Кто может осуществлять аудиторскую деятельность. Независимость аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов Осуществляет аудит

Аудиторская проверка - это проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности организации в целях выражения мнения о ее достоверности. По результатам аудиторской проверки организация получает аудиторское заключение. В настоящее время аудитом часто называют проверки в других, не финансовых областях (например, пожарный аудит). Однако официально понятия аудита относится именно к финансовым проверкам и определено в Законе "Об аудиторской деятельности".

Кто проводит аудиторскую проверку

Аудиторскую деятельность осуществляют аудиторские организации и индивидуальные аудиторы. Аудитором может именоваться только лицо, сдавшее экзамен и получившее . В штате аудиторской фирмы должно быть не менее 3-х аудиторов. Все аудиторы и аудиторские фирмы должны состоять в саморегулируемой организации (СРО) аудиторов. Сейчас в России . Всего в России по состоянию на май 2013 года насчитывалось ок. 4,8 тыс. и 23 тыс. аудиторов.

Чем руководствуются аудиторы

Аудиторские проверки проводятся на основании Федерального закона от 30.12.2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и Федеральных стандартов аудиторской деятельности. Кроме того, существует Кодекс профессиональной этики аудиторов, определяющий основные принципы поведения аудиторов, его взаимоотношений с клиентом.

Кому обязательна аудиторская проверка

Аудит бывает инициативным (по желанию клиента) и обязательным, когда законодательство обязывает организацию ежегодно подтверждать достоверность своей бухгалтерской отчетности. Закон требует обязательное прохождение аудиторской проверки крупными и общественно значимыми организациями - см. .

Что бывает за уклонение от обязательного аудита

В настоящее время в российском законодательстве нет штрафов за уклонение от обязательной аудиторской проверки.

Качество аудиторских проверок

Качество работы аудиторской фирмы контролирует СРО, в котором она состоит, а в некоторых случаях и Росфиннадзор. Это - внешний контроль качества. Кроме того, в каждой аудиторской фирме существует система внутреннего контроля качества работы.

Остались еще вопросы? Задайте их на аудиторском форуме .

Аудиторская проверка: подробности для бухгалтера

  • Организация аудиторской проверки

    Чтобы в установленные сроки организовать аудиторскую проверку, необходимо провести определенные подготовительные процедуры... , чтобы в установленные сроки организовать аудиторскую проверку, необходимо провести определенные подготовительные процедуры... , участвующими в аудиторской проверке, а также скоординировать такую работу. Этапы аудиторской проверки Руководитель группы... момента выдачи аудиторского заключения руководитель аудиторской проверки должен проверить рабочие документы аудитора...

  • Программа аудиторской проверки

    Процесса планирования аудиторской проверки является составление программы аудита. Программа аудиторской проверки представляет собой конкретный... зафиксированы. Как составить программу аудиторской проверки? При разработке программы аудиторской проверки необходимо учитывать: деятельность... аудит Образец программы на проведение аудиторской проверки Программа аудиторской проверки подразделяется по соответствующим разделам...

  • Этапы аудиторской проверки

    Необходимо грамотно спланировать проведение аудиторской проверки. Для достижения основной цели аудита... , необходимо грамотно спланировать проведение аудиторской проверки. В процессе проведения проверки аудиторы... и внутрифирменными стандартами аудита. Аудиторская проверка включает в себя следующие... установленные сроки качественно провести аудиторскую проверку клиента, необходимо составить продуманный... уточняться и пересматриваться. Программа аудиторской проверки 3 этап. Проведение аудита. ...

  • Результат аудиторской проверки

    ...) и аудиторского заключения. Результатом проведенной аудиторской проверки является представление руководству аудируемой компании...) и аудиторского заключения. Завершающим этапом аудиторской проверки является подготовка письменной информации (отчета... Письменная информация (отчет) по итогам аудиторской проверки, представляемая аудируемой компании, будучи конфиденциальным... по соответствующим разделам утвержденной программы аудиторской проверки. Как правило, данные разделы представляют...

  • Ошибки, допускаемые при осуществлении внутреннего финансового контроля и аудита

    В отношении каждой аудиторской проверки: тема аудиторской проверки; объекты аудита; срок проведения аудиторской проверки; ответственные исполнители... аудиторской проверки; перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки; сроки ее проведения. Программа аудиторской проверки... выявленные нарушения; акт аудиторской проверки. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки, который подписывается руководителем аудиторской...

  • Теория и практика применения аудиторских процедур относительно входящих остатков при исполнении первых заданий по аудиту

    Это позволяет оптимизировать ресурсы аудиторской проверки в ходе получения аудиторских доказательств... . Это обеспечивает оптимизацию ресурсов аудиторской проверки в ходе получения аудиторских доказательств... периода, обеспечивает оптимизацию ресурсов аудиторской проверки в ходе получения достаточных и... аудита обеспечивает оптимизацию ресурсов аудиторской проверки в ходе получения достаточных... . Это позволяет оптимизировать ресурсы аудиторской проверки в ходе получения аудиторских доказательств...

  • Выбираем аудиторскую компанию

    Для конкретной организации? Стоимость проведения аудиторской проверки определяется множеством различных факторов, однако... общий объем трудозатрат на осуществление аудиторской проверки. Человеческий капитал представляет собой важнейший...

