Федеральные единичные расценки в строительстве. Выбор нормативной базы для составления смет (что использовать ФЕР, ТЕР или ТСН) Что дешевле теры или феры

Чем отличается база ТСН от ФЕР?

Очень часто поступает вопрос о том, чем же отличается база ФЕР от ТСН? Помимо «внешнего» отличия о котором все говорят, есть ещё несколько.

На данный момент существует множество редакций базы ФЕР, но с 28 апреля 2017 года начнет действовать новая нормативная база так называемая «ФЕР редакции 2017 года » (подробнее о приключениях этой базы можно прочитать ) и база ТСН Москва с дополнением 43. .

Начнем с уровня использования нормативной базы.

База ФЕР 2017 используется для расчета смет с привлечением средств федерального бюджета, а база ТСН - для средств регионального бюджета г.Москва, но обе базы не имеют ограничения на использование для составления коммерческих смет. Разработчики нормативных баз так же разные, информацию о вводе в действие данных нормативов можно найти в реестре на сайте .

Обратимся к ее внешнему виду:

Так выглядит база ФЕР. Мы видим «привычные глазу» шифры расценок.

И совсем отличный от него шифр расценок ТСН Москва, содержащий номер главы (первая цифра до точки).


Исходя из разницы шифров можно сделать вывод о невозможности автоматического пересчета из одной базы в другую.

Как мы видим, состав строительных работ примерно одинаков судя по оглавлению, но это не значит, что стоимости будут так же одинаковы. Но нормы трудозатрат, стоимости работ в базовом и текущем уровне отличаются очень существенно. Кроме этого в самой базе ТСН-Москва существуют расценки, отсутствующие в базе ФЕР, примером может служить следующий скриншот – расценки на оформлению города.


Также в нормативной базе ТСН Москва существуют отдельные сборники в текущем уровне цен.


Хотелось бы так же отметить «открытые расценки» в базе ТСН Москва – неучтенные ресурсы в данной базе отображаются с кодом ОКП.

ОКП – общероссийский кодификатор продукции. По этому классификатору появляется упрощается выбор материалов, неучтенных в расценке.


Кроме того еще одной отличительной чертой является способ расчета перевозки грузов и строительного мусора. В базе ТСН перевозка мусора и грунта относится на прочие затраты и не попадает в СМР, а в перечне прочих работ и затрат для базы ФЕР перевозки нет, соответственно это СМР.

Расчет перебазировки техники в базе ТСН вынесен отдельными расценками. Тогда как в базе ФЕР - Затраты на перебазирование строительных машин, не учтенные в составе сметных расценок на эксплуатацию строительных машин, учитываются в сметной документации отдельной строкой на основании калькуляций, учитывающих фактические условия перевозки, монтажа и демонтажа машин в соответствии с проектом производства работ.

В случаях, когда отклонения между фактическими затратами на перебазирование строительных машин и механизмов и затратами, предусмотренными в стоимости 1 маш.-ч работы строительных машин превышают 10 %, стоимость затрат по перебазированию строительных машин и механизмов надлежит учитывать непосредственно в локальных сметах, с исключением из стоимости 1 маш.-ч строительных машин сметной стоимости затрат на их перебазирование.

Давайте рассмотрим различие в начислении накладных расходов и сметной прибыли. Для базы ТСН рассчитаны разные НР и СП для ремонтных и строительных работ в текущем уровне цен с учетом всех возможных коэффициентов и содержатся в индексах.


Начисление НР и СП производится раздельно от заработной платы основных рабочих и заработной платы механизаторов.

Накладные расходы и сметную прибыль, исчисляемые от заработной платы рабочих, занятых на основном производстве, следует принимать по нормам, введенным в действие с 01.01.2017 года приказом Москомэкспертизы от 26.12.2016 г. № МКЭ-ОД/16-73.

Накладные расходы и сметная прибыль по эксплуатации строительных машин и механизмов определяются соответственно в размере 98% и 69% от заработной платы, учтенной в статье «Эксплуатация машин». Нормативы НР и СП для зарплаты машинистов одинаковы для всех расценок.


А для базы ФЕР мы используем значение НР и СП из МДС с учетом коэффициентов из писем Минрегиона. Соответсвенно для базы ТСН нет необходимости вычитывать кипы писем про правила начисления, округления и приенения коэффициентов, как в базе ФЕР, что значительно упрощает расчет.

