Где платит налоги газпром. Новые налоги выгодны всем, кроме Газпрома . Льготы для «национальных достояний»

Как стало известно "Ведомостям", "Роснефть" может перерегистрироваться на Дальнем Востоке и перевезти туда центральный аппарат.

Готов список государственных компаний, которые могут переехать на Дальний Восток, говорил на прошлой неделе зампред правительства и полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Юрий Трутнев. Он обещал обнародовать список, после того как согласует его с президентом Владимиром Путиным и председателем правительства Дмитрием Медведевым. В списке Трутнева есть "Роснефть", знают четверо федеральных чиновников.

Предлагается, чтобы центральный аппарат "Роснефти" переехал в один из крупных городов Дальнего Востока и в этом же регионе была перерегистрирована сама компания, объясняет один из собеседников "Ведомостей".

Представитель Трутнева от комментариев отказался.

Сейчас "Роснефть" зарегистрирована в Москве на Софийской набережной, 26/1. По этому же адресу располагается один из центральных московских офисов, говорит сотрудник компании. Еще два офиса госкомпании расположены на Беговой и Дубининской улицах - это бывшие офисы ТНК-BP и ЮКОСа соответственно. Численность центрального аппарата в пресс-службе компании сообщить не смогли. По словам сотрудника "Роснефти", в московских офисах работает около 5000 человек. Штатная численность увеличилась примерно вдвое весной 2013 г. после покупки ТНК-ВР.

По поручению Медведева Росимущество интересовалось желанием менеджмента госкомпаний переехать на Дальний Восток, знает федеральный чиновник, "Роснефть" была против. "Это дорого, и экономический эффект от переезда никто не считал", - пересказывает федеральный чиновник аргументы "Роснефти", похожие слова говорил и менеджмент других госкомпаний.

"Роснефть" - один из крупнейших налогоплательщиков России. По данным самой компании, в 2012-2013 гг. она перечислила в консолидированный бюджет 1,7 трлн и 2,7 трлн руб. соответственно. В 2012 г. только налога на прибыль ею заплачено 95 млрд. руб., данных за 2013 г. пока нет.

Доходы региона, в который переедет "Роснефть", увеличатся, но не за счет налога на прибыль - он и так распределяется по регионам равномерно, объясняет чиновник Минфина. Рост обеспечат поступления налога на доход физических лиц, полагает он: в центральном аппарате "Роснефти" очень высокие зарплаты и премии. В 2012 г. "Роснефть" выплатила (с учетом НДФЛ и страховых вносов) основному управленческому персоналу 9,1 млрд. руб. Выплаты (также с учетом НДФЛ и взносов) членам совета директоров и топ-менеджерам "Газпрома" в том же году составили 1,6 млрд. руб.

Трутнев пока не показывал список Путину и Медведеву, говорит сотрудник аппарата правительства. Сегодня Путин обсудит с членами правительства развитие Дальнего Востока, сообщила пресс-служба президента. Будут ли там обсуждать переезд госкомпаний, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не говорит. Представители Медведева, первого зампреда правительства Игоря Шувалова (курирует госимущество) и зампреда Аркадия Дворковича (отвечает за ТЭК) от комментариев отказались. Представитель "Роснефти" Михаил Леонтьев на звонки не отвечал.

Если будет принято решение о переезде на Дальний Восток, большинство сотрудников "Роснефти" уволятся, несмотря на хорошие оклады и социальный пакет, уверен один из сотрудников компании. 80% откажутся переезжать, согласен бывший работник "Роснефти": кто-то по семейным обстоятельствам, другие не захотят уезжать так далеко. "Что говорить про Дальний Восток, если "Газпром нефть" перевозит центральный аппарат в Санкт-Петербург и столкнулась с оттоком кадров?" - рассуждает собеседник "Ведомостей".

С учетом новых правил уплаты налога на прибыль крупными холдингами фискальный эффект от переезда госкомпаний будет небольшим, говорит Карен Вартапетов из Standard & Poor"s. Экономический эффект найти еще сложнее, полагает он: "Разве что кратковременный всплеск на рынке недвижимости - переехавшим надо где-то жить".

Формат переезда каждой госкомпании, в том числе "Роснефти", может обсуждаться, успокаивает знакомый Трутнева. Переезд центрального аппарата возможен при соблюдении трех условий: расходы не будут огромными, не ухудшится управляемость компанией и - главное - у нее есть интересы на Дальнем Востоке. Кроме того, вместо переезда возможно создание исследовательских центров на Дальнем Востоке под проекты, которые госкомпания реализует в регионе.

В последние годы Дальний Восток становится одним из главных центров деятельности "Роснефти". Компания имеет долгосрочные контракты на поставку больших объемов нефти в Китай и думает об экспорте в Индию. Ей принадлежит 20% в нефтегазовом проекте "Сахалин-1", на базе которого она совместно с ExxonMobil планирует строительство завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) мощностью до 10 млн. тонн в год - для поставок в азиатские страны. Кроме того, "Роснефть" планирует построить в Приморском крае крупный нефтехимический комплекс, на котором будет перерабатывать до 30 млн. тонн в год. Она владеет перспективными нефтегазовыми участками и месторождениями на шельфе Охотского моря и в Восточной Сибири, на которые делает большую ставку в росте добычи нефти и газа.