  • Аудиторы: какую информацию и в каких случаях они обязаны предоставлять налоговым органам

    Только документы, предоставленные налогоплательщиками при аудиторской проверке, но и любую информацию, любые... будут брать сведения о проведенных аудиторских проверках. Если сведения о результатах обязательного...

  • Порядок проведения аудита (I часть)

    Доказательств? В каком порядке проводится аудиторская проверка? Какие существуют методические приемы проведения... получения аудиторских доказательств? Основной целью аудиторской проверки является установление достоверности бухгалтерской (финансовой... . Каждое собранное в процессе проведения аудиторской проверки доказательство подкрепляется соответствующими записями. На... ограниченности времени аудиторской проверки, она проводится с использованием выборочного метода. Аудиторская проверка включает в...

  • Аудит долгосрочных программ развития и аудиторские стандарты

    Тем, в Типовом стандарте проведения аудиторской проверки ДПР (Распоряжение Правительства РФ №91 ... часть от всей работы по аудиторской проверке. Экспертная оценка аудитором реализации... 3.4. Типового стандарта проведения аудиторской проверки реализации ДПР открытых акционерных обществ... Примерном техническом задании для проведения аудиторской проверки реализации ДПР открытых акционерных обществ... деятельности. Существующий типовой стандарт проведения аудиторской проверки реализации ДПР, по мнению эксперта...

  • О результатах анализа осуществления внутреннего финансового контроля и аудита

    Целях обеспечения принципа независимости аудиторские проверки должны организовываться и осуществляться... выполнять обязанности в ходе проведения аудиторской проверки. Федеральное казначейство отмечает: часть... , направление и сроки рассмотрения акта аудиторской проверки (п. 52 Правил № 93 ... представления отчета о результатах аудиторской проверки и годовой отчетности о... каждой аудиторской проверки (тему аудиторской проверки, данные об объектах аудита, сроке проведения аудиторской проверки ответственных...

  • ТОП заблуждений об аудите

    Например, налоговики. На самом деле аудиторская проверка осуществляется по определенной выборке. Финансовые... должен понимать, зачем ему нужна аудиторская проверка, что он хочет в итоге... репутации. Другие распространенные заблуждения об аудиторских проверках Принято считать, что аудит позволяет... распространенный кадровый миф на предмет аудиторской проверки. Считается, что она ничем не... безрассудно не готовиться к предстоящей аудиторской проверке.

  • Российский аудит сделал решительный шаг вперед

    Которым вводятся дополнительные требования к аудиторским проверкам субъектов общественного интереса. Обратите внимание...

  • Наказание как самоцель? О практике использования государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций

    Объем документации по каждой конкретной аудиторской проверке, руководствуясь своим профессиональным мнением, при...

  • Виды аудиторских заключений

    Результатом проведенной аудиторской проверки является аудиторское заключение. Какие существуют... иной вид заключения? Результатом проведенной аудиторской проверки является аудиторское заключение. Какие существуют...

Вы узнаете:

Что такое внутренний аудит и чем он отличается от внешнего?
Какие требования законодательства существуют относительно внутреннего аудита.
Чем может помочь внутренний аудитор в работе предприятия.

До недавнего времени внутренний аудит был обязателен лишь для некоторых категорий организаций (банков, страховых организаций и пр.) Их деятельность по внутреннему аудиту регламентируетcя большим количеством специальных нормативных актов (касающихся непосредственно их отрасли), которые требуют отдельного рассмотрения. И мы не будем уделять им внимание в данной статье.

Для иных организаций внутренний аудит (контроль) стал обязательным после вступления в силу Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ. В частности, в данном законе в ст. 19 данного закона сказано следующее: «экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).»

Чуть позже мы проанализируем это требование законодательства. Сейчас же мы обратим внимание на несколько существенных моментах:

  • Условно внутренний аудит (контроль) можно разделить на общий внутренний контроль (который, согласно Федеральному закону № 402-ФЗ должен проводиться во всех организациях и специальный, нормативные требования по которому существуют достаточно давно (касающийся банков, страховых организаций и пр.))
  • Нормативно-правовая база, касающаяся общего внутреннего аудита (контроля) достаточно лаконичная. Мы проанализируем ее чуть позже.
  • Четкой юридической ответственности за нарушение законодательства об осуществлении общего внутреннего контроля нет. С достаточно большой натяжкой в данном случае можно применить статью КоАП, устанавливающую санкции за нарушение правил ведения бухгалтерского учета. Поэтому многие организации требования ст. 19 Федерального закона №402-ФЗ считают декларативными.
  • Несмотря на то, что четкая ответственность за нарушение требования Федерального закона «О бухгалтерском учете» не установлена, осуществление внутреннего аудита (контроля) может быть более чем полезно для самой организации и ее учредителей.

Общий внутренний контроль

К сожалению, до сих пор значительное количество людей считает, что внутренний контроль (аудит) аналогичен внешнему. То есть внутренний аудитор осуществляет проверку правовой, кадровой и бухгалтерской документации, так же как и внешний. Разница состоит лишь в том, что внутренний аудитор является сотрудником аудируемой организации, а внешний – нет. Однако, это абсолютно не так. И если мы внимательно изучим Информацию Минфина N ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности», то увидим, что эта точка зрения не верна.

