Сколько налогов платит газпром. Газпром не платит налогов. Почему повысили коэффициент для «Газпрома»

МОСКВА, 16 ноя — РИА Новости. Госдума приняла закон, который предоставляет новые налоговые льготы для проектов "Роснефти" и "Газпрома".

Документ, в частности, предоставляет "Роснефти" налоговый вычет по НДПИ для Самотлорского месторождения и вносит изменения, которые позволят снизить НДПИ на газ для совместных с "Газпромом" предприятий, осуществляющих добычу газа на ачимовских залежах.

Закон также вносит изменения, которые дают возможность в 2017 году присоединиться к консолидированной группе налогоплательщиков (КГН) организациям, реализующим проект по строительству Амурского газоперерабатывающего завода (проект "Газпрома"). Действующим законодательством установлен мораторий на регистрацию в 2016-2017 годах изменений в договоры о создании КГН, связанных с присоединением к такой группе новых организаций.

Устанавливается нулевая ставка НДС в отношении услуг по транспортировке природного газа трубопроводным транспортом в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, а местом реализации таких услуг признается территория РФ. Это позволит при оказании таких услуг принять к вычету НДС в России. В соответствии с действующими соглашениями при транспортировке газа этот налог нельзя принять к вычету нигде, пояснял ранее замминистра финансов РФ Илья Трунин.

НДПИ

Законом снимаются ограничения по предельным срокам начала применения пониженных ставок НДПИ при добыче газа на новых морских месторождениях на континентальном шельфе, а также продлевается на 2018-2022 годы нулевая ставка НДПИ при добыче кондиционных руд олова на участках недр, полностью или частично расположенных на территории Дальневосточного федерального округа. Документ также допускает уменьшение НДПИ, исчисленного при добыче газового конденсата, на налоговый вычет в связи с получением при его переработки широкой фракции легких углеводородов.

Помощь при санкциях

Помимо этого, исключается обложение доходов российских госорганизаций, против которых действуют санкции других стран, от продажи акций и долей. Для этого предлагается не учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль доходы от реализации акций (долей), полученных организацией, в отношении которой на дату заключения договора о передачи прав по ним действовали санкции со стороны иностранных государств и организаций.

Но эта льгота будет действовать при одновременном выполнении ряда условий. Во-первых, если после реализации акций доля их продавца в капитале их эмитента составляет не менее 50%. Во-вторых, покупатель не является взаимозависимым лицом с продавцом. В-третьих, на дату заключения договора о передаче прав РФ имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% голосующих акций (долей), составляющих капитал организации-продавца. В-четвертых, на дату реализации акций (долей) организация-продавец не менее года прямо или косвенно участвует в организации, чьи акции реализует. При этом доля такого участия составляет не менее 50%.

