Кому подчиняется бухгалтер. Кому подчиняется главный бухгалтер? Подчинение главного бухгалтера

Руководителю о новом законе о бухгалтерском учете

В конце 2011 г. Госдума приняла Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее — Закон N 402-ФЗ). Новый Закон вступит в силу только через год — 1 января 2013 г., поэтому у руководителя еще есть время по-новому выстроить отношения с главным бухгалтером.

Прошло более 15 лет с момента принятия Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее — Закон N 129-ФЗ). За это время изменилось многое: учет компьютеризировался, появились электронные документы и электронные подписи, изменились условия хозяйствования.

Все это стало естественной причиной для подготовки и принятия нового законодательного акта, регулирующего организацию и ведение бухгалтерского учета в России.

Руководители уже привыкли, что многие законодательные акты принимаются задним числом, и совсем нет возможности спокойно и внимательно их изучить и подготовиться к новым условиям хозяйствования. Теперь законодатель поступил весьма дальновидно, предоставив целый год для изучения нового Закона.

Кроме того, впервые в Законе N 402-ФЗ в отдельных нормах учтены особенности ведения бухгалтерского учета в учреждениях государственного сектора экономики. Так, согласно п. 2 ст. 2 Закона N 402-ФЗ его нормы применяются и при ведении бюджетного учета активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности .

Следовательно, Закон N 402-ФЗ распространяется на все типы государственных (муниципальных) учреждений: казенные, бюджетные и автономные.

Руководитель и бухгалтерский учет

В Законе N 402-ФЗ впервые дано определение того, кто является руководителем экономического субъекта:

Руководитель — это лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа (ст. 3 Закона N 402-ФЗ).

Однако важно отметить, что по сравнению с Законом N 129-ФЗ, согласно которому руководитель нес ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций (п. 1 ст. 6), по Закону N 402-ФЗ руководитель организует ведение бухгалтерского учета и хранение финансовых документов (п. 1 ст. 7). При этом руководитель обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (п. 3 ст. 7).

Обратите внимание, что в Законе N 402-ФЗ впервые четко сформулирован момент, когда отчетность считается составленной . Так, в соответствии с п. 8 ст. 13 Закона N 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Таким образом, руководитель ставит последнюю точку в работе бухгалтера по составлению всех видов отчетности .

Очевидно, законодатель, возложив на руководителя ответственность за ведение бухгалтерского учета и обязав его переложить этот груз на главного бухгалтера, посчитал свою миссию выполненной, поскольку в Законе N 402-ФЗ более о правах и обязанностях руководителя в отношении бухгалтерского учета не говорится. Следовательно, все остальные административные вопросы по организации и ведению бухгалтерского учета в учреждениях должны регулироваться иными нормативными документами и локальными актами.

При этом руководителю государственного (муниципального) учреждения важно помнить, какие права и обязанности возлагаются на него Инструкцией N 157н <1>.

<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению".

Так, в соответствии с п. 16 Инструкции N 157н за руководителем сохраняется обязанность назначать комиссию по расследованию причин в случае пропажи, уничтожения или порчи первичных (сводных) учетных документов и (или) регистров бухгалтерского учета, а также принимать меры по восстановлению первичных (сводных) учетных документов и регистров бухгалтерского учета.

Руководитель учреждения (его заместитель) присутствует при маркировке предметов мягкого инвентаря <2>. При этом сами маркировочные штампы должны храниться у руководителя учреждения или его заместителя (п. 118 Инструкции N 157н).

<2> Согласно п. 118 Инструкции N 157н к мягкому инвентарю относятся: белье и постельные принадлежности; одежда и обмундирование, включая спецодежду; обувь, включая специальную; прочий мягкий инвентарь.

В Инструкции N 157н содержатся также требования к руководителю по организации работы с денежной наличностью и оформлению первичных документов.

Поэтому руководителям следует приобретать необходимые знания и навыки, чтобы снизить риски принятия необоснованных управленческих решений. Не случайно понятие "риск" появилось и в нормативных документах Минфина. Так, Приказом Минфина России от 19.10.2011 N 383 "О порядке осуществления в Министерстве финансов Российской Федерации оперативного мониторинга качества финансового менеджмента" впервые в отношении государственного сектора экономики введено понятие "бюджетный риск".

Бюджетные риски — это возможность невыполнения (полностью или частично) определенных параметров (характеристик) федерального бюджета, неэффективного управления ликвидностью счета по учету средств федерального бюджета, а также неэффективного использования средств федерального бюджета в текущем финансовом году при условии сохранения в течение текущего финансового года качества финансового менеджмента, достигнутого в отчетном периоде.

Повышение юридической и финансовой грамотности руководителей особенно актуально для государственного сектора экономики. Как правило, на должность руководителей бюджетных учреждений назначают профильных специалистов из работников данного учреждения: врачей, учителей, деятелей культуры и т.д. Нередко такие специалисты, обладая высоким профессиональным мастерством в своей профессии, при вступлении на руководящие должности не имеют необходимых навыков и знаний в области гражданского, бюджетного, налогового права.

Напомним также, что административная ответственность должностных лиц за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности установлена ст. 15.11 КоАП РФ.

Главный бухгалтер в 2012 году

Прежде всего отметим, что в Законе N 402-ФЗ отсутствует отдельная статья, посвященная правам и обязанностям главного бухгалтера, подобно ст. 7 Закона N 129-ФЗ.

Однако в Законе N 402-ФЗ перечислены требования к лицам, которые претендуют на должность главного бухгалтера <3>. Им необходимо:

  • иметь высшее профессиональное образование;
  • иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет , а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита — не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
  • не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

<3> Статья 7 Закона N 402-ФЗ.

Названные требования актуальны прежде всего для тех, кто предполагает работать в должности главного бухгалтера в коммерческих структурах, органах управления государственных и территориальных внебюджетных фондов.

Однако такие требования не распространяются на бухгалтеров государственных (муниципальных) учреждений.

Тем не менее дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться другими федеральными законами <4>.

<4> Пункт 5 ст. 7 Закона N 402-ФЗ.