Во-первых, внутренний аудит может осуществляться внешними специалистами. В п.18.2. Информации Минфина сказано: «Организация и оценка внутреннего контроля может осуществляться экономическим субъектом самостоятельно или (и) внешним консультантом (в том числе аудиторской организацией).»

Кроме того, содержание внутреннего аудита более чем значительно отличается от внешнего.

Родоначальником общего внутреннего аудита считается Международный институт внутренних аудиторов США, созданный в 1941 году. Согласно американской концепции, задача внутреннего аудитора – просчитать те риски, которые может ожидать предприятие (они могут быть связаны как с внутренними, так и с внешними причинами); оценить вероятность их возникновения; вычленить те из них, к которым бизнес не толерантен и разработать меры по их минимизации.

Пример 1.

Задачей внутреннего аудитора является анализ изменений в результате политических событий внешнеэкономической ситуации; прогнозирование убытков от потери одних экономических партнеров и необходимости поиска предприятием иных поставщиков и покупателей.

При этом сфера деятельности внутреннего аудитора не ограничивается только бухгалтерскими вопросами, вопросами правильного ведения кадровой и юридической документации, он касается всех сфер деятельности предприятия, например, сферы HR.

Пример 2.

В одной производственной компании рабочим были установлены мизерные зарплаты. В результате это привело к текучке кадров; большим затратам на перманентный поиск персонала, воровству рабочими продукции с предприятия. Кроме того, чтобы мотивировать людей остаться и выплачивать им большую зарплату, начальники некоторых цехов (погрузочно-разгрузочного, логистики) писали, что их подчиненные-сдельщики выполнили больше работ, чем они на самом деле сделали. В результате подобная экономия на зарплате привела к большим потерям финансов компании.

Если бы у фирмы был внутренний аудитор – он должен был бы просчитать негативные последствия такой экономии.

Таким образом, работа внутреннего аудитора касается всех сфер деятельности предприятия: это и проверка эффективности правил построения бюджета; контроллинг; оценка инвестиционных проектов; разработка стратегии по защите активов; контроль за созданием системы мер по минимизации злоупотреблений внутри организации; расследование мошенничества внутри организации; контроль за учетом затрат; анализ контроля качества выпускаемой продукции; оценка контроля качества обслуживания клиентов и многое другое. приоритетными направлениями внутреннего аудита являются: способствование получение прибыли компанией и сохранность активов.
В целом эта концепция нашла отражение в Информации Минфина N ПЗ-11/2013.

Требования российского законодательства к внутреннему контролю (аудиту)

Рассмотрим теперь нормы российского законодательства, касающиеся внутреннего аудита. Во-первых, обратим внимание на то, что в ст. 19 Федерального закона «О бухгалтерском учете» все же есть небольшое противоречие.

Согласно ей, все экономические субъекты должны осуществлять внутренний контроль. Априори предполагается, что этот внутренний контроль необходимо осуществлять во всех сферах деятельности организации. Но в части 2 той же статьи уточняется, что экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя). Возникает логическая загадка, а что в остальных сферах (помимо бухгалтерского учета и отчетности), экономический субъект осуществлять внутренний аудит в отличие от остальных организаций не обязан? По идее, требования к внутреннему контролю таких организаций, наоборот, должны быть более строгими, чем по отношению к тем фирмам, которые не подлежат обязательному внешнему аудиту. Или законодатель подразумевает, что внутренний аудит для всех организаций обязателен (в том числе в сфере контроля за ведением бухгалтерской документации); а для фирм, подлежащих внутреннему аудиту он строго обязателен? В общем, статья оставляет обширное поле деятельности для ее толкования.
Следующий нормативный акт, в котором мы можем найти требования к внутреннему аудиту – это Постановление правительства РФ от 23 .09.2002 № 696 «Об утверждении федераль

ных правил (стандартов) аудиторской деятельности»). Обратим внимание сразу же на то, что в данный документ не внесено свежих изменений и дополнений после вступления в силу закона о бухучете. Поэтому отдельные его нормы не совсем соответствуют точке зрения Минфина, высказанной в информации. Например, согласно данному документу, внутренний аудит - контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением - службой внутреннего аудита (как мы видим, данная норма идет в разрез с информацией Минфина, ведь согласно ей внутренний аудит может осуществлять и сторонняя организация). Безусловно, объясняя это противоречие, можно сослаться на то, что в информации Минфина говорится о внутреннем контроле, в то время как в постановлении Правительства РФ речь идет о внутреннем аудите. Но по сути, эти два понятия являются идентичными.
По мнению авторов данного постановления, функции службы внутреннего аудита включают мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля. Объем и цели внутреннего аудита в каждом случае различны и зависят от размера и структуры аудируемого лица и требований его руководства. Обычно функции службы внутреннего аудита включают один или несколько следующих элементов:

  • мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля;
  • исследование финансовой и управленческой информации;
  • контроль экономности, эффективности и результативности, включая нефинансовые средства контроля аудируемого лица;
  • контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, нормативных актов и прочих внешних требований, а также политики, директив и прочих внутренних требований руководства.

Проанализируем более детально некоторые пункты Информации Минфина N ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
По мнению Минфина, эффективность внутреннего контроля может быть ограничена:

  • изменением экономической конъюнктуры или законодательства, возникновением новых обстоятельств вне сферы влияния руководства экономического субъекта;
  • превышением должностных полномочий руководством или иным персоналом экономического субъекта, включая сговор персонала;
  • возникновением ошибок в процессе принятия решений, осуществления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, в том числе составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Фактически в данном случае говорится о том, что создать систему контроля, которая ни при каких обстоятельствах не даст сбоя, невозможно. Приведем два конкретных примера, соответствующих первому и второму пункту.