Народный капитализм Сергея Мавроди. Актеру Владимиру Пермякову не повезло. Еще в 1994 году именно он (а не Ельцин, Черномырдин или Пугачева) был самым узнаваемым человеком в России. Однако после 1994 года его не хотели видеть ни в театре, ни в кино, а если и приглашали играть, то, в основном, самого себя. Вернее свою лучшую и самую "народную" роль Лёни Голубкова, который, как известно, не халявщик, а партнер. Несмотря на то, что он был лишь приглашенным актером, "внешним" лицом, именно Леня Голубков стал символом надежд россиян на "капитализм с человеческим лицом" и последующего в нем разочарования. "Дерзайте, Лёня!", - говорила с экранов телевизоров исполнительница главной роли в некогда популярном сериале "Просто Мария".
Одно время канувшая в забытье и благополучно остававшаяся лишь в глубоком пласте народного фольклора фигура Лёни Голубкова сегодня вновь становится актуальной. Дело в том, что 10 января 2011 года основатель пирамиды МММ Сергей Мавроди в своем блоге выпустил обращение, в котором призвал граждан участвовать в его новом проекте, который по-прежнему называется МММ – Мы Можем Многое. Сам Мавроди не скрывает, что его новый проект является финансовой пирамидой, однако, полагает, что она позволит гражданам зарабатывать как минимум 20% в месяц (а пенсионерам и все 30%) и будет бесперебойно функционировать около 10 лет.
Идея Мавроди произвела эффект красной тряпки на целый ряд чиновников и бизнесменов. Представители Госдумы, министерств, региональных властей и бизнеса наперебой рассказывают будущему электорату о том, как именно они остановят Сергея Мавроди. Однако большинство соглашается с тем, что пока проект не начал функционировать, нарушений никаких быть не может. Иначе это уже оруэлловские мыслепреступления. Экономисты же со знанием дела утверждают, что годовая доходность в 240%-360% несет 120%-180% рисков. Поверив экономистам, зададимся вопросом: почему Мавроди делает, казалось бы, все, чтобы его проект оказался под ударом органов власти и под пристальным недоверчивым вниманием общественности? Новая пирамида демонстративно создана под тем же названием, что в 1992 году, и работает по тем же принципам, сам Мавроди выступает в привычном реноме «великого комбинатора». Правда его образ дополняется практически обязательной в наше время коммуникацией через блог, а сама пирамида будет организована в системе Webmoney.
О чем говорит «старое-новое» название? В первую очередь о том, что МММ - это бренд. Причем бренд, обладающий одновременно негативным и позитивным содержанием, который можно достать с пыльной полки и еще раз продать. Иначе Сергей Пантелеевич не взял бы из 90х название, ставшее нарицательным и символизирующее обман. Подразумевается, что если вы хотите создать финансовую пирамиду и заработать на ней, то ни в коем случае не надо называть ее с именем МММ. Наоборот, на протяжении всего ее существования требуется постоянно отрицать любое с ней сходство. С этой точки зрения действия Мавроди кажутся парадоксальными и выглядят "пощечиной общественному вкусу".
В ответ на это в России привычно отвечают: это все пиар. Напомню, в апреле нынешнего года планируется выход фильма «Пирамммида», посвященный финансовым махинациям Сергея Мавроди в 90е годы. Причем первоначально планировалось, что фильм выйдет в ноябре 2010 года, затем его премьера была перенесена на зиму, а потом и на весну 2011. Ряд экспертов, в первую очередь в сфере рекламы, утверждают, что действия Мавроди – это вариант вирусного маркетинга, ход, направленный на привлечение внимания аудитории к фильму. Если принять эту версию, то действительно ход удался: новость растиражировали ведущие печатные и электронные СМИ, показано много телесюжетов, выступали известные политики. Тем более подобные технологии уже активно применяются в раскрутке фильмов (например, фильм Тимура Бекмамбетова «Особо опасен» 2008 года).
Против «рекламного» подхода говорит в первую очередь то, что такая акция может задеть многих сильных мира сего, которые сегодня суетятся перед объективами, зарабатывая себе политические очки на кампании «Остановим Мавроди!», а завтра окажется, что они были актерами в спектакле. Зрители хлопают, но очки идут в кассу фильма, а не политикам и другим государственным деятелям. А они могут и обидеться, что вряд ли не учли создатели фильма. 05.03.2015 15:49:11,

"Газпром" закончил III квартал года с убытком в 9,2 млрд рублей (по РСБУ). Интересно, что, несмотря на столь плачевные финансовые результаты, топ-менеджеры получили неплохое вознаграждение - 2,1 млрд рублей.

Убытки также не помешали "Газпрому" готовиться к 25-летнему юбилею - на него потратят 100 млн рублей. Деньги пойдут на организацию "показа спектаклей, концертов и иных зрелищных программ", а также на питание в Государственном Кремлёвском дворце. Возможно, как и пять лет назад, поздравлять "Газпром" приедут Стинг, Андреа Бочелли, группа "Моральный кодекс", Диана Арбенина и другие звёзды.

Впрочем, не надо обвинять компанию Алексея Миллера в транжирстве. Компания умеет экономить, особенно когда речь заходит о налогах. Сейчас "Газпром" судится с Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 2. Речь идёт о сумме в 300 млн рублей. Это 203 млн налогов, которые "Газпром", по версии ФНС, не заплатил, остальное - пени и штрафы.

Как следует из судебных документов , всё дело в двух трубопроводах, расположенных в Сибири. "Газпром" решил, что они магистральные, а ФНС с этим не согласилась. Дело в том, что у магистральных газопроводов были налоговые льготы. В 2012 году они вовсе не облагались налогом, а в 2013 году ставка для них была пониженная.