Разъяснения о реформе ценообразования, ТЕРах, ФЕР-2017 и ФГИС

Нам задают много вопросов о проводимой Минстроем РФ реформе ценообразования, правомерности использования территориальных сметно-нормативных баз, разрабатываемой федеральной системе ценообразования в строительстве и др.

К сожалению, полной и точной информации по этим вопросам нет, однако на основании имеющихся документов, сведений с сайта Минстроя РФ, анализа положения дел с территориальными и федеральными сметно-нормативными базами мы можем сделать следующие выводы.

1. Смысл реформы системы ценообразования заключается в переходе на ресурсный метод расчетов, при котором используются только элементные сметные нормы (ГЭСН) и текущие цены ресурсов. Базы ФЕР и ТЕР, а также индексы пересчета в текущий уровень цен к этим базам, использоваться не будут. Соответствующие документы приняты Минстроем в начале 2017 г. и опубликованы на сайте Минстроя и во всех справочно-правовых системах. В указанных документах существенно изменено также понятие сметных цен – они теперь не будут включать транспортные и заготовительно-складские расходы, для составления сметной документации надо будет делать транспортные калькуляции. Для реализации этой реформы предполагается организовать мониторинг цен на строительные ресурсы и транспортные услуги по всем регионам, для чего Минстроем РФ должна быть создана специальная автоматизированная система.

2. В начале октября 2017 г. на сайте Минстроя РФ по адресу https://fgiscs.minstroyrf.ru/ начала работать Государственная федеральная информационная система по ценообразованию в строительстве (ФГИС ЦС). В настоящее время она включает действующую федеральную сметно-нормативную базу (только ГЭСН, ФЕР не публикуются, а также укрупненные нормативы цены строительства НЦС) и связанные с ней нормативные документы, каталог строительных ресурсов (без базовых и текущих цен), раздел мониторинга цен ресурсов, в котором должны регистрироваться организации – производители строительной продукции и вводить текущие цены на свою продукцию. На 20.11.2017 в разделе мониторинга текущих цен есть список зарегистрировавшихся организаций, однако собственно текущих цен нет – в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. №1452 сметные цены, определенные по результатам мониторинга цен строительных ресурсов, будут опубликованы 15 декабря 2017 г.

Опубликованные в ФГИС ЦС ГЭСН и каталог ресурсов в точности соответствуют используемой в настоящее время ФСНБ в редакции 2017 г., то есть очевидно, что именно эта база положена в основу проводимой реформы ценообразования.

На совещании, проведенном Минстроем 16.11.2017 для субъектов ЦФО и СЗФО, руководство Минстроя призывало активнее наполнять базу текущих цен строительных ресурсов, однако учитывая, что необходимы десятки тысяч цен по каждому региону, есть все основания полагать, что за прошедшие с момента запуска ФГИС ЦС 2.5 месяца степень заполнения базы текущих цен не будет достаточной для разработки сметной документации по всем регионам.

3. Законом от 26.07.2017 191-ФЗ были приняты поправки в Градостроительный Кодекс РФ. В частности, в статье 3 закона говорится:

"Сметные нормативы (за исключением укрупненных нормативов цены строительства), расценки, цены, методические и другие документы в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые включены в федеральный реестр сметных нормативов до 30 сентября 2017 года или которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 3 июля 2016 года, применяются до даты, по состоянию на которую обеспечивается одновременное выполнение следующих условий:

1) включение сведений о соответствующих сметных нормативах, утвержденных в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), в федеральный реестр сметных нормативов в установленном порядке;

2) введение в действие указанных в пункте 1 настоящей части сметных нормативов;

3) размещение в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве сметных цен строительных ресурсов, определенных в соответствии с частью 5 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона)."

Из этого следует, что используемые в настоящее время территориальные базы будут действовать до тех пор, пока в рамках ФГИС ЦС не будет накоплена информация по ценам ресурсов по данному региону, достаточная для составления сметной документации.

4. По имеющейся информации для пилотного запуска новой системы ценообразования будет выбрано 2-3 региона (назывались Башкортостан и Татарстан, однако ситуация может измениться в зависимости от состояния мониторинга текущих цен на 15.12.2017 г.) . Остальные регионы будут пока работать по старым методикам.

5. Часть разработчиков сметных программ готовы к использованию ресурсного метода расчетов, включая составление транспортных калькуляций. Пока не определены правила получения разработчиками сметных программ информации о текущих ценах из ФГИС ЦС, однако все технические и организационные вопросы могут быть решены.

Мы рекомендуем сметчикам продолжать нормальную работу и следить за нашей рассылкой . Обязательно поможем с выбором сметной программы, полностью поддерживающей нововведения и ресурсный метод расчёта (для многих клиентов он в новинку).