Пример 3 .

Как известно, ситуация на Украине повлекла введение санкций. С партнерами из одних стран российские бизнесмены прекратили работать, вместо них появились другие поставщики и покупатели. Наверняка есть предприятия, которые в момент перестройки своего бизнеса (поиска новых партнерах в странах, которые не ввели санкции) понесли некоторые убытки. Можно ли было предугадать такую экономическую ситуацию в будущем (когда санкции еще не были введены) – вопрос достаточно сложный. Возможно, на некоторых предприятиях есть гениальные специалисты, которые смогли просчитать вероятность таких событий и их руководство заблаговременно начало искать новые каналы сбыта-поставок. Однако, большинство служб внутреннего контроля скорее всего не смогло этого сделать.

Пример 4.

Даже в негосударственной организации есть место коррупционным схемам: начальник отдела закупок закупает товары у тех поставщиков, которые дают ему самый большой откат; разрабатывает бюджет по отделам в пользу большего финансирования (обучения сотрудников, выплаты заработных плат и т.д.), чей начальник выплачивает ему в благодарность неформальное вознаграждение; на многих производствах осуществляется кража продукции; завышается количество часов, которые якобы отработали работники и которые должны быть оплачены и т.д. Как правило, эффективная система внутреннего контроля предполагает такое разделение обязанностей, которое может исключить возможность мошеннических действий со стороны работников. Однако, есть незыблемое правило, любую систему, разработанную в противодействие коррупционным и мошенническим схемам можно обойти путем сговора трех сотрудников, между которыми соответствующие обязанности в целях минимизации злоупотреблений и были разделены.

Минфин называет следующие элементы внутреннего контроля:

  • контрольная среда;
  • оценка рисков;
  • процедуры внутреннего контроля;
  • информация и коммуникация;
  • оценка внутреннего контроля.

1. Контрольная среда представляет собой совокупность принципов и стандартов деятельности экономического субъекта, которые определяют общее понимание внутреннего контроля и требования к внутреннему контролю на уровне экономического субъекта в целом.

2. Оценка рисков представляет собой процесс выявления и анализа рисков. Под риском понимается сочетание вероятности и последствий недостижения экономическим субъектом целей деятельности.

Минфин обращает внимание на то, что одним из важных направлений оценки рисков является оценка риска возникновения злоупотреблений (возможные варианты злоупотреблений внутри организации названы в Примере 4). В Информации сказано, что злоупотребления могут быть связаны с приобретением и использованием активов, ведением бухгалтерского учета, в том числе составлением бухгалтерской отчетности, совершением действий, являющихся коррупциогенными (включая коммерческий подкуп). Оценка данного риска предполагает выявление участков (областей, процессов), на которых могут возникать злоупотребления, а также возможностей для их совершения, в том числе связанных с недостатками контрольной среды и процедур внутреннего контроля экономического субъекта.

3. Процедуры внутреннего контроля представляют собой действия, направленные на минимизацию рисков, влияющих на достижение целей экономического субъекта.

Обратимся к примеру 2, чтобы проиллюстрировать, что имеется в виду.

Продолжение примера 2.

Злоупотребление в данном случае выражалось в завышении часов работы сотрудников предприятии (фактически нормы времени). Задачей внутреннего аудитора соответственно является выявление данного риска и его минимизации. В данном случае, на наш взгляд, мог быть предложен комплекс мер: разумное повышение заработных плат; проставление отработанных часов начальником цеха и подтверждение этих часов иным, независимым сотрудником (например, из отдела ОТиЗ).

Минфин указывает, что экономический субъект может применять следующие процедуры внутреннего контроля:

  • а) документальное оформление (например, осуществление записей в регистрах бухгалтерского учета на основе первичных учетных документов);
  • б) подтверждение соответствия между объектами (документами) или их соответствия установленным требованиям (например, проверка оформления первичных учетных документов на соответствие установленным требованиям при принятии их к бухгалтерскому учету). К данным процедурам внутреннего контроля относятся также процедуры контроля взаимосвязанных фактов хозяйственной жизни (например, соотнесение перечисления денежных средств в оплату материальных ценностей с получением и оприходованием этих ценностей);
  • в) санкционирование (авторизация) сделок и операций, обеспечивающее подтверждение правомочности совершения их;
  • г) сверка данных (например, экономического субъекта с поставщиками и покупателями для подтверждения сумм дебиторской и кредиторской задолженности);
  • д) разграничение полномочий и ротация обязанностей;
  • е) процедуры контроля фактического наличия и состояния объектов, в том числе физическая охрана, ограничение доступа, ;
  • ж) надзор, обеспечивающий оценку достижения поставленных целей или показателей и т.д.

Для целей противодействия злоупотреблениям наиболее эффективными процедурами внутреннего контроля являются санкционирование (авторизация) сделок и операций, разграничение полномочий и ротация обязанностей, контроль фактического наличия и состояния объектов.

Приведем конкретный пример, иллюстрирующий меру по предотвращению рисков в виде ротации.

Пример 5 .