Суд долго изучал, какие в России бывают трубопроводы: описание труб и нормативных нюансов занимает 64 страницы. И итоге дело выиграл "Газпром" (в августе 2017 года).

ФНС подала апелляцию, заседание назначено на 21 декабря. Это дело указано в числе наиболее важных в отчёте "Газпрома" за III квартал.

Доля государства в уставном капитале "Газпрома" (с учётом косвенного владения") составляет 50%. И когда корпорация судится с ФНС, получается, что государство судится с самим собой.

"Газпром" считает, что Налоговый кодекс - это как роман, который можно толковать по-разному. Стоило ли Анне Карениной уходить от мужа? Стоило ли платить налоги? Это вопросы, на которые трудно найти ответ.

Компания так и пишет в отчётах: "Российское налоговое, валютное и таможенное законодательство допускает различные толкования и подвержено частым изменениям. Налоговые органы могут занять более жёсткую позицию при интерпретации законодательства и проверке налоговых расчётов".

Практика показывает: прописать в законе досконально все вариации действительно невозможно, несмотря на то что у нас Налоговый кодекс написан очень подробно, - сказал директор юридической компании "Налоговая помощь" Илья Мокрышев.

По его словам, дела о магистральных трубопроводах были у многих российских компаний.

И большинство из них свои дела проиграли, в отличие от "Газпрома", - отметил он.

По словам юриста, эта "ситуация достаточно спорная".

Зачастую налоговый орган пересматривает ситуацию задним числом, - сказал юрист. - То есть когда налогоплательщик подаёт первоначально декларацию, налоговый орган при камеральной проверке не предъявляет претензии. Зато он предъявляет претензии, уже когда проводит выездную проверку, - через 3–4 года.

Из-за такой неопределённости компании и пишут в своих отчётах о "различных толкованиях" Налогового кодекса.

Так они могут уведомить акционеров: несмотря на то что они тщательно ведут налоговый и бухгалтерский учёт, это не гарантирует отсутствия претензий по результатам налогового контроля, - пояснил юрист.

Как рассказал налоговый юрист Сергей Шаповалов, за и против компаний-гигантов борются лучшие налоговые юристы.

Для "Газпрома" не проблема нанять себе самых лучших специалистов. Поэтому ФНС создала специализированную инспекцию, где работают юристы, которые тоже очень хорошо разбираются в таких специфических спорах.

Кстати, только юридическая фирма "Вегас-лекс" в этом году заключила контракты со структурами "Газпрома" более чем на 40 млн рублей.

Между налоговой и госкорпорацией идёт борьба на равных. Самая слабая сторона здесь - это судья.

Спор специфический и требует много узкоспециализированных знаний, которых у судьи нет, - сказал юрист. - Судья хочет вынести законное решение, но если он будет сомневаться, то очень вероятно, что он может поставить во главу угла бюджетный интерес.

Наше "национальное достояние" (как сам себя называет "Газпром") не пропадёт - на налогах компания пытается экономить всё время. В сентябре сообщалось , что "Газпром" добивается налоговых исключений. Он попросил разморозить для одного из своих проектов институт консолидированной группы налогоплательщиков (КГН).

Этот механизм появился в 2012 году. Компании, которые входят в группу, объединяют прибыли и убытки. Общий налог снижается благодаря включению в группу убыточных предприятий. В 2015 году был установлен мораторий на создание новых КГН.

Размер дивидендов, которые идут в бюджет, компания также не спешит увеличивать.

В 2015 году компания приняла дивидендную политику, которая позволяет ей платить в виде дивидендов 17,5–35% чистой прибыли. При этом в правительстве уже несколько лет хотят повысить дивиденды для госкомпаний до 50% (по МСФО).

В 2018 году объём инвестиций составит 1 триллион 280 миллиардов, а в 2019-м - 1 триллион 400 миллиардов... - говорил в конце ноября председатель правления компании Алексей Миллер на встрече с президентом. - Это поставка газа в Китай по "восточному" маршруту, газопровод "Сила Сибири", обустройство Чаяндинского месторождения, строительство Амурского газоперерабатывающего завода, ввод в конце 2019 года газопровода "Турецкий поток" и создание газотранспортных мощностей в "северном коридоре", на северо-западе России для вывода газа с Ямала для потребителей в Российской Федерации и для поставок на экспорт по "Северному потоку".