По материалам информирования компании НТЦ "Гектор".

О последнем дополнении 2 к ФЕР-2017, комментариях о его применении читайте

Экономический кризис 2008 года в России затронул многие сферы деятельности, но строительную индустрию в большей степени. Большинство объектов, строившихся или ремонтировавшихся за счет коммерческих источников финансирования из-за отсутствия денег просто вынуждены были остановиться и в лучшем случае законсервироваться.

Но, строительство полностью не остановилось, государственный и муниципальные бюджеты хоть и в меньшем масштабе, чем ранее, но все продолжают выделять лимиты на строительство и ремонт. В связи с этим подрядные организации ранее работавшие только с коммерческими деньгами обратили свои взоры на государственные и муниципальные объекты, ведь выживать то как-то надо.

Привыкшие практически к полному отсутствию серьезного контроля за расходованием денежных средств на производство строительно-монтажных работ со стороны коммерческих заказчиков подрядчики были неприятно удивлены достаточно жестким упорядоченным контролем со стороны государственных и муниципальных заказчиков. Для многих стало открытием, что перед началом работы необходимо составлять настоящую реальную смету с указанием стоимостей материалов, работ, эксплуатации машин и механизмов и что еще более неожиданное в соответствии с этой сметой и осуществляется финансирование всех работ и отчитываться придется по полной.

Многим подрядчикам, работавшим на строительном рынке уже несколько лет пришлось разбираться, что такое строительные расценки, индексы удорожания стоимости, нормативные базы и многое другое. В связи с этим хотелось бы немного остановиться на выборе нормативной базы для расчета стоимости строительной продукции, что это такое и с чем их едят.

Итак, нормативная база сметных расчётов - это большое количество единичных расценок объединенных между собой в сборники в соответствии с их видом.

☛ Единичные расценки это совокупность ресурсов в денежном выражении (заработная плата, эксплуатация машин и механизмов, материалы и оборудование), которые необходимы для выполнения того или иного вида работ.

Единичные расценки как было сказано выше объединяются в сборники в зависимости от их вида. Сборники бывают на строительные работы, на ремонтные работы, на монтажные работы, пусконаладочные, а также на техническое обслуживание и благоустройство. Все расценки разрабатываются в базисном уровне цен (по состоянию на 1 января 2000 года) и являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории Российской Федерации.

В свою очередь сборники расценок на строительные (ремонтные) работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы по уровню применения подразделяются на федеральные (ФЕР), территориальные (ТЕР), т.е. нормативные базы. Сборники ФЕР содержат расценки по всем видам работ, которые выполняются на территории Российской Федерации, и разрабатываются в основном уровне цен для 1-го базового района (Московской области).

Сборники ФЕР являются как бы отправной точкой, на основе которой и разрабатываются все сборники других регионов (ТЕР). В территориальные сборники ТЕР включаются единичные расценки, привязанные к местным условиям строительства, которые применяются при строительстве в пределах территории административного образования Российской Федерации (региона), т.е. попросту отслеживают установленный для данного региона уровень заработной платы строителей, стоимости материалов, эксплуатации машин и механизмов, а также различные климатические и иные факторы. Таким образом, ТЕР наиболее точно отражают стоимость производства строительных работ для конкретного региона, ведь понятно, что нельзя рассчитывая смету для, например Волгоградской области принять Московский уровень заработной платы строителей или стоимость песка в том регионе, где он добывается, будет значительно ниже, чем в том, куда его еще нужно привезти. В соответствии с этим в каждом регионе есть свои ТЕР (территориальные единичные расценки), за исключением города Москва.

Москва всегда выделялась и не искала легких путей, в связи, с чем московским правительством было принято решение о разработке своих сметных нормативов, которые будут позволять оценивать строительные работы только в этом городе. Так появились МТСН-98 (московские территориальные сметные нормативы в уровне цен на 1.01.1998 года). Нужно сказать, что данная база очень хорошо проработана по сравнению с ФЕР и ТЕР. Связано это с тем, что Москва денег на проработку этого вопроса не жалела и отнеслась к этому очень серьезно, так как понятно, что чем более точно качественно и количественно проработаны расценки тем более точным будет стоимостной расчет и значит меньше денег будет растворяться в воздухе, а больше идти на конкретные работы. ФЕР-2001 и ТЕР-2001 в основе своей повторили расценки из старой советской нормативной базы 1984 года (что конечно положительно не сказалось), конечно, сегодня данные расценки периодически обновляются и приводятся к современным реалиям, но все равно остаются, к сожалению далеко позади базы МТСН-98. На смену МТСН-98 в конце 2007 года пришли ТСН-2001 (территориальные сметные нормативы г. Москва), которые приведены в уровень цен на 1 января 2000 года, чтобы соответствовать общепринятой системе ценообразования на территории Российской Федерации, однако со своими значительными отличиями. Данная база еще более проработана, чем МТСН-98 и продолжает постоянно развиваться, практически ежеквартально выходит обновление данной базы, в которой какие-то расценки за ненадобностью исключаются, какие-то наоборот добавляются в связи с появлением новых технологий в строительстве. Но однозначно можно сказать, что на сегодняшний день ТСН-2001 - наиболее совершенная база сметных расценок.

