств ФФОМС осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством, регламентирующим его деятельность, в соответствии с бюджетом, утвержденным федеральным законом. Успешная работа ФФОМС напрямую связана с бесперебойным пополнением бюджета, и в качестве используются следующие субъекты:

  • Юридические лица (компании, индивидуальные предприниматели), которые вносят страховые платежи за людей, числящихся в штате как сотрудники. Размер взноса составляет 3,6% от фонда по оплате, и из них 0,2% передается в федеральный ФОМС, а все остальное – в региональные подразделения. Из этого распределения можно увидеть, что большая часть выплачиваемых денег остается в региональных фондах;
  • Бюджеты, которые перечисляют взносы на граждан, официально не трудоустроенных (несовершеннолетние, граждане на пенсии, безработные);
  • Добровольные взносы, вносимые гражданами или организациями (спонсорская помощь, пожертвования и пр.);
  • Инвестиции ФФОМС, когда организация использует имеющиеся свободные средства для вложения с целью получения краткосрочной или долгосрочной прибыли.

Российское законодательство определяет перечень категорий, в рамках которых расходуется бюджет фонда. Основными статьями расходов (на них выделяется свыше 60% средств бюджета) считаются оплата медицинских услуг, предоставляемых гражданам на бесплатной основе, зарплата сотрудников, занятых в сфере ОМС, финансирование страховых компаний и здравоохранительных учреждений, содержание резервных (экстренных) фондов.

Возможности граждан, застрахованных в системе

Любой гражданин вправе претендовать на качественную бесплатную помощь врачей и медперсонала, и базовые права регулируются фондом ОМС. Работа организации позволяет претендовать на полноценную помощь на территории России и за пределами, а именно на получение экстренной врачебной помощи в стране и за рубежом, на выбор поликлиники, лечащих специалистов, методов терапии при наличии нескольких вариантов, на выбор страховой организации, оформляющей полис, а также на получение профессиональной помощи.

Заключение

ФФОМС, основанный в 1993 году, призван обеспечивать оказание бесплатной медицинской помощи гражданам РФ и контролировать реализацию базовой программы ОМС. Кроме того, одной из главных функций фонда является распределение финансирования в территориальные фонды и медучреждения государства.