Как всё время говорят представители "Газпрома", если платить больше государству, не хватит денег на все эти масштабные стройки (ну и на корпоративы с премиями, но это не произносится). А 25 лет - это ведь такой возраст, когда "газануть и помчаться туда, где мечты сбываются" (лозунг "Газпрома"), и можно ещё под песню Стинга.

Как следует из последнего годового отчёта "Газпрома", в 2016 году он заплатил налоги на сумму 1,2 трлн рублей. В виде дивидендов государству досталось 95 млрд рублей. Выручка компании за 2016 год составила 3,9 трлн рублей.

Нефтегазовый локомотив

Еще один вывод исследования, достаточно очевидный для российской экономики, подтверждает сохранение высокой степени доминирования нефтегазового сектора в налоговых сборах.

Пятьдесят крупнейших российских налогоплательщиков платят 47% всего объема корпоративных налогов в России. Десять крупнейших налогоплательщиков, из которых семь представляют сектор нефтегазодобычи, перечисляют в казну 37,8% всех корпоративных налогов. Три крупнейших налогоплательщика — 27,2%, а одна «Роснефть» — 12%. Это минимум, который нужно знать о концентрации капитала в России, нефтегазовой составляющей в государственных доходах и практически незаметной роли малого и среднего бизнеса, при том что во многих развитых странах он является основным плательщиком налогов.

Больше всего налогов в 2016 году — 1,362 трлн руб. — заплатила «Роснефть», вторым с 1,168 трлн руб. идет «Газпром», за ними с серьезным отставанием и суммой 564 млрд руб. — ЛУКОЙЛ.

Заметно, что нефтегазовый сектор «оккупировал» только верхние строчки рейтинга. Во многом это связано с концентрацией капитала — она такова, что в России почти нет нефтегазового бизнеса, который можно назвать средним или даже просто крупным — остались только супергиганты. Впрочем, есть и еще одна причина почти полного отсутствия нефтяников в середине списка, за исключением Независимой нефтегазовой компании, это дефицит актуальной отчетности у целого ряда игроков. «Сахалин Энерджи», «Томскнефть», ТАИФ, «Форте Инвест», «Северэнергия» вполне могли бы войти в топ-50. Но на запросы РБК в указанных компаниях не ответили.

Лидерство предприятий нефтегазового сектора в налоговых платежах отнюдь не является особенностью только ресурсно ориентированных экономик типа российской. Из-за высокой степени закрытости отношений между налогоплательщиком и государством исследования, аналогичные этому, в других странах выходят редко и нерегулярно, но там, где рэнкинги иногда публикуются, чаще всего в них лидируют именно углеводородные компании — даже в странах, бедных полезными ископаемыми. На Украине это «Нафтогаз» (2015), в США — ExxonMobil (2011), в Белоруссии — «Газпром Трансгаз Беларусь» (2015), в Мексике — Pemex (2014).

В относительно бедных развивающихся экономиках крупнейшими налогоплательщиками часто являются компании с иностранным участием. В Армении, например, больше всего платил в казну контролируемый немецкими акционерами Зангезурский медно-молибденовый комбинат, а в Греции до 2011 года крупнейшим налогоплательщиком называли Coca-Cola Hellenic, что в итоге обернулось большими потерями для бюджета, когда компания перерегистрировалась в Швейцарии.

Впрочем, транснациональные корпорации активно пользуются своей разветвленной мировой сетью, чтобы оптимизировать налоги, и потому среди налогоплательщиков лидируют не очень часто. В связи с этим можно вспомнить скандал с Apple, которую сенат США в 2013 году обвинил в неуплате налогов на миллиарды долларов с полученной от продаж iPhone выручки в $74 млрд, или прошлогодние обыски в парижских штаб-квартирах Google и McDonalds, заподозренных в том же.

В России проблемы ухода крупнейших налогоплательщиков нет: все они контролируются государством, и бежать если и смогут, то только в Санкт-Петербург, как это сделали «Газпром» и ВТБ.