Кроме того, в том случае, если руководитель учреждения предполагает заключить договор гражданско-правового характера об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета с физическим лицом, это физическое лицо также должно соответствовать требованиям, установленным ст. 7 Закона N 402-ФЗ. В случае когда договор на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета заключается с юридическим лицом, последнее должно иметь не менее одного работника, отвечающего требованиям организации ведения бухгалтерского учета, установленным п. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ. И с этими работниками должен быть заключен трудовой договор.

Напомним, что в соответствии с п. 5 Инструкции N 157н ведение бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности руководитель учреждения вправе передать по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии).

Теперь основные полномочия главного бухгалтера государственного (муниципального) учреждения содержатся только в п. 8 Инструкции N 157н.

Напомним, что в государственных (муниципальных) учреждениях независимо от их типа без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, документы, оформляющие финансовые вложения, договоры займа, кредитные договоры к исполнению и бухгалтерскому учету не принимаются.

Исключение из этого правила — документы, подписываемые руководителем органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, если особенности оформления таких документов определяются законами и (или) нормативными правовыми актами РФ.

О спорных ситуациях

В новом Законе о бухучете несколько иначе изложен механизм разрешения спорных ситуаций, которые могут возникнуть между руководителем и главным бухгалтером (или лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета).

В случае когда разногласия возникают в отношении первичных документов и содержащихся в них данных, которые должны быть отражены в бухгалтерском учете, Закон N 402-ФЗ <5> предписывает главному бухгалтеру принимать (или не принимать) первичные учетные документы по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию.

<5> Пункт 8 ст.

7 Закона N 402-ФЗ.

В другом случае рассматривается ситуация отражения (неотражения) в бухгалтерской (финансовой) отчетности главным бухгалтером тех или иных операций (объектов бухгалтерского учета). При этом Закон N 402-ФЗ также предписывает главному бухгалтеру подчиниться руководителю на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта. Руководитель единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период <6>.

<6> Там же.

Учетная политика в 2013 году

Учетной политике в Законе N 402-ФЗ посвящена отдельная ст. 8, согласно которой учетная политика представляет собой совокупность способов ведения экономическим субъектом (то есть организацией, учреждением) бухгалтерского учета.

Отмечается, что экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Приказом от 25.11.2011 N 160н Минфин ввел в действие с 1 января 2012 г. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), а также дал их разъяснения, которые в основном распространяются на коммерческие организации. Возможно, что уже в течение 2012 г. появятся стандарты, которые актуальны и для учреждений государственного сектора экономики.

Примечательно, что п. 6 ст. 8 Закона N 402-ФЗ установлены новые условия изменения учетной политики, а именно :

  • изменение требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
  • разработка или выбор нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
  • существенное изменение условий деятельности экономического субъекта.

Очевидно, что некоторые приказы Минфина, которые направлены на повышение качества информации о деятельности государственных (муниципальных) учреждений, можно рассматривать как причину для изменения учетной политики в течение отчетного периода.

Нельзя не отметить и один весьма важный момент: согласно ст. 5 Закона N 402-ФЗ объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:

  • факты хозяйственной жизни;
  • активы;
  • обязательства;
  • источники финансирования его деятельности;
  • доходы;
  • расходы;
  • иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

И если активы, обязательства, источники, доходы и расходы давно являются объектом бухгалтерского учета, то "факт хозяйственной жизни" — явно новый объект учета .

Примечание. Факт хозяйственной жизни — сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.

Очевидно, что под фактом хозяйственной жизни подразумеваются хозяйственные операции, так как в ст. 9 Закона N 402-ФЗ отмечается, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Данный тезис Закона N 402-ФЗ совпадает с нормой, изложенной в ст. 9 Закона N 129-ФЗ, где указано, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами.

Отметим, что в соответствии с п. 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни , а если это не представляется возможным, то непосредственно после его окончания.

Кому подчиняется главный бухгалтер в госучреждении

Это также соответствует норме п. 4 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, что первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, то непосредственно после ее окончания.

Очевидно, после вступления в силу в 2013 г. Закона N 402-ФЗ Минфин должен будет внести соответствующие уточнения в свои нормативные документы (приказы, инструкции) и исключить термин "хозяйственные операции", заменив его понятием "факт хозяйственной жизни".

Особенности ведения учета учреждениями государственного сектора экономики

Закон N 402-ФЗ содержит отдельные нормы, которые указывают на особенности регулирования бухгалтерской деятельности в организациях государственного сектора экономики. В ст. 3 Закона N 402-ФЗ содержится определение таких организаций.

Организации государственного сектора — это государственные (муниципальные) учреждения, государственные академии наук, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов.

На организации государственного сектора экономики согласно Закону N 402-ФЗ распространяются положения бюджетного законодательства РФ в следующих случаях:

  • при установлении форм первичных учетных документов (ст. 9);
  • при установлении регистров бухгалтерского учета (ст. 10);
  • при установлении состава бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст. 14);
  • в случае установления порядка составления бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации (ст. 16).

Напомним, что бюджетные учреждения не являются участниками бюджетного процесса и их деятельность регламентируется иными федеральными законами, в частности Инструкцией 157н, Приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методическими указаниями по их применению".

В свою очередь, бюджетные и автономные учреждения применяют Инструкцию о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений <7>.

<7> Утверждена Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений".

Таким образом, начиная с 2013 г. все нормативные акты, регулирующие особенности формирования первичных учетных документов, регистров учета и составления бухгалтерской отчетности, применяемые государственными (муниципальными) учреждениями, не должны противоречить Закону N 402-ФЗ.

Утратившие силу…

Обратите внимание, что с момента начала действия с 1 января 2013 г. Закона N 402-ФЗ утратят силу следующие основные законодательные акты или их отдельные положения:

  • Закон N 129-ФЗ;
  • ст. 9 Федерального закона от 31.12.2002 N 187-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации";
  • ст. 3 Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации";
  • ст. 12 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

Очевидно, что в течение 2012 г. в развитие отдельных норм и положений документа законодателем и соответствующими министерствами и ведомствами будут издаваться законодательные и нормативные акты. Поэтому руководителю необходимо внимательно следить за изменениями в законодательстве, регулирующими бухгалтерский учет, появлением стандартов учета. В свою очередь, на страницах журнала мы будем оперативно и подробно рассказывать читателям о наиболее важных документах.