Создание на Дальнем Востоке центров исследований даст региону больше, чем переезд административных кадров, уверен содиректор Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков: "Перевозить нужно не людей, а компетенции, необходимые для крупных проектов". Нужно привлекать не только российские, но и зарубежные кадры из аналогичных центров в Корее, Японии, Китае, Сингапуре. Такое сотрудничество в энергетике, добыче ресурсов, судостроении и авиации будет эффективным, уверен Песков, по заказу "Роснефти" во Владивостоке уже ведутся исследования о разработке шельфа и в интересах компании развивать это направление.

Как платит налоги "Роснефть"

"Роснефть" платит налог на прибыль по правилу консолидированной группы налогоплательщиков. Налог берется с прибыли материнской, дочерней и прочих зависимых компаний, а полученный доход распределяется по регионам пропорционально численности, фонду оплаты труда и мощностям предприятий "Роснефти" в них. При переезде компании потери московского бюджета и дополнительные доходы региона, где "Роснефть" зарегистрируется, будут небольшими - в пределах нескольких миллиардов рублей, говорит источник, близкий к компании.

Где работают и платят налоги госкомпании

Место регистрации

Месторасположение центрального офиса

Роснефть

Русзидро

Красноярск

"РЖД"

Транснефть

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК)

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК)

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

Интер РАО

Аэрофлот

Ростелеком

Санкт-Петербург

Совкомфлот

Санкт-Петербург

Объединенная зерновая компания (ОЗК)

Республика Саха (Якутия), г. Мирный

rusanalit : Огромное спасибо всем, кто исправлял и корректировал мой текст про "Газпром". Газпром дотирует Россию? Ничего подобного! В итоге я написал его практически заново.

Отказался, например, от 2005 года и пересчитал все в 2008. Вышло очень интересно. Например оказалось, что

Уплатив в 2008 году 685 млрд. рублей налогов, "Газпром" получил от бюджета дотаций - за счет заниженных вывозной пошлины и НДПИ - на 650 млрд. рублей .

Т.е. по сути "Газпром" вообще не платит налогов! Интересно, опубликует ли его "Слон".

так как жж русаналита удалён, полную статью выкладываю ниже

ГАЗПРОМ ДОТИРУЕТ РОССИЮ? НЕТ - РОССИЯ ДОТИРУЕТ «ГАЗПРОМ»! «

Совокупная экспортная мощность газопроводной системы через которую возможно прокачивать на экспорт газ «Газпрома» (без Казахстана, Армении и Грузии) составляет:

1. Украинское направление:

143,5 млрд. кубов - чистый возможный экспорт (формально он больше, до 179 млрд. кубов - но для этого надо вложить существенные средства в модернизацию ГТС Украины).

2. Белорусское направление:

35 млрд. кубов - чистый возможный экспорт (вкл. «Ямал-Европа»)

3. Турецкое направление («Голубой поток»):

16 млрд. кубов - чистый возможный экспорт

4. Латвийское направление:

2 млрд. кубов - чистый возможный экспорт

5. Финское направление

7 млрд. кубов - чистый возможный экспорт

Итого, совокупно по всем пяти направлениям чистого возможного экспорта за пределы б. СССР (в европейском и турецком направлениях): 203,5 млрд. кубов .

В 2008 году транзит российского газа через территорию Украины составил 119,6 млрд. кубов. Через Беларусь - 51,4 млрд. кубов. По «Голубому потоку» - 10 млрд. кубов. В Латвию - 0,7 млрд. кубов. В Финляндию - 4,9 млрд. кубов.

Итого: 186,6 млрд. кубов . При пропускной мощности в 203,5 млрд. кубов.

Вывод № 1: свободных экспортных мощностей у «Газпрома» в 2008 году было на 17 млрд. кубов газа (округлим в пользу «Газпрома»).

Именно столько в 2008 году «Газпром» мог поставить на экспорт дополнительно, сняв их с внутреннего российского рынка, куда он поставил в том году 287 млрд. кубов газа. И тут первая обманка от «Газпрома» - он то повышает цены на все 287 млрд. кубов газа (точнее, с учетом того, что население и ЖКХ потребляют 27% газа - на 209 млрд. кубов), идущих на рынок России - забывая, что на деле может экспортировать не более 9% этого обьема. На большее не хватает транспортных мощностей.