«Роснефть» удерживает первое место среди налогоплательщиков уже четыре года: она впервые обошла «Газпром» в 2013 году с показателем 1,105 трлн руб. против 950 млрд руб. у газовой монополии. Это удалось за счет впечатляющего скачка: «Роснефть» тогда увеличила налоговые отчисления почти на 350 млрд руб. — как раз в марте 2013 года она приобрела 100% ТНК-BP, что позволило ей стать крупнейшей публичной нефтегазовой компанией в мире.

Но в 2016 году разрыв в налоговых платежах между двумя лидерами сократился — с 248 млрд до 194 млрд руб.

Высокая степень концентрации капитала, заинтересованность в создании вертикально интегрированных производств с полным циклом переработки, а также бюджетная политика государства, при которой налоговая нагрузка на углеводородный сектор является одной из самых высоких в мире, предопределили доминирование нефтегазовых компаний в топ-10. Состязаться в объеме налоговых платежей с нефтегазодобычей по силам только традиционным отечественным монополиям в лице Сбербанка, РЖД и «Росатома».

Молчание табачников

Есть еще отрасль, чьи представители за счет акцизов могли бы побороться за высокие места. Это крупнейшие мировые табачные компании, представленные в России рядом производств и дистрибьюторами. В рамках борьбы с курением государство в последние годы активно повышало акцизы на сигареты, что сделало табачные компании одними из крупнейших налогоплательщиков. Но в рейтинге они не представлены, так как табачные компании в России не публикуют свою отчетность, а на соответствующие запросы большинство из них не ответили. Только «Бритиш Американ Табакко» (БАТ) и «Дж.Т.И. Россия» подтвердили РБК величину уплаченных налогов: БАТ в 2016 году заплатили в России налогов на сумму 130,5 млрд руб, «Дж.Т.И. Россия» - 206,2 млрд.

Кто, если не нефтегаз?

В топ-50 крупнейших налогоплательщиков верхние строчки оккупировали нефтяники и газовики. Но, зная изменчивость конъюнктуры, интересно посмотреть, кто подставит плечо в случае возможного падения цен на углеводороды.


Вторым по объему собираемых налогов стал финансовый сектор, крупнейшие представители которого заплатили в бюджет в 2016 году 330,7 млрд руб. Здесь учитывались результаты не только банков, но и небанковских организаций, в частности страховых компаний. Но основным донором являются все-таки банки, среди которых Сбербанк является крупнейшим «неуглеводородным» участником топ-10 с суммой налогов 245,4 млрд руб.

Доля Сбербанка в уплаченных налогах финансового сектора, рассчитываемых ФНС, составляет 38,5%. Это заметно выше его доли в активах финансового сектора — 30%, по данным ЦБ на начало 2016 года (более свежих регулятор не публиковал). И это подтверждает правило, что госкомпаниям приходится больше платить не только дивидендов.

Статистика ФНС по начислению и поступлению налогов и сборов в консолидированный бюджет (форма 1-НОМ) за 2016 год тоже отдает твердое второе место финансовому сектору, который заплатил 636,8 млрд руб. за вычетом НДФЛ и социальных взносов. Для сравнения: не представленные в рейтинге производители и дистрибьюторы табачных изделий заплатили 576,5 млрд руб.

Сектор металлов и горной добычи стал третьим: в топ-50 попали десять его представителей, которые перечислили в прошлом году 279,7 млрд руб. налогов. Крупнейший в этой группе налогоплательщиков — «Норникель» — обогатил бюджет на 66,5 млрд руб. налогов.

Четвертым сектором по объему налоговых платежей оказался транспорт (254,4 млрд руб.), главным образом благодаря РЖД и «Транснефти». Еще один транспортный участник рейтинга, «Аэрофлот», может похвастаться только тем, что стал едва ли не единственным авиаперевозчиком, который обеспечил положительный баланс налоговых платежей. В целом же, как следует из данных ФНС, налоговая нагрузка на авиакомпании в прошлом году была отрицательной — результат убыточности отрасли. Иными словами, компании больше получали налоговых возмещений, чем платили в бюджет. Не в последнюю очередь это стало возможным из-за антикризисного снижения НДС на внутренние перевозки до 10% (с 18%).

Расширенный сектор энергетики, в который РБК включил и атомную отрасль, занял пятое место — во многом благодаря «Росатому», заплатившему в 2016 году 125,3 млрд руб. налогов. Крупнейшие «осколки» РАО «ЕЭС» — «РусГидро», «Интер РАО», «Россети» и частная энергетическая компания «Т Плюс» — совокупно принесли в бюджет гораздо меньше, 94 млрд руб.