А.С.Канашин

Санкт-Петербург

9. Структура бухгалтерии и статус главного бухгалтера предприятия

Бухгалтерия ? это самостоятельное структурное подразделение хозяйствующего субъекта, состоящее из различных звеньев, которые выполняют определенные учетные функции по обеспечению экономической деятельности предприятий, организаций и учреждений. Ее возглавляет главный бухгалтер, который имеет в подчинении бухгалтерских и счетных работников. Штатная численность бухгалтерии определяется в зависимости от размеров предприятия, объемов изготавливаемой продукции и уровня автоматизации учета.

В бухгалтерии предприятия можно выделить следующие отделы:

1) расчетный отдел;

2) материальный отдел;

3) производственно-калькуляционный отдел;

4) общий отдел.

Можно выделить 4 основных типа организации бухгалтерий :

1) линейная (иерархическая) ? все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру;

2) линейно-штабная (по вертикали) ? создаются промежуточные звенья управления (группы, отделы, секторы), возглавляемые старшими бухгалтерами;

3) функциональная ? распределение труда между работниками и выполнение каждым из них однородных операций;

4) комбинированная ? применяется на крупных предприятиях и в производственных объединениях.

Центральной фигурой в бухгалтерской деятельности является главный бухгалтер . Его статус закрепляется в ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете». Должностные обязанности и требования, предъявляемые к главному бухгалтеру закреплены в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв.

Кому подчиняется бухгалтерия на предприятии

В соответствии с эттим нормативным актом главный бухгалтер организует работу по постановке и ведению бухгалтерского учета организации в целях получения заинтересованными внутренними и внешними пользователями полной и достоверной информации о ее финансово-хозяйственной деятельности и финансовом положении. Главный бухгалтер также формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику исходя из специфики условий хозяйствования, структуры, размеров, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности организации, позволяющую своевременно получать информацию для планирования, анализа, контроля, оценки финансового положения и результатов деятельности организации.

Согласно положениям рассматриваемого нормативного акта главный бухгалтер возглавляет работу :

1) по подготовке и утверждению рабочего плана счетов бухгалтерского учета, содержащего синтетические и аналитические счета, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, форм внутренней бухгалтерской отчетности;

2) по обеспечению порядка проведения инвентаризации и оценки имущества и обязательств, документальному подтверждению их наличия, составления и оценки;

3) по организации системы внутреннего контроля за правильностью оформления хозяйственных операций, соблюдением порядка документооборота, технологии обработки учетной информации и ее защиты от несанкционированного доступа.

Главный бухгалтер также руководит формированием информационной системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с требованиями бухгалтерского, налогового, статистического и управленческого учета, обеспечивает предоставление необходимой бухгалтерской информации внутренним и внешним пользователям и работниками бухгалтерии.

Главный бухгалтер предприятия организует работу :

1) по повышению квалификации работников бухгалтерии;

2) по постановке и ведению бухгалтерского учета организации;

3) по ведению регистров бухгалтерского учета на основе применения современных информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля, исполнению смет расходов, учету имущества, обязательств, основных средств, материально-производственных запасов, денежных средств, финансовых, расчетных и кредитных операций, издержек производства и обращения, продажи продукции, выполнения работ (услуг), финансовых результатов деятельности организации.

Главный бухгалтер предприятия обеспечивает :

1) своевременное и точное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, движения активов, формирования доходов и расходов, выполнения обязательств;

2) контроль за соблюдением порядка оформления первичных учетных документов;

3) своевременное перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в кредитные организации, средств на финансирование капитальных вложений, погашение задолженностей по ссудам; контроль за расходованием фонда оплаты труда, организацией и правильностью расчетов по оплате труда работников, проведением инвентаризаций, порядком ведения бухгалтерского учета, отчетности, а также проведением документальных ревизий в подразделениях организации;

4) составление отчета об исполнении бюджетов денежных средств и смет расходов, подготовку необходимой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы;

5) сохранность бухгалтерских документов и сдачу их в установленном порядке в архив.

Главный бухгалтер предприятия также оказывает методическую помощь руководителям подразделений и другим работникам организации по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и анализа хозяйственной деятельности.

Требования к знаниям главного бухгалтера предприятия также содержатся в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих. Так, согласно названному нормативному акту, главный бухгалтер должен знать :

Законодательство о бухгалтерском учете;

Основы гражданского права;

Финансовое, налоговое и хозяйственное законодательство;

Нормативные и методические документы по вопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности, хозяйственно-финансовой деятельности организации;

Положения и инструкции по организации бухгалтерского учета, правила его ведения;

Кодексы этики профессионального бухгалтера и корпоративного управления;

Профиль, специализацию и структуру организации, стратегию и перспективы ее развития;

Налоговый, статистический и управленческий учет;

Порядок оформления бухгалтерских операций и организацию документооборота по участкам учета, списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей, проведения аудиторских проверок; формы и порядок финансовых расчетов;

Условия налогообложения юридических и физических лиц;

Правила проведения инвентаризаций денежных средств и товарно-материальных ценностей, расчета с дебиторами и кредиторами, проведения проверок и документальных ревизий;

Порядок и сроки составления бухгалтерских балансов и отчетности;

Современные справочные и информационные системы в сфере бухгалтерского учета и управления финансами;

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности организации;

Правила хранения бухгалтерских документов и защиты информации;

Передовой отечественный и зарубежный опыт организации бухгалтерского учета;

Экономику, организацию производства, труда и управления;

Основы технологии производства;

Законодательство о труде;

Правила по охране труда.

Главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации. Он подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (п. 1, 2 ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Согласно п. 3 ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете» главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Требования главного бухгалтера должны выполнять все работники организации. Денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются действительными с момента подписания их главным бухгалтером. В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций (п. 4 ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Обязанности главного бухгалтера также сформулированы в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих.