Совокупное потребление газа Европой (вкл. Турцию) в 2008 году составило 550,6 млрд. кубов. Теперь представим, что «Газпром» задался целью продать на этом рынке те самые снятые с внутрироссийского рынка 17,8 млрд. кубов газа. Считаем: 17 млрд. кубов газа составляют 3,1% совокупного европейского потребления газа. Продать их на этом вполне обеспеченном газом рынке можно только заместив своим газом чей-то чужой, который оттуда уходить вовсе не желает. Как вытолкнуть чужой газ с европейского рынка? Только понижая цены на свой газ - т.е. через демпинг. Но и другие продавцы газа, желая удержать за собой рынок, будут демпинговать. С другой стороны - что такое для европейского рынка 3,1%? А вот смотрим и видим: Катару, чтобы протолкнуть в 2009 году на европейский рынок 30 млрд. кубов газа (Катар поставляет сжиженный природный газ, но мы пересчитали его в эквивалент просто природного) пришлось продавать их более чем вдвое ниже газпромовской цены, в среднем по 130-150 долларов за 1000 кубов.

Момент нежелания Европы увеличивать зависимость от поставок газа из России можно опустить - думается, получив значительную скидку по цене, она пережила бы рост доли российского газа впотреблении с 32% до 35%.

Но будем считать, что «Газпрому» удалось бы продать в Европе эти 17 млрд. кубов газа без всяких скидок. Т.е. по 308 долларов за 1000 кубов (расчет приведен ниже). Таким образом, он бы выручил от продажи этого дополнительного объема 5,2 млрд. долларов . И это и есть - но только в первом приближении - размер дотации «Газпрома» российской экономике.

Почему в первом приближении? А потому что у «Газпрома» есть есть еще одна не то чтобы тайна, но факт, который он предпочитает не афишировать - налоговые дотации со стороны бюджета, в первую очередь за счет заниженной (против нефтяного аналога) ставки НДПИ и заниженных вывозных пошлин. Посчитаем?

ВЫВОЗНАЯ ПОШЛИНА

Поскольку экспортная цена на газ формируется по формуле, базирующейся на цене на нефть примерно 9-месячной давности, то большая часть среднегодовой экспортной цены газа в 2008 году сформирована ценой на нефть прошлого, 2007 года. Потому в своем расчете мы будем рассматривать цену на газ 2008 года и цену на нефть 2007 года.

При среднегодовой цене на нефть сорта Urals в 69,3 доллара за баррель (2007г.), цена тонны экспортированной нефти этого базового для российского экспорта сорта в 2007 году составила 505 долларов.

Доля таможенной пошлины в ней (расчитано по формуле Минфина)
29,2+(7,3*(69,3-25))*65%= 239,5 долларов.

Согласно собственным данным «Газпрома», объем продаж газа в страны Европы в 2008 г. составила 184,4 млрд куб. м газа. Выручка от реализации газа в страны Европы в 2008 г. составила 1430,5 млрд руб. Таким образом, 1000 кубов газа продавалось Газпромом в 2008 году в Европу по цене в 7770 рублей. Среднегодовой курс рубля в 2008 году составил около 25 рублей за доллар. Таким образом, стоимость 1000 кубов газа составила 308 долларов. Или 61% от стоимости тонны нефти в 2007 году .

По логике вывозная пошлина на 1000 кубов газа должна составлять те же 61% от вывозной пошлины на нефть или 146 долларов долларов ($239,5*61%).

Согласно Приказа ГТК РФ от 11 декабря 2003 г. N 1431 (во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 19.08.2003 N 507) с 1 января 2004 года применяется ставка вывозной таможенной пошлины на газ природный в газообразном состоянии, вывозимый с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, в размере 30 процентов от таможенной стоимости,

Таким образом, при среднегодовой цене на экспортируемый в Европу газ в 308 долларов за 1000 кубов ставка вывозной пошлины составляет 92,4 доллара. Как мы высчитали выше «равновесная» с нефтью ставка экспортной пошлины на газ должна составлять 146 долларов. Т.е. дотация со стороны бюджета РФ в пользу «Газпрома» при экспорте тем в 2008 году в страны дальнего зарубежья 184,4 млрд. кубов газа составила: 184,4млрд./1000*(146-92)=9,9 млрд. долларов .

НДПИ.

В 2007 году в России добыто 492 млн. тонн нефти (и газового конденсата). Поступления от НДПИ на нефть составили в том же году 1,017 трлн. руб. Таким образом, средневзвешенная ставка НДПИ составила 2067 рублей за тонну нефти.

61% от 2067 рублей составляет 1261 руб - именно такой НДПИ с 1000 кубов экспортированного в дальнее зарубежье газа должен был заплатить Газпром при равном налогообложении с нефтяной отраслью. В реальности же ставка НДПИ составила 147 рублей.

Т.е. дотация со стороны бюджета РФ в пользу «Газпрома» при экспорте тем в 2008 году в страны дальнего зарубежья 184,4 млрд. кубов газа составила: 184,4млрд./1000*(2061-147)=353 млрд. руб. или 16,1 млрд. долларов

Вывод: совокупная дотация в пользу «Газпрома» со стороны бюджета РФ за счет заниженных вывозных пошлин и заниженного НДПИ составила 26 млрд. долларов.