Высокотехнологичные секторы связи, химии и машиностроения заняли скромные места, что довольно точно характеризует «сырьевой» уклон российской экономики. Интересно, что «Ростех», который собрал лучшие активы российской машиностроительной промышленности и ОПК, смог занять по налоговым отчислениям только 13-е место.

Самой скромной по величине уплаченных налогов оказалась сфера торговли (34,7 млрд руб.), представленная всего тремя компаниями («Магнит», X5 и «Лента»). Здесь сыграла свою роль особенность отрасли, в которой многие компании являются «дочками» нерезидентов — их российские показатели просто не выделяются в составе консолидированной отчетности глобальной группы. По этой причине в рейтинг не вошли такие крупные представители ретейла, как «Метро Кэш энд Керри», или дилерские подразделения автопроизводителей — «Тойота Мотор», «Фольксваген Груп Рус», «Мерседес Груп Рус».


Очень интимные отношения

Для налоговиков показатель налоговой нагрузки является скорее статистическим инструментом, а не реальным ориентиром в работе. Специалисты ФБК в аналитической оценке налоговой нагрузки в российской экономике 2015 года указывали, что она «так до сих пор и не стала важнейшим механизмом обеспечения эффективности налоговой политики через установление оптимального налогового бремени». Директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев тем не менее уверен, что государство «не может совсем уж игнорировать очень значительно различающиеся показатели по налоговой нагрузке» — поэтому ФНС России использует показатель при планировании своих камеральных проверок.

Сами участники рейтинга отнеслись к идее публикации индивидуальных показателей весьма чувствительно. Комментировать их никто не захотел. Неофициально же представители финансовых департаментов нескольких компаний сообщили РБК, что нагрузка на их бизнес слишком высока, однако они оставят свое мнение при себе, чтобы не привлекать ненужного внимания налоговиков. «Общение с налоговиками — очень интимный процесс, поэтому любая публичность может отразиться негативно на дальнейших отношениях с государством», — пояснила нежелание давать комментарии представитель одной из металлургических компаний.

Что же касается лидеров рейтинга — нефтяников, то их консолидированное мнение, пожалуй, выразил год назад глава «Роснефти» Игорь Сечин в интервью «Вести 24»: «Снижать надо налоги. Нам НДПИ подняли в два раза, экспортные пошлины обещали снизить — не снизили, а цены упали при этом. Надо просто объективно относиться к этим процессам ко всем и не допускать провалов в инвестиционных процессах. Если начнутся интервалы по инвестициям, к сожалению, это может привести потом к тяжелым последствиям, к необходимости восстанавливать добычу, восстанавливать переработку».

Но заменить нефтяников налоговикам некем: мода на предпринимательство давно прошла, и количество субъектов малого бизнеса снижается, налоговая база не растет, а социальные расходы уменьшать нельзя — даже несмотря на объявленную трехлетку бюджетной экономии.

Для государства между тем потребительский подход к экономическим субъектам несет только краткосрочную выгоду. «Возможности взять больше налогов есть всегда. Будут ли при этом отрицательные последствия — зависит от того, в каком состоянии находится экономика в целом и та или иная компания в отдельности», — отмечает Игорь Николаев.

В ФНС от комментариев и каких-либо оценок рейтинга воздержались.


Как мы считали

Рейтинг составлен на основании анализа консолидированной отчетности 100 крупнейших компаний России по объему выручки (по версии РБК 500 за 2016 год). Исследование исходит из добросовестности крупнейших налоговых резидентов в части уплаты обязательных платежей. Были отобраны и ранжированы компании, раскрывающие налоговые платежи за отчетный период (без учета социальных платежей во внебюджетные фонды и НДФЛ).

Социальные взносы исключены из исследования по причине того, что некоторые компании самостоятельно «очищают» налоговые данные в своей бухгалтерской отчетности от социальных платежей и НДФЛ, не называя объем последних. Соответственно, даже если кто-то и показывает такие платежи, в целях сопоставимости их пришлось исключить.