☛ Итак, рассмотрев все существующие виды нормативных баз можно было бы сделать вывод, что нужно для расчетов использовать самую лучшую базу ТСН-2001, однако согласно различным постановлениям Госстроя (главного органа отвечающего за издание нормативно-правовых документов в сфере строительства и ЖКХ) применять ту или иную нормативную базу ФЕР или ТЕР или ТСН нужно в зависимости от вида бюджетного финансирования.

Таким образом, если источник финансирования производства строительно-монтажных работ федеральный или муниципальный то применяется ТЕР (территориальные единичные расценки) того региона в котором производятся эти работы, вне зависимости от того откуда подрядная организация (это значит московская организация если будет строить в Волгоградской области, то смета будет считаться по ТЕР Волгоградской области). И опять же исключения: если источник финансирования работ федеральный, но стройка проводится в Москве, то применяются ФЕР-2001 (с использованием индексов удорожания специально разработанных для г. Москва), а если в Москве проводятся работы за счет муниципального бюджета города Москва, то обязательны к применению ТСН-2001.

В случае использования коммерческих источников финансирования работ сметная нормативная база определяется на выбор по согласованию между заказчиком и подрядчиком, а может использоваться и вообще коммерческие расценки, хотя последние время практически больше крупных и средних коммерческих заказчиков переходят на ту или иную нормативную базу, отказываясь от применения часто не чем не обоснованных коммерческих цен.

Поэтому, прежде чем определиться, в каких сметных нормативах составлять смету , нужно понять, какой вариант будет наиболее приемлемым для заказчика и исполнителя.

Виктор Оленев. 2009..

Территориальные сборники единичных расценок (ТЕР) разработаны для использования на различных региональных территориях нашей страны. Смета, рассчитанная по ТЕР, представляет собой пересчитанные при помощи специальных индексов расходы на материалы, услуги и т.д. для того или иного региона российской Федерации. Чтобы понять что такое ТЕР в смете, нужно иметь понятие, что расценки на материалы и услуги, например, в южной части нашей страны могут существенно отличаться от расценок на те же статьи затрат для северной ее части. Для того чтобы учитывать разницу в таком разграничении, были разработаны единичные расценки. Сметы по ТЕРам созданы с учетом различных климатических условий в разных регионах, а значит, и разных условий труда и пр. В зависимости от территориальной принадлежности могут существенно отличаться сроки на доставку материалов, расценки на них, а, следовательно, и зарплата строителей. В случае если в ТЕРах на данный регион не оказалось расценок на какие-то виды работ, то при составлении смет руководствуются ФЕРами или расценками, оговоренными между заказчиком и исполнителем.

Составлять сметы в ТЕРах целесообразно организациям, которые участвуют в аукционах, проводимых администрациями регионов, в ином случае для смет могут использоваться свои расценки. В то же время смета, рассчитанная по ТЕР, позволяет оптимально сократить расходы на обеспечение строительства.

Любая смета, составленная в ТЕРах , действует только на той территории, для которой она разрабатывалась, так как именно в ней учтены индексы на осуществление строительных услуг и затраты на материалы. И только на этой территории смета имеет юридическое и фактическое основание.

Сборники, представляющие собой примеры смет в ТЕР создаются специалистами-сметчиками региональных Центров Ценообразования в строительстве (РЦЦС) с последующим утверждением расценок. Позже они проходят регистрацию как нормативные документы и вводятся в действие в ФЦЦС (Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов).

В любом сборнике к сметам по ТЕРам содержатся расценки на все виды строительства (гидротехническое, сельское, промышленное, жилищно-гражданское) с учетом времени работ (зимние расценки). Существуют расценки для дирекции строящихся предприятий, классифицированные расценки на отдельные виды работ. Руководствуясь сборником по составлению смет, вы легко рассчитаете свою смету в ТЕРах.