Чистая прибыль "Газпрома" в 2008 году составила 771,38 миллиарда рублей или около 31 млрд. долларов. Таким образом, прибыль «Газпрома» до обложения налогом на прибыль составила 1,014 трлн. рублей. Из которых 650 млрд. руб. ($26млрд.*25руб.) - это дотация со стороны бюджета РФ. Таким образом «грязная» прибыль «Газпрома» в 2008 году на 65% сформирована за счет дотации со стороны бюджета РФ.

Запомните это - если бы «Газпром» платил вывозные пошлины и НДПИ на равных с нефтяниками условиях, то его прибыль была бы в 3 раза меньше, а доходы бюджета РФ - на 650 млрд. рублей больше.

Теперь вспомним, что «Газпром» в идеальном для него случае мог бы экспортировать по свободным газопроводным мощностям 17 млрд. кубов газа на сумму в 5,1 млрд. долларов. Из них вывозная пошлина составила бы 30% или 1,5 млрд. долларов. Т.е. от продажи этого объема «Газпром» выручил бы 3,6 млрд. долл., (с которых «по уму» надо бы еще снять расходы на транзит). При этом он вовсе не подарил эти 17 млрд. кубов,а продал их на внутрироссийском рынке по цене в 1652,8 рубля за 1000 кубов (за вычетом НДС и акциза). Или по 66 долларов, выручив таким образом «чистых» $66*17,8млрд./1000=1,1 млрд. долларов.

Т.е. отказавшись от экспорта в пользу российского рынка «Газпром» недополучил $3,6млрд.-$1,1млрд.=$2,5м лрд. долларов.

Но как мы помним, налогов он недоплатил аж на $26 млрд. долларов! Т.е. в 10 раз больше!

Вывод: в 2008 году чистая дотацию бюджета РФ в пользу «Газпрома» составила 23,5 млрд. долларов.

Так что, как мы с вами видим - не «Газпром» дотирует российскую экономику, а все с точностью «до наоборот» - бюджет России на огромную сумму дотирует «Газпром». Но при этом «Газпром» собирается поднять цены в России в разы, аргументируя это тем, что он «дотирует» поставки на внутренний рынок. Т.е. он хочет не только получать огромные дотации из бюджета страны, но и еще получать с России дополнительные огромные деньги - как минимум 418 млрд. рублей в год (расчет ниже).

В 2008 г. Газпром заплатил налогов- 685,8 млрд руб. Бюджет РФ дотировал «Газпром» в 2008 году по вывозной пошлине и НДПИ на 650 млрд. руб. ($26млрд.*25руб.).

Как мы видим из таблицы внизу, в 2008 году цены газ в СНГ и Балтии были на 2000 рублей выше внутрироссийских. С учетом того, что поставка «Газпрома» агентам экономики (т.е. за вычетом потребления газа населением) составила в этом году 209 млрд. кубов газа, «Газпром» считает, что его потери составили 418 млрд. рублей и именно этим аргументирует повышение цен на газ для России в разы. 418 млрд. руб. - это 14 миллиардов долларов по текушему курсу. Именно столько «Газпром» желает выручать ежегодно дополнительно с экономики России за счет повышения цены на газ. И то в том случае, если базой для подьема цен будут цены стран СНГ и Балтии, которые в два с лишним раза ниже цен для дальнего зарубежья.

Средняя цена реализации газа (за вычетом НДС, акциза и таможенных пошлин) , руб. за 1 000 куб. м. :

Направление/Год

2007

2008

Россия

1301,1

1652,8

Дальнее
зарубежье

5181,9

7757

СНГ и Балтия

2672,9

3693,9

Но - как бы там ни было, имеет ли «Газпром» возможность продать все поставляемые в Россию 209 млрд. кубов газа на экспорт или нет, продаст он их по ценам долгосрочных контрактов или по значительно более низким - «Газпром» имеет полное право заявить:

если российские предприятия смогут покупать газ по выросшим в разы «равнодоходным» ценам, значит все правильно - ибо это рыночные цены.

Имеет полное право? Как бы не так. Потому что это будет покупка «с пистолетом у виска» - в условиях практически полной монополии «Газпрома» потребители не имеют свободы выбора, отсутствует главная составляющая - конкуренция среди поставщиков. Для того чтобы цена поставки газа на внутренний рынок России была действительно рыночной, свой газ потребителю должны предлагать несколько конкурирующих за деньги потребителя поставщиков.Нет конкуренции - нет рыночной цены.

Давайте поймем - с повышением цен на поставляемый на внутрироссийский рынок газ, «Газпром» теряет единственное обоснование своего сохранения как единой компании, как монополии . Если, конечно, вы считаете, что интересы российской экономики выше интересов отдельно взятой компании. Ведь экспорт газа может - как, скажем, то делает «Росвооружение» в сфере экспорта оружия - осуществлять единый госпосредник - чтобы избежать ситуации в которой добываемый несколькими российскими компаниями газ будет конкурировать на европейском рынке сам с собой.