Именно раскрытие отчетности и повышение налоговой прозрачности сделали возможным составление этого рейтинга, хотя еще несколько лет назад для этого, скорее всего, не хватило бы данных. С другой стороны, рейтинги налогоплательщиков очень редки даже в развитых странах из-за налоговой тайны. Например, в Германии все строго придерживаются этого постулата, из-за чего консолидированные данные с платежами конкретных налогоплательщиков не публикуются. Тем не менее интерес к таким исследованиям высок. Как отметила в комментарии РБК Татьяна Сафонова, доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга в РАНХиГС, советник налоговой службы I ранга, «с одной стороны, существует расхожее мнение о чрезмерной налоговой нагрузке в России, что неверно, а с другой стороны, широкая общественность не представляет, сколько бизнес реально платит налогов в доходную часть бюджета».

Больше всего вопросов у участников рейтинга вызвал расчет налоговой нагрузки по выручке. РБК руководствовался методологией ФНС, по которой ведется расчет секторальных нагрузок (приложение №3 к приказу ФНС России от 30.05.07 №ММ-3-06/333@). При этом ввиду разницы в профилях бизнеса было бы неправильно линейно сравнивать между собой нагрузку даже компаний одного сектора. «Компании работают с разной прибыльностью, обладают разным имуществом, работают в отличающихся по налоговым условиям регионах и т.п. Следовательно, они уплачивают разные по объему налоги», — поясняет Игорь Николаев. Поэтому нужно держать в уме еще и различия компаний, например по затратам на производство и реализацию продукции, которые «сидят» в знаменателе коэффициента. «Получается, что компании вроде как схожие, ставки налогов одни и те же, а налоговая нагрузка у них различная», — говорит эксперт.

Полученные данные сверялись с компаниями и при необходимости корректировались. В расчет брались только налоги, уплаченные в России. В том случае, если налоговые платежи компании, которая могла бы потенциально войти в рейтинг, входят в состав консолидированных показателей группы, учитывались показатели группы. Именно по этой причине, например, в рейтинг отдельно не вошла компания МТС, но показаны налоги ее материнского холдинга АФК «Система».

При анализе исключались компании, у которых нет публичной годовой отчетности (консолидированной по МСФО или бухгалтерской по РСБУ), а также те, что не указывают произведенные расходы по налогу на прибыль и прочим налогам. При наличии обоих вариантов предпочтение отдавалось отчетности по МСФО. Итоговые суммы налоговых платежей включают НДПИ, НДС (в том числе полученное возмещение), налог на имущество, прочие налоги и отчисления и исключают социальные платежи и НДФЛ. При указании суммы выручки, использовавшейся для расчета налоговой нагрузки, обращалось внимание на необходимость очищения итоговых цифр от экспортных пошлин.

Перехода на налог на дополнительный доход (НДД), который должен простимулировать развитие месторождений. Одновременно с этим власти поддержали нефтепереработку снижением акцизов не бензин в надежде удержать автомобильное топливо от роста. А вот Газпрому Минфин отомстил за нежелание платить всю сумму дивидендов.

Госдума приняла закон о введении налога на дополнительный доход от добычи углеводородов, снижении акцизов на топливо и повышении НДПИ для Газпрома.

В отличие от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) НДД будет взиматься не с количества добытой нефти, а с дохода от ее продажи за вычетом предельных расходов на добычу и транспортировку. НДД в 50% будет распространяться на четыре группы месторождений. В частности, на новые месторождения, для которых действуют налоговые каникулы или льготная ставка экспортной пошлины, а также на зрелые месторождения в Западной Сибири с более высокой выработанностью. По оценке Минфина, НДД затронет месторождения, на долю которых приходится 5-6% всего объема добычи нефти в стране.

«На третьей и четвертой стадиях разработки объемы добычи падают, и от нефтяников требуется больше усилий, чтобы их поддерживать. Нередко более выгодным оказывается переход к новым месторождениям. НДД же простимулирует разработку зрелых и новых месторождений с трудноизвлекаемыми запасами. А также даст рост инвестиций и новые бюджетные поступления от выросшего объема нефти, находящегося в разработке», - объясняет необходимость нового гибкого налогообложения первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский .

В Минэнерго посчитывали, что переход на НДД позволит казне получить дополнительно 1 трлн рублей доходов в 2019-2035 годах, а также нарастить добычу нефти на 100 млн тонн. Другое дело, как это все будет реализовано.

«НДД сам по себе прогрессивный налог, но, на мой взгляд, есть целый ряд подводных камней, которые могут аукнуться», - считает ведущий эксперт Школы «ПравоТЭК» Дмитрий Богданов .

Во-первых, пока нет опыт администрирования подобных налогов, тогда как НДПИ - это все-таки отработанный налог, считает эксперт. Поэтому отрабатывать администрирование нового налога следует сначала на ограниченном количестве месторождений.

Во-вторых, добыча нефти в России неразрывно связана с переработкой.

«Поэтому выгода от ввода НДД компенсируется тем, что необходимо поддерживать переработку. Самый популистский способ поддержать переработку - это снизить акцизы на топливо. Говорится, что возврат по акцизам компенсирует те потери, которые делают переработку низкорентабельной», - говорит Богданов.

Главной причиной резкого роста цен на бензин этой весной было именно то, что нефтяникам стало крайне выгодно поставлять нефть на экспорт, а не на российские НПЗ. Чтобы остановить подорожание бензина, правительство в ручном режиме потребовало от нефтяников нарастить поставки бензина и дизтоплива на оптовый рынок, а также решило отказаться от запланированного повышения акцизов на 700 рублей. Вместо этого акцизы, наоборот, снижают с 1 июля - на 3 тыс. рублей за тонну на бензин, и на 2 тыс. рублей на дизтопливо. С 30 мая цены на АЗС не растут. По данным Росстата на 2 июля, бензин Аи-92 стоит 41,54 рубля за литр, Аи-95 - 44,67 рублей, Аи-98 - 49,87 рубля за литр.

«А что будет с НДД при изменении макроэкономической ситуации не совсем понятно. В районе 50-75 долларов за баррель НДД работает в теории неплохо. Если будет ниже или выше, возможно уменьшение доходов государства или увеличение нагрузку на бизнес», - отмечает собеседник.

НДД - это большой, но нужный эксперимент, считает Андриевский, который будет корректироваться в процессе выполнения.

«Через пару лет будет ясно, как нефтяники справляются с новой схемой налоговой нагрузки. В любом случае, она не будет чрезмерной, разработка продолжит оставаться рентабельной», - считает он.

Все месторождения разные, их невозможно подогнать под одну гребенку, поэтому дальше будет отскок в виде предоставления отдельных льгот конкретным месторождениям, для которых новый налог окажется опасным, добавляет Богданов.

Что касается повышения НДПИ для Газпрома, то пока это временная мера, которая будет действовать четыре месяца с 1 сентября. Это позволит компенсировать потери федерального бюджета из-за низких дивидендов Газпрома по итогам 2017 года, пояснял ранее замминистра финансов РФ Илья Трунин . В итоге компания доплатит в казну 72 млрд рублей.

Минфин настаивал на выплате дивидендов на уровне 50% от чистой прибыли по МСФО. Однако Газпром выплатил чуть больше половины требуемого по техническим причинам. «Заставить не получилось, поэтому повысили НДПИ, чтобы компенсировать выпадающие доходы для бюджета, что вызовет определенные риски в работе компании», - предупреждает Андриевский.

«Позиция Минфина, что газ недообложен. И последние пять-шесть лет проходят для Газпрома в попытке Минфина довести уровень налогов на газ до уровня нефтяников», - говорит Богданов.

По данным исследования РБК, например, в 2016 году Роснефть заплатила почти 1,4 трлн рублей в виде налогов, что составило почти треть (27%) от выручки. Тогда как Газпрома отдал казне почти 1,2 трлн рублей, но доля налогов от выручки была меньше - 19%.

«Однако здесь есть некое лукавство, потому что у нефтяников и газовиков разные затраты. Если совсем грубо, то нефть можно взять и ведром с месторождений носить. Газ надо транспортировать только по трубе либо сжижать. Это огромные затраты на транспортировку, которые несопоставимы с расходами нефтяников», - считает Богданов.

Дивиденды Газпром заплатил меньше, чем рассчитывало государство, потому что большая инвестиционная программа - это и трубопроводы, и шельфовые месторождения, и развитие северных территорий, добавляет он.