Если в службе несколько отделов из первого списка, они подчинены главбуху. Что касается отделов из второго списка, то они подчиняются главному бухгалтеру только в том случае, если во внутренних документах определены как структурные подразделения бухгалтерской службы. Если они являются самостоятельными отделами, то имеют своего руководителя. Не подчиняются главбуху отдел кадров, юридическая служба, логисты. На практике любой работник должен подчиниться главбуху, если его требования касаются предоставления документации, необходимой для ведения учета (Закон № 129-ФЗ). Иногда подчиниться главному бухгалтеру приходится и руководителю. Главбух может отказаться подписывать сомнительные документы без письменного распоряжения руководства. При наличии филиалов учет может быть централизованный или децентрализованный. При первом варианте все документы передаются в бухгалтерию головного предприятия.

Кто подчиняется главному бухгалтеру, какие у него права и обязанности

бухгалтеров по МСФО

  • бухгалтеров бюджетных учреждений
  • внутренних аудиторов

Продолжительность обучения для главбуха от 240 часов. Учиться можно: Прохождение аттестации

  • очно (в вузах и учебно-методических центрах)
  • заочно (самостоятельно при помощи компьютерного учебника, созданного ИПБ и методических пособий)
  • очно-заочно (120 часов очно, остальное время при помощи компьютерного учебника, созданного ИПБ и методических пособий)

Сдаются 2 экзамена:

  • письменно-устный (для обучающихся заочно-очно и очно) или дистанционный (при заочном обучении)
  • тестирование (для всех форм обучения)

Чтобы получить аттестат, необходимо хорошо знать:

  • правовое регулирование
  • налогообложение
  • управленческий учет и менеджмент
  • учет, отчетность, аудит

Тестирование проводится через сайт ИБП.

9. структура бухгалтерии и статус главного бухгалтера предприятия

Бухгалтер склада Подчиняется: Главному бухгалтеру Подчинённые: Нет Цель: Выполнение работы по бухгалтерскому учету на складе Задачи: Контролирует правильность и своевременность оприходования поступления товаров на склад. Функции: ·Осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности склада и контроль экономного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. ·Готовит рабочие планы счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым непредусмотрены типовые формы. ·Обеспечиваетпроведение инвентаризаций, контролируетпроведение хозяйственных операций, соблюдение технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота.

Кому подчиняется главный бухгалтер

Сегодня мы поговорим о том, чем отличаются должности финансовый директор и главный бухгалтер на предприятии. Бывает, что в одной компании есть обе этих должности, бывает – только одна из них. В чем-то они схожи, но все же есть и существенные отличия, которые я и рассмотрю ниже.

Прочитав эту статью вы узнаете, кто такой финансовый директор, кто такой главный бухгалтер, чем они занимаются, и что входит в их должностные обязанности. Итак, обо всем по порядку. Должность “Финансовый директор”. Финансовый директор – это управляющая должность (что уже видно из названия), один из ведущих ТОП-менеджеров на предприятии, чаще всего он входит в состав Совета директоров, то есть, является человеком, способным влиять на ключевые решения в стратегии развития фирмы.

Финансовый директор находится в прямом подчинении у генерального директора (президента) компании.
Правовед.RU 1024 юриста сейчас на сайте

  1. Категории
  2. Трудовое право

Здравствуйте! Ответьте пожалуйста на вопрос! Кому подчиняется главный бухгалтер организации? Если можно, полное описание вопроса. Свернуть Виктория Дымова Сотрудник поддержки Правовед.ru Попробуйте посмотреть здесь:

  • Кому подчиняется главный кадрвик
  • Должен ли главный бухгалтер подчиняться финансовому директору?

Вы можете получить ответ быстрее, если позвоните на бесплатную горячую линиюдля Москвы и Московской области: 8 499 705-84-25 Свободных юристов на линии: 7 Ответы юристов (5)

  • Все услуги юристов в Москве Обжалование дисциплинарного взыскания Москва от 35000 руб. Взыскание невыплаченной заработной платы Москва от 35000 руб.

Главный бухгалтер

Финансовый менеджер Другие названия должности: Финансовый контролер / Заместитель финансового директора Подчиняется: Финансовому директору Подчиненные: Финансовый аналитик, специалист по аудиту, специалисты по финансовому учету, экономист Цель: Контроль финансовой отчетности и ведение управленческого учета в соответствии с внутренними стандартами Компании. Задачи: ·Внедрение и контроль выполнения внутренних стандартов финансовой отчетности Компании. ·Контроль выполненияпроцедур и политик Компании в области финансов. Функции: ·Обеспечивает своевременное предоставление финансовой отчетности по затратам, прибылям, денежным потокам на регулярной основе вышестоящему и западному менеджменту.


·Участвует в разработке бюджета и контролирует его исполнение. Представляет менеджменту отчеты об исполнении бюджета и возможных отклонениях от него.

«управление и оптимизация производственного предприятия»

Если существуют расхождения между руководителем предприятия и главным бухгалтером по определению законности отдельной операции, главный бухгалтер ставит в известность руководителя о своих возражениях. Главный бухгалтер подписывает такой сомнительный документ только после вторичного письменного распоряжения руководителя, где последний указывает, что ознакомлен с возражениями главного бухгалтера и не согласен с ними, беря всю ответственность на себя. В специальной литературе зачастую указываются требования к лицу, претендующему на должность главного бухгалтера (по образованию, квалификации, членству в профессиональных ассоциациях, стажу и опыту работы, наличию или отсутствию судимости).

Обеспечивает контроль исполнения условий договоров, расчета и выставления требований по исполнению контрактных условий, движения имущества и выполнения обязательств. Требования к опыту и квалификации: · Высшее экономическое образование · Опыт работы в бухгалтерии от 3-х лет · Хорошее теоретическое и практическое знание российских стандартов бухгалтерского учета · Знание специальных бухгалтерских программ Старший бухгалтер Другие названия должности: Ведущий бухгалтер Подчиняется: Начальнику финансово-экономического отдела / Главному бухгалтеру Подчиненные: Нет Цели: Ведение бухгалтерского учета на определенном участке Функции: · Разрабатывает внутренние политики и процедуры Компании в соответствии с едиными корпоративными стандартами и требованиями российского законодательства.