Так что если «Газпром» желает повысить цены для России до «равновесных» с Европой - то «Газпром» должен быть разделен на несколько (не больше трех, чтоб не терять эффекта масштаба) частей, «труба» выведена в отдельную госкомпанию «Трансгаз» (по аналогии с «Транснефтью»), а экспорт газа должен осуществлять единый госпосредник. А главное - «Газпром» (точнее - компании на которые он будет разделен) должны в полном объеме платить налоги в российский бюджет, отказавшись от дотирования по вывозной пошлине и НДПИ.


ПС. И последнее - сам только что заметил.
Итак,
- как видно из таблички, разница в цене поставленного на российский рынок и рынок стран Балтии и СНГ газа составляет 3693,9-1652,8=2041,1 рубль на 1000 кубов газа
- 23,5 млрд. долларов дотации бюджета РФ "Газпрому" в 2008 году по среднегодовому курсу в 25 рублей за доллар это 587,5 млрд. рублей
- на российский рынок в 2008 году "Газпром" поставил 287 млрд. кубов газа
Расчет: 287млрд./1000*2041,1=585,8 млрд. руб .

Т.е. на рынок России в 2008 году - с учетом дотации со стороны бюджета РФ - "Газпром" поставлял газ ровно по той же цене, по какой он это делал и странам Балтии и СНГ.

А то, что расчет сошелся практически "рубль в рубль" говорит о том, что существует договоренность между "Газпромом" и властями России по тому, что реальная цена поставляемого на российский рынок газа должна быть равна поставкам на рынок стран Балтии и СНГ.


Примечание. Все данные - кроме собственных расчетов автора - взяты с сайта "Газпрома":
http://www.gazpromquestio ns.ru/index.php?id=34 (внешние рынки)
http://www.gazpromquestio ns.ru/index.php?id=35 (российский рынок)
+
http://www.eegas.com/fsu_ r.htm (система экспортных газопроводов)

Почему рост налогов в России в первую очередь затронул граждан, а не крупные компании и банки

Россияне платят «за газ» еще и налоги

В отличие от крупных компаний, у граждан и малого бизнеса нет возможности повлиять на правительство. Поэтому в кризис они получили рост налогов вместо фискальных послаблений.

Налоговые маневры: пока на словах

В последние недели вновь получила развитие дискуссия о повышении НДФЛ. Правительство обсуждает возможность увеличения ставки подоходного налога с 13% до 15% и введения необлагаемого минимума, заявил в конце марта, вскоре после президентских выборов, вице-премьер Аркадий Дворкович. Решение по этому вопросу пока не принято: против дифференциации НДФЛ не единожды выступал министр финансов Антон Силуанов, полагающий, что это повысит риски ухода от его уплаты. О сложностях администрирования подоходного налога в случае отказа от унифицированной ставки говорит и премьер Дмитрий Медведев, в ходе недавнего отчета о работе правительства в Госдуме напомнивший, что в 1990-е годы прогрессивная шкала приводила к росту теневого сектора.

Предложение повысить НДФЛ возникло как альтернатива налоговому маневру 22/22, в рамках которого были бы до 22% повышен НДС и понижена совокупная ставка страховых взносов (с нынешних 18% и 30% соответственно). Однако такой маневр с неизбежностью отразился бы на ценах и инфляции, которую лишь в прошлом году впервые с момента перехода к рынку удалось снизить до уровня развитых стран (2,5%). А потому такая идея была на время отложена. Под вопросом пока находится и налоговый маневр в нефтяной отрасли: Минфин хочет уже с 2019 года резко повысить НДПИ в обмен на обнуление экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, тем самым расширив базу для налогообложения - налог на добычу платят все участники отрасли, вне зависимости от объемов экспорта. Однако против выступают нефтяные компании, у которых из-за маневра снизится рентабельность нефтепереработки: в России цена нефти рассчитывается по экспортному нетбэку, а потому снижение пошлин приведет к удорожанию сырья для НПЗ.

Льготы для «национальных достояний»

Извлечь дополнительные бюджетные доходы можно было бы за счет повышения дивидендных отчислений государственных компаний. Однако вместо 50% чистой прибыли по МСФО, на которых настаивает Минфин, «Газпром» в прошлом году направил на дивиденды лишь 20% (190,3 млрд рублей из 951,6 млрд), а «Роснефть» - 35% (63,4 млрд рублейз 181 млрд). При этом нефтегазовые мейджоры раз за разом добиваются от правительства налоговых льгот для инвестиционных проектов.

Так, «Газпром» до 2035 года освобожден от налога на имущество с объектов газопровода «Сила Сибири», базой для которого послужит Чаяндинское месторождение Якутии - в первые 15 лет добычи компания не будет уплачивать с него НДПИ. В свою очередь, «Роснефть» получила льготу по НДПИ для Самотлорского месторождения, из-за чего в ближайшие десять лет, по оценке Минфина, бюджет будет ежегодно недополучать 35 млрд рублей. Фискальные послабления установлены и для проекта «Новатэка» «Ямал СПГ», в первые 12 лет реализации которого будут действовать нулевые ставки налога на имущества и НДПИ для газа с Южно-Тамбейского месторождения, а также сниженная ставка налога на прибыль - 13,5% вместо 18%. Сюда же относятся и нулевые пошлины на экспорт сжиженного газа, которыми пользуются все участники отрасли.