В отделе по закупкам есть несколько менеджеров (каждый из которых занимается закупкой в своей сфере). Один из них выбирает поставщиков за откаты. В случае ротации менеджера по закупкам, который занимается неблаговидной деятельностью с добросовестным работником – коррупционная схема будет сломана. Для того, чтобы на новом участке договориться об откатах и пр. у менеджера по закупкам – мошенника уйдет много времени и сил.

4. Коммуникация представляет собой распространение информации, необходимой для принятия управленческих решений и осуществления внутреннего контроля. Например, персонал экономического субъекта должен быть осведомлен о рисках, относящихся к сфере его ответственности, об отведенной ему роли и задачах по осуществлению внутреннего контроля и информированию руководства.

5. Оценка внутреннего контроля осуществляется не реже одного раза в год. Объем оценки внутреннего контроля определяется руководителем или внутренним аудитором (службой внутреннего аудита) экономического субъекта. Одним из ее видов является непрерывный мониторинг внутреннего контроля. Он может осуществляться руководством экономического субъекта в форме регулярного анализа результатов деятельности экономического субъекта, проверки результатов выполнения отдельных хозяйственных операций, регулярной оценки и уточнения внутренней организационно-распорядительной документации и других формах.

Отдельная глава информации Минфина посвящена документированию внутреннего контроля. Из нее можно сделать вывод, что в организации должны быть следующие документы:

  • матрица рисков (включает количественное и качественное описание риска)
  • документ, в котором описываются в текстовой или графической форме бизнес-процессы и процедуры работы организации;
  • документы, в которых бы были отражен порядок организации и осуществления внутреннего контроля (это может быть отдельный документ, а могут быть нормы, прописанные в различных документах компании (приказов, распоряжений, положений, должностных и иных инструкций, регламентов, методик, стандартов бухгалтерского учета экономического субъекта). Для удобства автор данной статьи советовал бы фирме разработать отдельное положение, посвященное внутреннему контролю. Не исключено использование в таком документе ссылочной техники (когда по тому или иному вопросу Положение будет отсылать пользователя к иным локальным актам организации).
  • Документы, устанавливающие правила коммуникации;

Ими могут являться: положение об информационной политике (в области внешних и внутренних коммуникаций), графики предоставления данных и составления отчетности, должностные инструкции.

  • Документы, регламентирующие оценку дизайна внутреннего контроля .

Документация, оформляющая организацию внутреннего контроля, должна регулярно обновляться (не реже одного раза в год).

Руководствуясь данной информацией Минфина, вы можете оценить, насколько ваше предприятие подвержено рискам, дать им количественную и качественную оценку, определить, к каким рискам ваше предприятие будет толерантно, а к каким – нет, разработать меры по минимизации рисков (в информации, как мы продемонстрировали выше, перечислены меры противодействия рискам). Таким образом, следуя этим рекомендациям при желании вы можете создать действенную систему контроля в организации.

Аудиторы должны быть независимы от аудируемой организации, любой третьей стороны, собственников и руководителей аудиторской организации.

Согласно закону об аудиторской деятельности в Российской Федерации независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов определяется следующим образом.

Аудит не может осуществляться:

  • аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);
  • аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);
  • аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам, - в отношении этих лиц.

Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам за проведение аудита (в том числе обязательного) и оказание сопутствующих ему услуг определяются договорами оказания аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.

Проблема независимости аудиторов является дискуссионной даже в странах с развитой рыночной экономикой.

«Независимость» является основополагающим этическим требованием, предъявляемым к профессии аудитора. Это не значит, что другие требования (независимость, объективность, профессиональная честность и др.) менее важны. Основной вопрос, возникающий при подписании аудитором своего заключения, - это вопрос его объективности и профессиональной честности. Но основным условием объективности аудитора является его независимость, которую он может подтвердить.

Необходимость независимости аудиторов подчеркивается не только в законе об аудите и других нормативных актах, но и в этическом кодексе аудитора. Так, в Кодексе профессиональной этики аудиторов одного из профессиональных объединений аудиторов в Российской Федерации, перечисляются основные обстоятельства, наносящие ущерб независимости аудитора либо позволяющие сомневаться в его фактической независимости:

  1. предстоящие (возможные) или ведущиеся судебные (арбитражные) дела с организацией клиента;
  2. финансовое участие аудитора в делах организации клиента в любой форме;
  3. финансовая и имущественная зависимости аудитора от клиента (совместное участие в инвестициях в другие организации, кредитование, кроме банковского, и др.);
  4. косвенное финансовое участие (финансовая зависимость) в организации клиента через родственников, служащих фирмы, основные и дочерние организации и т.п.;
  5. родственные и личные дружеские отношения с директорами и высшим управляющим персоналом организации клиента;
  6. чрезмерная гостеприимность клиента, а также получение от него товаров и услуг по ценам, существенно сниженным по сравнению с реальными рыночными ценами;
  7. участие аудитора (руководителей аудиторской фирмы) в любых органах управления организации клиента, его основных и дочерних организаций;
  8. неосторожные рекомендации и советы аудиторов (руководителей аудиторских фирм) о финансовых вложениях в организации, в которых они сами имеют какие-либо финансовые интересы;
  9. прежняя работа аудитора в организации клиента либо в его управляющей организации на любых должностях;
  10. рассмотрение вопроса о назначении аудитора на руководящую и иную должность в организации клиента.