Кому подчиняется бухгалтерия на предприятии

Главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации. Он подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (п. 1, 2 ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете»). Согласно п. 3 ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете» главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.
Требования главного бухгалтера должны выполнять все работники организации. Денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются действительными с момента подписания их главным бухгалтером.
Информация для принятия решений Итоговая бухгалтерская информация в виде, пригодном для экономического анализа и принятия на его основе управленческих решений, формируется в виде финансовой отчётности:

  • внешней, предоставляемой статистическим и контролирующим органам, в установленных законом случаях подтверждаемой аудитором, составляемой по формам, предусмотренным бухгалтерскими стандартами;
  • внутренней (управленческой), предусмотренной локальными нормативными актами хозяйствующего субъекта и предназначенной для обеспечения функций управления.

Финансовая отчётность должна удовлетворять требованию достоверности, то есть позволять на её основе делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении хозяйствующего субъекта и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Кому на предприятии подчиняется бухгалтерия

Так, финансовый директор может распоряжаться финансовыми средствами компании, принимать решения о том, куда их направить, а главный бухгалтер – нет, он только выполняет распоряжения руководства по этому поводу. Но при этом главный бухгалтер, выполняя указания, следит за тем, чтобы финансовые операции велись в соответствии с законодательством, не “портили” отчетность, соответствовали общей финансовой стратегии предприятия, были проведены максимально грамотно и корректно. Финансовый директор анализирует как внутреннюю так и внешнюю финансовую инфраструктуру, в то время как главный бухгалтер сосредоточен только на внутренней.
Финансовый директор занимается построением максимально эффективной финансовой модели на предприятии, а главный бухгалтер следит за тем, чтобы она соответствовала законам и нормативам хозяйственной деятельности.
Знание гражданского права, финансового, налогового и хозяйственного законодательства; структуры предприятия; положений и инструкций по организации бухгалтерского учета в магазине, правил его ведения; формы и порядка финансовых расчетов; · Знание методов экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, выявления внутрихозяйственных резервов; порядка приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей; · Знание правил расчета с дебиторами и кредиторами; условий налогообложения юридических и физических лиц; порядка списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь; правил проведения инвентаризаций денежных средств и товарно-материальных ценностей.

У меня сложилась следующая ситуации:1. Я являюсь главным бухгалтером Управляющей компании (в подчинении 22 организации - Строительство).2. Подчиняюсь финансовому директору - на прямую.3. В банковской карточке подписей только две (1-я Генеральный директор 2-я Моя)4. Платежи отправляет сотрудник, который мне не подчиняется, но при этом использует мою электронную подпись.5. Я согласовываю все платежи, но бывают случаи когда сначала происходит оплата, а потом я узнаю и приходится согласовывать.При нахождении меня в отпуске моя электронная подпись использовалась. Я первый раз в жизни столкутся с такой ситуацией.6. По сути моей электронной подписью пользуется фин. директор.7. А так же всю финансовую и налоговую отчетность подписываю Я (по доверенности от Ген. директора).8. По сути я подвержен серьезным рискам (ответственность).Сотрудники прямого подчинения Генеральному директору мои требования не воспринимают. Говорят, что у тебя есть руководитель обращайся к нему, а мы с ним все решим. Финансовый директор не знает требований бухгалтерского и налогового законодательства.У меня в обязанностях прописано, что я не имею право требовать от сотрудников организации чего либо. Могу только попросить.Фин дир не вникает в бухгалтерский и налоговый учет.Очень часто приходится разрешать проблемы заключенных договоров, которые я не согласовывал (информационный голод).При всем этом Генеральный директор очень меня ценит и очень часто на прямую мне ставит задачи.Прошу Вас оказать помощь в подборке юридических документов для обоснованности вывода из подчинения фин дира в подчинения ген директору.Спасибо.

При наличии нескольких генеральных директоров, организации нужно самостоятельно определить, по каким вопросам какому из руководителей должен подчиняться главный бухгалтер. . На практике распространены два варианта структуры, в рамках каждой из которых могут возникнуть потенциально конфликтные ситуации:

В этом случае главный бухгалтер подчиняется финансовому директору.

Главный бухгалтер в таком случае подчиняется непосредственно генеральному директору.

Более подробно о взаимоотношениях сторон см. ниже в Статье № 2.

Также следует учитывать, что при использовании электронных подписей участники электронного взаимодействия обязаны обеспечивать конфиденциальность ключей электронных подписей , в частности не допускать использование принадлежащих им ключей электронных подписей без их согласия (другими словами, так же, как и в случае с простой подписью, не допускать попадания ключа в чужие руки).

формально использовать чужую электронную подпись нельзя.

Обоснование
(Цветом выделена информация, которая поможет Вам принять правильное решение)

Что изменится в вашей работе в связи с масштабными поправками в Гражданском кодексе

Два генеральных директора в одной компании

Чем удобно двоевластие: один директор может без доверенности подписывать финансовые документы, когда другой отсутствует.

Важная деталь

С 1 сентября в любой компании может быть два генеральных директора, три и т. д. (п. 3 ст. 65.3 ГК РФ). Они могут действовать совместно либо независимо друг от друга. При этом в уставе должно быть четко прописано, сколько в организации директоров и какая у каждого из них компетенция.

С одной стороны, это удобно. Ведь когда один директор в отпуске, другой может подписать срочный документ без доверенности. Кроме того, в крупных компаниях, в которых, например, несколько проектов, каждый из них может курировать свой директор.

С другой стороны, это риск злоупотреблений, когда, например, в отсутствие одного директора другой заключит какую-нибудь сделку в свою пользу. К тому же наличие двоевластия может запутать работников, чьи распоряжения им выполнять. Возьмем, к примеру, главбуха. При множестве генеральных директоров главбух в компании по-прежнему может быть только один. Получается, что компании нужно определить, по каким вопросам какому из руководителей он должен подчиняться.