Помимо налоговых льгот, крупные компании получают прямые государственные субсидии. Например, в 2014-2015 годах правительство согласилось предоставить из Фонда национального благосостояния (ФНБ) 1,75 млрд долларов Сибуру» и 150 млрд рублей «Новатэку» на проекты «Запсибнефтехим» и «Ямал СПГ» соответственно. Строительство «Запсибнефтехима» в том числе ведется за счет средств «Внешэкономбанка» (ВЭБа), на счетах которого к концу прошлого года было размещено 575,3 млрд рублей из ФНБ. Средства фонда также были использованы для покупки привилегированных акций ВТБ, Россельхозбанка и Газпромбанка на общую сумму 279 млрд рублей.

Как следствие, к сегодняшнему дню ФНБ ликвиден лишь чуть более чем наполовину: из 3,773 трлн рублей правительству доступны 2,235 трлн, согласно оценке экономиста Кирилла Тремасова.

Богатые компании платят меньше, бедные граждане - больше

На фоне льгот и субсидий для крупного бизнеса особенно заметен рост налогов для граждан, а также для мелких и средних предпринимателей - как на региональном уровне, так и на федеральном. В 2015 году налог на имущество стал рассчитываться по кадастровой стоимости, а не по инвентаризации, как это было ранее. Тогда же был введен торговый сбор и плата с грузовиков массой свыше 12 тонн (система «Платон»), а с нынешнего года в Крыму, Краснодарском, Алтайском и Ставропольском краях действует курортный сбор.

С 1 января 2018 года освобождение от НДС не действует для сельхозпроизводителей, уплачивающих единый сельхозналог (ЕСХН) и имеющих годовой доход свыше 100 млн рублей - к 2022 году за счет ежегодного снижения на 10 млн рублей эта планка опустится до 60 млн.

Растут и неналоговые выплаты: например, в Москве с 2014 года территория платной парковки действует не только внутри Бульварного кольца, но и внутри Третьего транспортного.

При этом федеральное правительство, помимо повышения НДФЛ, обсуждает способы увеличения доли самозанятых, исправно уплачивающих налоги, - для этого, возможно, будет создано мобильное приложение, через которое блогеры и репетиторы будут напрямую взаимодействовать с Федеральной налоговой службой (ФНС). В докризисный период это могло бы стать одним из решений на пути вывода самозанятых из «тени», однако в кризис логичнее было бы продлить для них налоговые каникулы, срок действия которых истекает в нынешнем году.

Оправданной была бы и полная отмена налогов на совокупный доход, которые установлены для малого бизнеса (ЕСНХ, налог на вмененный доход, упрощенная система налогообложения и др.): в 2016 году, по данным Федерального казначейства, на их долю пришлось лишь 0,8% доходов консолидированного бюджета - 23,3 млрд рублей из 28,2 трлн.

Однако этих мер нет в повестке правительства, которое, наоборот, повышает налоговую нагрузку вопреки мораторию, объявленному в 2014 году. Слабым утешением служит тот факт, что рост налогов был характерен и для кризисов недавнего российского прошлого. Так, в 1992 году правительство Гайдара установило НДС со ставкой 28%, а также прогрессивный НДФЛ с диапазоном от 12% до 40% в зависимости от величины дохода налогоплательщика. В свою очередь, в кризисном 1998 году был внедрен налог с продаж вопреки сопротивлению Думы, которая первоначально это предложение отвергла. Тяжелый бюджетный кризис 1990-х доказал ошибочность этих решений: выйти из него удалось только в первой половине 2000-х, когда правительство унифицировало НДФЛ (13%), снизило НДС (сначала до 20%, а потом до 18%) и отменило налог с продаж.

Однако в годы реформ это были во многом вынужденные ошибки: в 1992 году в Европе не было стран, где бы действовал плоский подоходный налог, который в то время выглядел экзотикой. Первой на его внедрение пошла Эстония, сделавшая это в 1994 году. Прогрессивная шкала тогда была чем-то само собой разумеющимся, а высокий НДС должен был позволить мобилизовать бюджетные доходы и снизить бюджетный дефицит, который в 1991 году, по оценке Всемирного банка, достиг 30,9% ВВП.

В 1998 году обязательства по повышению налогов российское правительство брало перед МВФ, чтобы претендовать на получение помощи, которая помогла бы уйти от дефолта: тот же налог с продаж был одобрен Думой в июле 1998-го, всего за несколько дней до того, как МВФ согласился предоставить России транш на 4,8 млрд долларов.