Независимость считается нарушенной, если перечисленные обстоятельства возникли, продолжали существовать или были прекращены в период выполнения профессиональных аудиторских услуг.

Независимость аудиторской фирмы вызывает сомнения в случае, если:

  1. она участвует в финансово-промышленной группе, группе кредитных организаций или холдинге (банковской группе) и оказывает профессиональные аудиторские услуги организациям, входящим в эту финансово-промышленную группу либо холдинг;
  2. аудиторская фирма возникла на базе структурного подразделения бывшего или действующего министерства (комитета) или при прямом или косвенном участии бывшего или действующего министерства (комитета) и оказывает услуги организациям, ранее или в настоящее время подчиненным данному министерству (комитету);
  3. аудиторская фирма возникла при прямом или косвенном участии банков, страховых компаний или инвестиционных институтов и оказывает услуги организациям, акции которых находятся в собственности, приобретены или приобретались вышеназванными структурами в период оказания услуг аудиторской фирмой.

В тех случаях, когда аудитор выполняет по поручению клиента другие услуги (консультирование, составление отчетности, ведение бухгалтерского учета и т.п.), необходимо следить, чтобы они не нарушали независимость аудитора. Независимость аудитора обеспечивается в тех случаях, когда:

  1. консультации аудитора не трансформируются в услуги по управлению организацией;
  2. отсутствуют любые причины и ситуации, влияющие на объективность суждений аудитора;
  3. персонал, участвовавший в ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности, не привлекается к аудиторской проверке организации клиента;
  4. ответственность за содержание бухгалтерского учета и отчетности принимает на себя организация клиента.

Аудит организации представляет собой комплекс мероприятий по оценке достоверности сведений бухгалтерской отчетности и их соответствия требованиям законодательства. Проверка завершается формулированием вывода о правильности ведения на предприятии учета. Рассмотрим подробнее особенности организации и проведения аудита .

Классификация

Существуют различные виды аудита организации . Классификация осуществляется по разным признакам. В зависимости от категории, выделяют независимый, внутренний, государственный .

В первом случае проверку осуществляет сторонняя компания в соответствии с договором, заключенным с руководством предприятия. За организацию внутреннего аудита отвечает специальная служба, действующая в структуре компании. Государственную проверку осуществляют уполномоченные госструктуры.

В зависимости от профиля работы предприятия, аудит может быть общим, страховым, банковским и пр.

Также проверки бывают добровольными и обязательными. В первом случае инициатором выступает руководитель предприятия. Он же определяет сроки и объем проверки.

Обязательному аудиту подлежат организации , указанные в законодательстве.

Нормативная база

Понятие аудита организации , обязанности, ответственность, права, требования к аттестации компаний, осуществляющих проверку, закреплены в ФЗ № 307.

Кроме этого, в соответствии с указанным нормативным актом приняты федеральные стандарты аудиторской деятельности. В них закреплен порядок выполнения проверки, единые нормы проведения процедуры. Правила едины для всех участников аудиторской деятельности.

В стандартах разъяснены принципы проверки, порядок оформления заключения. В них определены методика, глубина, объем аудита организаций .

Кроме внутригосударственных, существуют также международные стандарты. В них установлены требования к качеству аудита, определены цели, приведены перечни необходимой документации и правила оформления заключений.

Предписания для аудиторов

Проверку отчетности могут осуществлять специализированные организации или частные специалисты. К последним предъявляется ряд требований. Частный аудитор должен состоять, во-первых, в аккредитованной саморегулируемой организации. Кроме этого, они должны иметь:

  • высшее юридическое либо экономическое образование;
  • стаж работы в должности помощника аудитора или главного бухгалтера не менее трех лет;
  • аттестат аудитора (выдается по результатам сдачи специального экзамена).

Законодательство также закрепляет ряд требований к аудиторским фирмам. Организация должна быть, во-первых, коммерческой, во-вторых, образована в любой форме, за исключением ОАО. В штате такой компании необходимо иметь как минимум троих специалистов. При этом не менее 51 % ее уставного капитала должно принадлежать аудиторам или иным аналогичным организациям.

Предмет проверки

В организациях, подлежащих аудиту по инициативе руководителя, контроль осуществляется только по вопросам, оговоренным в договоре. К примеру, проверка может выполняться в отношении только кассовых операций, учета ОС, НМА или оборотных активов, расчетов с контрагентами или бюджетом. Соответственно, специалист будет оценивать правильность оформления только отдельных категорий документов.

В организациях, подлежащих обязательному аудиту , проверяется вся финансовая документация и бухгалтерская отчетность. В этом случае предприятию необходимо предоставить все имеющиеся бумаги, которые связаны с его хозяйственной деятельностью. Поскольку такой выполняется представителями госструктур, то не исполнять их требования нельзя.

Обязательность проверки

Для большинства компаний аудит не является обязательным. Как правило, госструктуры привлекаются к проверке бухгалтерской документации крупных компаний, в том числе использующих финансовые средства населения. Обязательный аудит направлен на снижение риска от действий недобросовестных фирм, обеспечение защиты интересов граждан и государства. Он выполняется обычно раз в год.