Финансовый директор и главный бухгалтер: как разрешить конфликты

ИГОРЬ БАСОВ , управляющий партнер компании «Финансовый стандарт»

Обычно на практике и финансовый директор, и главный бухгалтер имеют большое влияние на бизнес-процессы своей компании, поэтому их взаимодействие между собой довольно часто связано с определенными сложностями. Однако если двум специалистам удается успешно обходить острые углы, то от этого неоспоримые преимущества получает компания в целом. Рассмотрим подробно, с чем связаны наиболее частые проблемы во взаимоотношениях этих ключевых фигур и как можно реально минимизировать причины их возникновения.

Как структура финансовой службы влияет на отношения

От места финансового директора и главного бухгалтера в иерархической структуре компании часто зависит не только микроклимат в подразделении, но и успешное функционирование самой организации. Но если финансовый директор всегда возглавляет финансовую службу, то роль главного бухгалтера может варьироваться в разных компаниях. На практике распространены два варианта структуры, в рамках каждой из которых могут возникнуть потенциально конфликтные ситуации

Вариант 1. Бухгалтерия входит в состав финансовой службы. В этом случае главный бухгалтер подчиняется финансовому директору, и уровень напряжения во взаимоотношениях между ними обычно довольно высок. Выделю два ключевых острых момента в рамках такой структуры с точки зрения главного бухгалтера:

  • он вынужден согласовывать с финансовым директором все свои принципиальные инициативы, касающиеся основных должностных обязанностей;
  • он имеет фактически двойное подчинение и вынужден лавировать между генеральным и финансовым директорами.

С позиции финансового директора почвой для конфликтов может стать ситуация, когда, минуя его, высшее руководство будет доводить новую информацию и давать поручения непосредственно главному бухгалтеру (см. также таблицу). В глазах же генерального директора оба специалиста представляют финансовую службу, поэтому каждому из них можно адресовать любые финансовые вопросы. А поскольку с главным бухгалтером ему порой приходится общаться чаще (при формировании налоговой отчетности, согласовании договоров, подтверждении текущих оплат и т. п.), то поручений и новых вводных тот принимает больше. Такая позиция не может устраивать финансового директора: обладая меньшим объемом необходимой информации, он становится менее ценным сотрудником для компании и значимость его решений снижается. Он вынужден запрашивать данные у главного бухгалтера, тем самым получая ее в искаженном виде и ставя себя в зависимое положение. Возможна ситуация, когда присутствие финансового директора перестает быть необходимым: он может быть уволен, а его функции примет на себя главный бухгалтер. Чтобы избежать этого, важно предельно точно описать обязанности главного бухгалтера и четко разграничить с ним сферы ответственности, а также донести это до генерального директора.

ТАБЛИЦА. Потенциально конфликтные вопросы между финансовым директором и главным бухгалтером

Потенциально конфликтные вопросы Позиция финансового директора Позиция главного бухгалтера
Принятие управленческих решений в рамках подразделения В последней инстанции решает все кадровые и организационные вопросы в самостоятельном и функциональном блоке бухгалтерии Недостаточно полномочий уволить подчиненного, отправить его в отпуск, выделить премию в рамках мотивационного плана финансовой службы и т. д.
Принятие нормативных документов учетного характера (положение по документообороту, учетная политика, положение по командировкам и подотчетным документам и т. д.) Выступая конечной инстанцией, финансовый директор может внести неудобные для главного бухгалтера правки, исключить некоторые положения, приостановить согласование документа
Представление бухгалтерской и налоговой отчетности Формально не участвует в этом процессе Отчетность полностью формируется в бухгалтерии, подписывается главным бухгалтером и передается на утверждение генеральному директору
Учет проведения текущих платежей на основании первичных документов Когда функция платежей закреплена за казначейством, подчиненным финансовому директору, а проверяет первичные документы, которые служат основанием для платежа, бухгалтерия, может возникнуть недопонимание относительно полноты представленных документов, а также срочности проведения платежа
Представление первичных бухгалтерских документов по ранее произведенным авансовым платежам Управляет дебиторской задолженностью, поэтому также важно своевременное отражение авансов в затратах Критически важно своевременно иметь всю первичную документацию до момента представления отчетности контролирующим органам
Проведение авансовых отчетов и подотчетных сумм Учитывает суть произведенных расходов, порядок их оформления вторичен Могут возникать вопросы к оформлению первичной документации

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Гаяне Асатрян, финансовый директор компании CSI Vostok

Бухгалтерия должна входить в состав финансовой службы. На мой взгляд, в этом случае конфликтных ситуаций должно быть меньше. Конфликты могут возникать при чрезмерном вмешательстве финансового директора в работу главного бухгалтера. Следует задать общий вектор развития бухгалтерии и оставить решение операционных вопросов на уровне главного бухгалтера.

Вариант 2. Бухгалтерия выделена в отдельное подразделение. Главный бухгалтер в таком случае подчиняется непосредственно генеральному директору. У финансовой службы остаются функции планирования и финансового анализа. Финансовая ответственность в компании распределяется и размывается. Иногда сложно определить, в чью зону ответственности попадает решение той или иной проблемы. Особенно это касается вопросов управленческого учета, автоматизации финансовой функции, формирования долгосрочной учетной политики и политики бюджетирования. В вопросах, требующих обоюдного участия финансистов и бухгалтерии, может возникать конфликт интересов и недопонимание важности процессов. Руководитель компании принимает на себя большую часть контроля и взаимодействия между финансовыми подразделениями и вынужден самостоятельно решать, кому из специалистов дать соответствующее финансовое поручение. Конечно, авторитет и вес финансового директора в такой структуре снижается.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Гаяне Асатрян, финансовый директор компании CSI Vostok

При прямом подчинении главного бухгалтера генеральному директору не происходит должного контроля работы бухгалтерии, так как в ее работе никто ничего не понимает. Финансовый директор как раз и является тем человеком, который может обеспечить этот контроль. Приведу пример из практики. Главный бухгалтер не использовал льготы по налогу на прибыль и не применял повышающие коэффициенты к норме амортизации, чтобы не иметь разниц между бухгалтерским и налоговым учетом и не считать отложенные налоги. Другой пример: главный бухгалтер предпочитал авансовую схему расчетов по налогу на прибыль, так как в этом случае налоговую отчетность нужно было сдавать в налоговую раз в квартал, а не каждый месяц. Это приводило к значительным переплатам налога в бюджет.