Нынешний же рост налогов связан с тем, что у граждан нет каналов влияния на правительство - в отличие от крупных компаний, которые напрямую лоббируют для себя льготы и прямые субсидии. Вот почему корпоративные налоги сегодня зачастую снижаются, тогда как налоги для физлиц и малого бизнеса, наоборот, растут. Это в том числе привело к спаду реальных доходов, которые по итогам прошлого года снизились четвертый год подряд (на 1,7%, согласно данным Росстата). Однако столь длительное падение пока не заставило правительство изменить конфигурацию налоговой политики. И это, пожалуй, еще бо льшая проблема, чем рост налогов сам по себе.

Зелимхан МУНАЕВ, управляющий партнер QBF, для Banki.ru

«Газпром» добывает газ и нефть - за это компания платит налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ ). В налоговом кодексе прописана формула - по ней «Газпром» платит этот налог. В формуле несколько коэффициентов.

Сергей Шаболкин

частный инвестор

5 июля Госдума приняла законопроект , в котором увеличила один из коэффициентов для расчета налога. Если «Газпром» продолжит добывать газ и газовый конденсат на прежнем уровне, а цена на нефть не изменится, сумма налога увеличится.

Почему повысили коэффициент для «Газпрома»

Дивиденды «Газпрома» нужны правительству, чтобы реализовывать государственные программы. Так как правительственные структуры - держатели большого пакета акций, они могли бы внести новых кандидатов в совет директоров - новые кандидаты принимали бы решения, которые требует акционер компании. Но чиновники решили получить деньги с помощью законодательства, а не корпоративного управления.

Как это повлияет на прибыль

На конечный размер НДПИ влияет не только повышенный коэффициент на добычу: в формуле для расчета НДПИ учитывается цена нефти марки Urals. Дороже нефть - больше налогов.

В 4 квартале 2017 года нефть Urals стоила приблизительно 57,12 доллара за баррель, а 9 июля 2018 года - 75,23 доллара. Если нефть останется такой же дорогой, то «Газпром» заплатит значительно больше налогов, чем в 2017 году.

Руководство «Газпрома» ежегодно направляет на дивиденды от 17,5% до 35% прибыли на дивиденды. С одной стороны, государство рассчитывает на 50% прибыли. С другой - государство так и так получит дополнительные деньги за счет налогов. Будут ли теперь давить на «Газпром», чтобы платили 50% прибыли - непонятно.

Как это повлияет на другие нефтегазовые компании

Никак. Госдума увеличила коэффициент для компаний, участвующих в единой системе газоснабжения (ЕСГ ), «Газпром» в их числе. ЕСГ - это система труб, по которым транспортируют и хранят газ.

Что дальше

Повышенный коэффициент будет действовать с 1 сентября по 31 декабря 2018 года. В следующем году правительство будет обсуждать дивидендную политику «Газпрома». Если государство не договорится с компанией - возможно дальнейшее повышение коэффициента на добычу. Короче, у «Газпрома» статус «все сложно».

Повышение НДС вернуло нас к дискуссии о том, сколько налогов платят рядовые россияне государству. Государственная пропаганда традиционно исходит из двух тезисов - (1) граждане у нас платят мизерные налоги, а основную нагрузку по содержанию бюджета несут наши «кормильцы» - крупные корпорации, и (2) ставка НДС - это проблема бизнеса, граждан напрямую она не касается. Давайте разберемся, насколько это соответствует действительности.

Вынужден огорчить российские власти: достаточно взглянуть на данные федерального казначейства об итогах наполнения консолидированного бюджета , чтобы понять, что основные доходы государству дают именно налоги, собираемые с граждан. В их числе - не только налоги, которые граждане платят напрямую (НДФЛ, налог на имущество и транспортный налог для физлиц), но и налоги, заложенные в цены товаров и услуг (НДС, акцизы, пошлины на импортные товары, налоги на малый бизнес - вмененка, УСН), а также пресловутые страховые взносы на фонд оплаты труда (которые идут в Пенсионный фонд, медстрах и соцстрах).

Вне зависимости от юридических наслоений, страховые взносы - налог, который начисляется на нас, граждан

Да, формально взносы на фонд оплаты труда платит работодатель, и к гражданам они вроде как отношения не имеют. Но это только формально: достаточно взглянуть в любую отчетность компаний, чтобы увидеть, что страховые взносы на зарплату включаются в статью «Оплата труда» и рассматриваются вне отрыва от наших зарплат - просто это часть фонда оплаты труда, которая идет не работнику, а государству. Решения о начислении уровня зарплат и создании рабочих мест принимаются работодателями исходя из того, что страховые взносы на фонд оплаты труда - такая же часть трудовых выплат, как и, собственно, зарплата. То есть вне зависимости от юридических наслоений, страховые взносы - налог, который, по сути, начисляется на нас, граждан.

Так вот, в совокупности все эти виды налогов дали в консолидированный бюджет 2017 года 17,8 трлн руб. В том числе:

Страховые взносы на фонд оплаты труда - 6,5 трлн.;

НДС - 5,2 трлн.;

НДФЛ - 3,3 трлн.;

Акцизы - 1,6 трлн.;

Пошлины на импортные товары - 0,6 трлн.;

Налоги на «совокупный доход» (на малый бизнес - УСН, вмененный налог, торговый сбор) - 0,5 трлн.;

Транспортный налог и налог на имущество физлиц - 0,2 трлн.