Перечень предприятий, подлежащих обязательной проверке

Ежегодный аудит учета организации осуществляется, если:

  • Предприятие является акционерным обществом. Стоит отметить, что в соответствии с последними поправками законодательства, проверка осуществляется в отношении всех хозяйствующих обществ вне зависимости от типа, вида деятельности, финансовых показателей. Соответственно, аудит выполняется и в ЗАО, и в ОАО.
  • Акции компании находятся в обращении на фондовой бирже.
  • Предприятие публикует или предоставляет компетентным госорганам свою отчетность. Исключением в этом случае являются госучреждения.
  • Организация является кредитной, страховой, клиринговой, негосударственным фондом или использует финансовые средства населения.
  • Объем прибыли за предыдущий год превысил 400 млн р. либо актив в балансе на конец периода больше 60 миллионов рублей.

Данный перечень не является закрытым. В законодательстве могут закрепляться и иные случаи проведения обязательного аудита. Стоит отметить, что проверку указанных субъектов вправе выполнять исключительно аудиторские фирмы.

Сроки

Продолжительность периода выполнения проверки при добровольном аудите деятельности организации определяется в договоре. Срок зависит от:

  • Масштаба предприятия.
  • Наличия представительств, филиалов.
  • Продолжительности деятельности.
  • Объема проверки.
  • Качества ведения учета.

Если осуществляется обязательная проверка, то срок устанавливается законом и нормативными актами. Как показывает практика, в этом случае в среднем занимает 1-2 недели. Бывают случаи и более длительных проверок, однако они редко продолжаются больше двух месяцев.

Этапы

Аудит предполагает 4 взаимосвязанных стадии:

  • Предварительное ознакомление с предприятием.
  • Планирование.
  • Основной этап (собственно проверка).
  • Формулирование выводов.

Предварительная деятельность

На этом этапе аудитор исследует учредительную документацию, оценивает риски на основании:

  • Специфики деятельности предприятия.
  • Показателей финансового положения, темпов производственного роста.
  • Текучки кадров.
  • Квалификации бухгалтеров.

Планирование проверки

Этот этап считается одним из ключевых в деятельности аудитора. Планирование включает в себя 3 стадии:

  1. Заключение договора с заказчиком. В ходе этой стадии обговариваются сроки, стоимость аудита, количество специалистов.
  2. Составление плана. Оно включает в себя определение стратегии проверки.
  3. Разработка программы оценки. В ходе этой стадии формулируются мероприятия, обозначаются разделы отчетности, подлежащие глубокой и поверхностной проверке.

Ход процесса

Во время непосредственного изучения документации и ее оценки аудитору необходимо придерживаться требований и стандартов. Специалист осуществляет:

  • Сбор доказательств, т. е. первичных документов, отражающих факты совершения операций, сведения от сторонних субъектов и пр.
  • Оценку результатов выборки.
  • Изучение показателей отчетности.
  • Оценку степени существенности.
  • Определение аудиторского риска.
  • Оценку соответствия выполненных финансовых операций требованиям законодательства.
  • Прочие действия, необходимые для формулирования обоснованных выводов.

Оформление заключения

По завершении проверки аудитор составляет официальный мотивированный документ. В нем он излагает свое мнение о соответствии отчетности законодательным требованиям.

Заключение необходимо внутренним и внешним пользователям для формирования собственного представления о финансовом положении предприятия. Сведения этого документа способствуют принятию правильных управленческих решений.

Заключение может быть:

  • Немодифицированным. Его называют также положительным. В таком документе аудитор указывает на отсутствие нарушений в бухгалтерской отчетности компании.
  • Модифицированным. Этот вид заключений разделяется, в свою очередь, на 2 подвида: мнение с оговоркой и отрицательный вывод. Первое составляется, если специалист выявил некоторые нарушения, но они не имеют существенного влияния на достоверность отчетных документов. Соответственно, отрицательное заключение формируется, если нарушения являются значительными.

Кроме того, аудитор может отказаться выразить свое мнение по проверенным документам. Такая ситуация возможна, если специалист не получил в процессе аудита необходимых доказательств. К примеру, оценка выполнялась в отношении только одного участка отчетности, организация отказалась предоставить документацию и пр.

Организация внутреннего аудита

Любой руководитель заинтересован в обеспечении надлежащего контроля над эффективностью структурных подразделений компании и добросовестностью исполнения их сотрудниками возложенных обязанностей. Важнейшим элементом управления является внутрихозяйственный

Целями контроля являются:

  • Минимизация рисков и максимальное увеличение прибыли организации.
  • Повышение эффективности решений, касающихся использования ресурсов предприятия.

Внутренний аудит представляет собой деятельность, регламентированную локальными документами, связанную с контролем разных направлений работы фирмы.

Для реализации этой задачи на предприятии формируется ревизионная служба. Численность ее сотрудников зависит от объема и характера проверок. На небольших предприятиях внутренний аудит может осуществляться 1-4 служащими. В крупных фирмах штат сотрудников ревизионного отдела довольно большой. При этом обязанности отдельных сотрудников могут выходить за рамки бухучета. К примеру, служащие могут проводить оценочный, технологический, экологический аудит и пр.

Ключевые условия

Правильная организация аудита на предприятии невозможна без реализации комплекса мероприятий, в числе которых:

  • Составление проектов организации внутренних проверок по отраслям и направлениям работы. В них должны быть четко указаны конкретные функции ответственных лиц, правила их взаимодействия с другими подразделениями и руководством предприятия, статус внутренних аудиторов, их ответственность, обязанности, права.
  • Установление квалификационных требований к сотрудникам ревизионной службы.
  • Разработка и определение правил внедрения в деятельность аудиторского отдела стандартов, руководств, норм.
  • Составление программ по повышению квалификации и подготовке внутренних аудиторов.
  • Прогнозирование потребности в кадрах.