Отмечу и такой важный момент: финансовый директор не несет никакой юридической ответственности за принятые решения, хотя часто по положению в компании стоит выше главбуха. А вот главный бухгалтер несет юридическую ответственность за правильность ведения учета и своевременное представление бухгалтерской и налоговой отчетности. При этом часто его полномочия ограничиваются лишь налоговым и бухгалтерским учетом, а ответственность за формирование управленческой отчетности и МСФО лежит в сфере финансового директора. Но даже в этом случае корректность учета первичной документации в бухгалтерских системах контролирует именно главный бухгалтер. Он же определяет учетную политику, отчетные формы, необходимые аналитики и принципы ввода первичной документации. Хотя законодательство по бухгалтерскому учету постепенно приводится в соответствие с МСФО и, как следствие, в отчетность компаний включается все большее количество оценочных и прогнозных суждений, что заставляет главного бухгалтера постепенно отходить от исключительно учетно-отчетной функции в сторону прогнозирования показателей. А это традиционно было функцией финансового директора. Теперь же этот функционал повышает ценность главного бухгалтера в глазах высшего руководства компании, так как теперь, основываясь на точной бухгалтерской информации, он сможет формировать более точные прогнозы и бюджеты. Это не может не вносить разногласия в их взаимоотношения.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Автор исходит из того, что в основе отношений финансового директора и главного бухгалтера всегда лежит конкуренция, что порождает конфликт. Однако нередко главного бухгалтера устраивает его специализация и он не рвется на территорию финансового директора. Если оба специалиста понимают границы своих полномочий, то будут конструктивно взаимодействовать. Главному бухгалтеру, даже если он подчинен финансовому директору, необходимо оставить определенную автономию, создать ему комфорт для работы, ведь он тоже руководитель и несет большую ответственность.

Выводы. По моему опыту, наиболее эффективна такая модель, при которой бухгалтерия включена в финансовую службу, но главный бухгалтер входит параллельно с финансовым директором в структуру совета директоров, имеет наравне с ним право независимого мнения и голоса в данном совете. В таком случае будет соблюдаться субординация в решении рабочих моментов. Финансовый директор будет выступать единым руководителем, будет нести всю полноту власти и ответственности в рамках финансовой службы. В то же время главный бухгалтер не потеряет возможности выражения собственного особого мнения по важнейшим вопросам в рамках совета директоров. Он будет выступать в компании главным учетным идеологом, мыслящим значительно шире фискальных законодательных ограничений и руководствующимся в своих решениях не только письмами Минфина и ФНС, но в первую очередь интересами самой компании. Чтобы минимизировать конфликтные ситуации, нужно четко описывать обязанности и разграничение полномочий между финансовым директором и главным бухгалтером. Это решение становится все актуальнее по мере развития бухгалтерского законодательства в сторону сближения с МСФО и, как следствие, расширения функционала главного бухгалтера. В ситуации, когда ему приходится все больше и чаще давать оценки и прогнозы, его роль серьезно возрастает. Особенно это заметно в крупных компаниях, которые готовят отчетность в соответствии с международными стандартами.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Гаяне Асатрян, финансовый директор компании CSI Vostok

Считаю излишним включать главного бухгалтера в состав совета директоров: наличие двух представителей отдела в совете выглядит странным, тем более когда его представители выражают диаметрально противоположные взгляды на один и тот же вопрос. В компаниях, где это практикуется, скорее всего, есть определенная степень недоверия к финансовому директору со стороны генерального директора и акционеров. Мотивировать и выражать уважение к работе главного бухгалтера нужно другими способами.

Олега Хорошего , начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

На кого может быть выпущен ключ электронной подписи

Ключ электронной подписи может быть выпущен предпринимателю или конкретному сотруднику, который имеет право подписывать бумажные документы от имени организации (абз 4 п. 3.3. на право подписывать отчетность в электронном виде.

Внес изменения в Закон о бухгалтерском учете от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 9 Закона о бухучете главные бухгалтеры вновь получили право требовать от всех сотрудников четкого выполнения своих требований. Но теперь — такое требование должно быть в письменной форме.

Право требования

Главный бухгалтер имел право требовать исполнения своих указаний по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений от всех работников организации с момент принятия первого Закона о бухгалтерском учете от 21.11.1996 № 129-ФЗ. И эта норма оставалась неизменной чуть более 15 лет. Однако в новом Законе о бухучете, принятом в 2011 году, этой нормы не стало. И вот спустя семь с половиной лет главные бухгалтеры вновь получили право исполнения своих требований — соответствующая норма появилась в Законе о бухучете. И это правильно!

Однако теперь эта норма звучит так:

Требования в письменной форме главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лица, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в отношении соблюдения установленного порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета, должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, обязательны для всех работников экономического субъекта.
Требование в письменной форме выполнения своих указаний у главбуха может вызвать неоднозначную реакцию. С одной стороны, если какому-то нерадивому работнику направить письменное уведомление о его «грехах» перед бухгалтерией, то это может существенно повысить исполнительскую дисциплину. Ведь за неоднократное невыполнение требований главбуха такого работника будет проще привлечь к дисциплинарной ответственности. С другой стороны, на практике «грешными» перед бухгалтерией бывают многие работники и не только рядовые. Поэтому каждому направлять такие письменные обращения об исправлении «грехов» будет слишком трудоёмко.

Но и не выполнить требования Закона о бухучете о письменной форме требования главному бухгалтеру нельзя.

С чего начать?