С помощью федеральных и территориальных единичных расценок (ЕР) на строительные работы, составленных в базисных ценах на 01.01.2000 года, решаются следующие задачи:

  • определяются прямые затраты в сметной стоимости строительства;
  • разрабатываются укрупненные нормативы сметной стоимости;
  • ведутся расчеты за произведенные строительные работы.

Сборники ФЕР-2001 созданы в уровне цен для базового района страны, в качестве которого выступает Московская область.

При составлении единичных расценок используются следующие документы и информация:

  • государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001 ), принятые для строительных работ;
  • средние сметные расценки на стройматериалы, конструкции и изделия, принятые на начало 2000 года;
  • средние сметные расценки на эксплуатацию строительной спецтехники и механизмов, принятые на начало 2000 года;
  • размер оплаты труда строительных рабочих и машинистов, принятый на начало 2000 года.

В единичных расценках на строительные работы отражается средний по отрасли уровень расходов по конкретной технологии и организации работ для каждого из видов строительных работ. В этой связи территориальные и федеральные единичные расценки могут использоваться при расчете сметной стоимости в строительстве любыми подрядчиками и заказчиками, без оглядки на их организационно-правовую форму и ведомственную подчиненность.

Определение сметной стоимости работ (имеющих, в том числе, уникальный характер), при их отсутствии в сборниках единичных расценок , может осуществляться посредством разработки индивидуальных (фирменных, производственных) сметных норм и расценок, которые заказчик утверждает в составе рабочего проекта.

В единичных расценках (исключая особо оговоренные случаи) учитывается цена выгрузки стройматериалов на складе у объекта, а также расходы на вертикальный и горизонтальный транспорт стройматериалов, конструкций и изделий от склада при объекте до места монтажа, установки или укладки в предусмотренное проектом положение (то есть внутрипостроечный транспорт).

В федеральных и территориальных единичных расценках учитывается усредненный размер расходов, необходимых для содержания построечных сетей электроснабжения.

В каждом сборнике единичных расценок имеется техническая часть и расценки на измеритель работ или конструкции. Перед тем, как приступать к использованию расценок, нужно детальнее ознакомиться с технической частью.

Техническая часть содержит в себе сведения о назначении и порядке использования расценок. Кроме этого, в ней приведены правила, по которым исчисляются объемы работ, и коэффициенты, позволяющие учитывать проведение работ в условиях, отличных от принятых в расценках.

В таблицах единичных расценок содержаться показатели сметных затрат, которые устанавливаются для соответствующих измерителей работ или конструкций:

  • расходы на оплату труда строительных рабочих;
  • расходы на эксплуатацию строительной спецтехники и оплату труда обслуживающих ее машинистов;
  • расходы на стройматериалы, конструкции и изделия;
  • затраты труда строительных рабочих в человеко-часах;
  • расход материалов, которые не учитываются в расценках, в физических единицах измерения.

В сборниках единичных расценок на строительные работы нумерация, названия и единицы измерения аналогичны этим же моментам в таблицах ГЭСН-2001 .

При разработке сметной документации и при осуществлении расчетов за произведенные работы определение стоимости работ по таким единичным расценкам осуществляется в двух строках:

  • первая - исчисление стоимости работ по соответствующей единичной расценке;
  • вторая - определение стоимости не учтенных в расценках материалов, конструкций и изделий.

Допустимо суммирование не учтенных расценками материалов в целом по объекту или по каждому разделу локальной сметы.

В отношении некоторых материалов, конструкций и изделий в единичных расценках в строительстве указываются только названия, а расходы в отношении них принимаются по данным проекта (рабочим чертежам).

В составе единичных расценок не происходит учета накладных расходов, сметной прибыли и прочих (лимитированных) затрат.

Применение федеральных и территориальных единичных расценок непосредственно осуществляется в процессе составления локальных смет . Все необходимые показатели из единичных расценок в данном случае переносятся в сметы без корректировок. Сметные показатели, которые связаны с порядком использования ФЕР и ТЕР и учетом коэффициентов на условия работ, уточняются в процессе составления смет . В данном случае необходимо приводить ссылки на соответствующие параграфы в технических частях сборников единичных расценок и общих указаний.

Составление сметной документации с использованием единичных расценок можно осуществлять в базисном и текущем уровне цен. Рост стоимости строительства из-за инфляционных факторов учитывается за счет использования в расчетах специальных индексов.