Разновидности внутреннего аудита

Наиболее распространено разделение аудита на операционный, финансовой отчетности и соответствия законодательным требованиям.

Кроме того, выделяют проверки:

  • Организационно-технологические.
  • Функциональные.
  • Систем управления.
  • Видов деятельности.

Функциональный аудит выполняется для оценки эффективности и производительности. К примеру, проверка может осуществляться в отношении операций, совершаемых служащим или подразделением в разрезе его функции.

Организационно-технологический аудит предполагает оценку работы различных звеньев системы управления. В ходе такой проверки устанавливается технологическая или организационная целесообразность их наличия и функционирования.

Межфункциональный аудит направлен на оценку качества тех или иных функций. К примеру, анализируется эффективность производства и реализации, результативность взаимосвязи и взаимодействия подразделений, отвечающих за указанные направления работы.

1) аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;


2. Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам за проведение аудита (в том числе обязательного) и оказание сопутствующих ему услуг определяются договорами оказания аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.
Комментарий к статье 12
Независимость - один из основополагающих принципов аудита. Аудиторы, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в ходе осуществления своей деятельности обязаны соблюдать профессиональные, этические принципы аудита и использовать их в качестве основы для принятия любых решений профессионального характера.
Независимость - принцип аудита, заключающийся в обязательности отсутствия у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого экономического субъекта, превышающей отношения по договору на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьих лиц. Требования к аудитору в части обеспечения независимости и критерии того, что аудитор не является зависимым, регламентируются нормативными документами по аудиторской деятельности, а также этическими кодексами аудиторов. Независимость аудитора должна обеспечиваться как по формальным признакам, так и с точки зрения фактических обстоятельств.
Положения о независимости аудиторов содержатся не только в комментируемом Законе, иных актах, но и в этическом кодексе аудитора.
В кодексе профессиональной этики аудиторов РФ перечисляются основные обстоятельства, наносящие ущерб независимости:
а) предстоящие (возможные) или ведущиеся судебные (арбитражные) дела с организацией клиента;
б) финансовое участие аудитора в делах организации клиента в любой форме;
в) финансовая и имущественная зависимость аудитора от клиента (совместное участие в инвестициях в другие организации, кредитование, кроме банковского, и др.);
г) косвенное финансовое участие (финансовая зависимость) в организации клиента через родственников, служащих фирмы, через основные и дочерние организации и т.п.;
д) родственные и личные дружеские отношения с директорами и высшим управляющим персоналом организации клиента;
е) чрезмерная гостеприимность клиента, а также получение от него товаров и услуг по ценам, существенно сниженным относительно реальных рыночных цен;
ж) участие аудитора (руководителей аудиторской фирмы) в любых органах управления организации клиента, его основных и дочерних организаций;
з) неосторожные рекомендации и советы аудиторов (руководителей аудиторских фирм) о финансовых вложениях в организации, в которых они сами имеют какие-либо финансовые интересы;
и) прежняя работа аудитора в организации клиента либо в его управляющей организации на любых должностях;
к) если рассматривается вопрос о назначении аудитора на руководящую и иную должность в организации клиента.
По вышеперечисленным обстоятельствам независимость считается нарушенной, если обстоятельства возникли, продолжали существовать или были прекращены в период, за который должны быть выполнены профессиональные аудиторские услуги.
Независимость аудиторской фирмы вызывает сомнения в случае:
а) если она участвует в финансово - промышленной группе, в группе кредитных организаций или холдинге и оказывает профессиональные аудиторские услуги организациям, входящим в эту финансово - промышленную либо банковскую группу (холдинг);
б) если аудиторская фирма возникла на базе структурного подразделения бывшего или действующего министерства (комитета), или при прямом или косвенном участии бывшего или действующего министерства (комитета), или при прямом или косвенном участии бывшего или действующего министерства (комитета) и оказывает услуги организациям, ранее или в настоящее время подчиненным данному министерству (комитету);
в) если аудиторская фирма возникла при прямом или косвенном участии банков, страховых компаний или инвестиционных институтов и оказывает услуги организациям, акции которых находятся в собственности, приобретены или приобретались вышеназванными структурами в период, за который аудиторская фирма должна оказать услуги.
В тех случаях, когда аудитор выполняет по поручению клиента другие услуги (консультирование, составление отчетности, ведение бухгалтерского учета и т.п.), необходимо следить, чтобы они не нарушали независимости аудитора. Независимость аудитора обеспечивается, когда:
а) консультации аудитора не перерастают в услуги по управлению организацией;
б) нет никаких причин и ситуаций, влияющих на объективность суждений аудитора;
в) персонал, участвовавший в ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности, не привлекается к аудиторской проверке организации клиента;
г) ответственность за содержание бухгалтерского учета и отчетности принимает на себя организация клиента.
Согласно статье 12 комментируемого Закона аудит не может осуществляться:
1) аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
2) аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);
3) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
4) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
5) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);
6) аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам, - в отношении этих лиц.
Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам за проведение аудита (в том числе обязательного) и оказание сопутствующих ему услуг определяются договорами оказания аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.