А как поживают наши «кормильцы», крупные нефтегазовые гиганты? В 2017 общие сборы нефтегазовых налогов (налог на добычу углеводородного сырья и экспортные пошлины на углеводородное сырье) дали в консолидированный бюджет 5,97 трлн руб.

6 трлн против 18 трлн - таким образом, налоги, которые платим в бюджет мы, граждане (напрямую, в составе цен на товары и услуги, либо в виде начислений на наши зарплаты), втрое превышают нефтегазовые доходы бюджета . Например, крупнейшим источником поступлений в консолидированный бюджет являются вовсе не нефтегазовые налоги - как уже говорилось, 6 трлн руб. в прошлом году - а все те же страховые взносы на зарплату (6,5 трлн.).

Кто здесь настоящий кормилец, скажите, пожалуйста?..

Кстати, интересно в этом плане сказать два слова про «Газпром», который власти любят представлять «кормильцем нации». Согласно годовой отчетности самого «Газпрома», в 2017 году эта компания уплатила государству налогов на 1,8 трлн. рублей. Как уже было упомянуто выше, поступления бюджета от налога на доходы физических лиц в 2017 году - 3,3 трлн. Рублей. Граждане России vs. «Газпром» — 1:0 по показателю вклада в формирование бюджета.

Если поделить все эти налоговые доходы на число населения, то получается, что среднестатистический россиянин в год отдает государству более 120 тысяч рублей , или 10 тысяч в месяц. В том числе (в параметрах 2017 года):

45 тысяч в год страховых взносов на зарплату;

36 тысяч НДС;

22 тысячи НДФЛ;

15 тысяч в виде акцизов на подакцизные товары и пошлин на импортные товары;

3 тысячи в виде налогов на малый бизнес;

и еще примерно полторы тысячи в виде налога на имущество и транспортного налога (те, кто владеет имуществом и транспортными средствами, платят больше, но это средняя цифра по стране с учетом того, что многие россияне таким имуществом не владеют).

Согласитесь, 120 тысяч рублей в год в среднем на одного россиянина - очень внушительная цифра. Конечно же, нам нужно более активно доводить до людей информацию о том, сколько налогов они отдают государству - тогда россияне будут решительнее настроены требовать с властей давать им что-то адекватное взамен. Впрочем, нельзя сказать, что эта информация прям уж скрыта за семью печатями - в любом чеке на покупку товаров вы можете увидеть отдельную строчку с начислением НДС. Просто смотрите на нее внимательнее, там не такие уж маленькие суммы - и в отличие от конкретных товаров, которые вы покупаете и которые приносят вам пользу, польза от перечисления этих денег государству... ну, скажем так, сомнительна (о том, куда тратятся эти деньги, мы поговорим в следующий раз).

При этом налоговая нагрузка в последние годы очень заметно выросла - в отличие от экономики, которая по сути зависла с 2008 года и никакого существенного роста не демонстрирует. Можно спорить о том, вырос ВВП с 2008 года на 3% или снизился на столько же - но совершенно очевидно, что экономика находится примерно на том же уровне и мы просто потеряли эти десять лет для развития (а с учетом последних прогнозов правительства о слабом росте в предстоящие годы — получается, что это были не последние потерянные десять лет).

Не умея обеспечить рост экономики, государство планомерно решает свои проблемы за счет повышения налоговой нагрузки на нас с вами

Но, однако же, лишив нас роста и развития, власти вовсе не остановились в увеличении налогов. Если в 2010 году налоговая нагрузка по четырем крупнейшим налогам, которые так или иначе платит население (страховые взносы на зарплату, НДС, НДФЛ и акцизы) составляла 15,6% ВВП, то в 2017 году - уже 18% ВВП. Наибольший прирост обеспечили страховые взносы на фонд оплаты труда (плюс 1,7% ВВП с 2010 года), акцизы (плюс 0,7% ВВП) и НДС (плюс 0,3% ВВП - прежде всего за счет увеличения собираемости этого налога). То есть получается, что, не умея обеспечить рост экономики, государство планомерно решает свои проблемы за счет повышения налоговой нагрузки на нас с вами. В свою очередь, это неизбежно влечет за собой дальнейшее торможение роста - деньги, которые мы могли бы вкладывать в развитие, вместо этого вкладываются в войну, силовиков, ненужные мосты в никуда, перекладывание плитки на асфальт и асфальта на плитку, и т. д. Экономического роста все это не генерирует, хотя бюджетные инвестиции в последнее десятилетие достигли рекордных значений.

С повышением НДС эта ситуация усугубится. С одной стороны, средний размер уплачиваемого россиянами НДС вырастет с 36 тысяч рублей в год на человека до более 40 тысяч. С другой стороны, торможение роста в 2019 году прямо связано с последствиями повышения НДС - одно потерянное десятилетие без экономического роста плавно переходит во второе.