Практика показывает, что любое начинание главбуха может стать успешным, если его поддержит руководитель учреждения.

Если же у руководства возникнут сомнения (например, оно может рассудить так: как так главбух будет рассылать свои письменные указания не только рядовым работникам, но и начальникам подразделений! Раздавать указание может только лично начальник!), то главбух может сослаться на результаты проведения Счетной палатой РФ, федеральной налоговой службой России, федеральным казначейством контрольных мероприятий (например, Представление Счетной палаты РФ от 30.05.2019 № ПР 02-123/02/2-05). По информации этих ведомств ежегодно выявляются нарушения норм законодательства о бухучете в учреждениях бюджетной сферы в части оформления, передачи первичных учетных документов, регистрации содержащихся в них данных, в частности:

  • хозяйствующий субъектом не обеспечено оформление первичных учетных документов по поступлению (созданию) объекта нефинансового актива;
  • с учетом графика документооборота, являющегося приложением к Учетной политике, устанавливающего периодичность составления и представления первичных учетных документов о поступлении и списании нефтепродуктов один раз в месяц, материально ответственным лицом акты о списании материальных запасов представлялись в бухгалтерию с задержкой до полугода;
  • отдельными получателями средств федерального бюджета при совершении фактов хозяйственной жизни: несвоевременно составлены первичные учетные документы о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
  • недостоверное отражение в первичных учетных документах информация о поставленном товаре, выполненной работе, оказанной услуге;
  • несвоевременное составление и предоставление в бухгалтерию первичные учетных документов привело к необоснованному списанию дебиторской задолженности.
Указанные нарушения чаще всего становятся основанием для их квалификации, как грубого нарушения к бухгалтерскому учету и отчетности. Напомним, что с 9 июня этого года вступили в силу изменения в КоАП, внесенные Федеральным законом от 29.05.2019 № 113-ФЗ.
Обратите внимание! Согласно новой редакции части 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ теперь под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и отчетности в учреждениях бюджетной сферы понимается, в том числе:
  • включение в бюджетную или бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами;
  • ведение счетов бюджетного (бухгалтерского) учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета.
Очевидно, что такие грубые нарушения возможны только при отсутствии контроля со стороны главного бухгалтера за соблюдением работниками учреждения требований инструкций по учету и отчетности, а также положений утвержденной учетной политики.

Поэтому главбуху целесообразно заручиться одобрением начальства на последующие действия. А следующий шаг — это внесение изменений и дополнений в учетную политику учреждения.

Изменение политики

Обратите внимание! Согласно Федеральному стандарту учета для организаций госсектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (утв. приказом Минфина от 30.12.2017 № 274н), начиная с 1 января 2019 года, изменения законодательства РФ могут быть основанием для внесения изменения в учетную политику.

Так, согласно пункту 12 СГС «Учетная политика», уточнение учетной политики производится, в частности, в случае изменения законодательства РФ о бухгалтерском учете, нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. А изменения в Закон о бухучете, внесенные Федеральным законом № 247-ФЗ, как раз соответствуют такому случаю.

Напомним, что согласно пункту 16 СГС «Учетная политика», последствия изменения учетной политики , вызванного изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности согласно положениям нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Отметим, что изменения Закона о бухучете в части полномочий главного бухгалтера прямо не влияют на какие-то показатели бухучета или отчетности. Однако, реализация главбухом таких полномочий позволить повысить качество и достоверность данных бухучета. А раз новая редакция Закона вступила в силу с 26 июля, то именно с этого дня новые требования Закона о бухучете должны найти отражение в учетной политике учреждения. Заметим, что несоответствие положений учетной политики учреждения нормам Закона о бухучете в ряде случаев контролирующими органами может быть квалифицировано как административное правонарушение, предусмотренное статьей 15.15.6 КоАП.

Поэтому в целях обеспечения соблюдения требований учетной политики, а также для установления дополнительной ответственности должностных лиц хозяйствующего субъекта за неисполнение данных требований, в учетной политике учреждения целесообразно предусмотреть:

  • случаи, в которых главный бухгалтер (лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета) вправе и/или обязан предъявить письменные требования в отношении соблюдения установленного порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений);
  • варианты действий и решений должностных лиц, к которым обращены указанные требования, порядок их оформления;
  • сроки реагирования на письменные требования главного бухгалтера;
  • последствия неисполнения названных требований, порядок привлечения к ответственности, ее виды — за неисполнение, ненадлежащее исполнение требований;
  • порядок действий и принятия решений главным бухгалтером в случае выполнения, невыполнения, ненадлежащего выполнения его письменных требований.
С учетом вышесказанного реализация положений Федерального закона № 247-ФЗ в учетной политике учреждения после 26 июля 219 года может выглядеть, например, так:

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА на 2019 год (с 26.07.2019 года)

(выдержка)

ХХ. Выполнение работниками требований главного бухгалтера в письменной форме

ХХ.1. Требования главного бухгалтера в письменной форме о соблюдении положений учетной политики учреждения, порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета обязательны для всех работников (сотрудников), руководителей структурных подразделений и административно-управленческого персонала (далее — работники).

ХХ.2. В случае нарушения работником положений настоящей учетной политики, порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета главный бухгалтер предъявляет такому работку в письменной форме требование об устранении нарушения.

ХХ.3. После ознакомления с требованиями главного бухгалтера работник обязан устранить нарушение в течение срока, согласованного с главным бухгалтером. В случае отказа работника от ознакомления с требованиями об устранении нарушений, главный бухгалтер в течение одного рабочего дня готовит рапорт о привлечении такого работника к дисциплинарной ответственности.

ХХ.4. В случае, если главным бухгалтером выявлено нарушение работником положений учетной политики, порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета, и такому работнику не предъявлено требование о его устранении в письменной форме, то вся ответственность за последствия данного нарушения возлагается на главного бухгалтера.

ХХ.5. Работники бухгалтерии обязаны информировать главного бухгалтера о выявленных нарушениях положений учетной политики учреждения, порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета в течение одного рабочего дня с момента выявления такого нарушения.