Федеральные единичные расценки в строительстве. Чем отличается база ТСН от ФЕР? Чем отличается фер от тер

С помощью федеральных и территориальных единичных расценок (ЕР) на строительные работы, составленных в базисных ценах на 01.01.2000 года, решаются следующие задачи:

  • определяются прямые затраты в сметной стоимости строительства;
  • разрабатываются укрупненные нормативы сметной стоимости;
  • ведутся расчеты за произведенные строительные работы.

Сборники ФЕР-2001 созданы в уровне цен для базового района страны, в качестве которого выступает Московская область.

При составлении единичных расценок используются следующие документы и информация:

  • государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001 ), принятые для строительных работ;
  • средние сметные расценки на стройматериалы, конструкции и изделия, принятые на начало 2000 года;
  • средние сметные расценки на эксплуатацию строительной спецтехники и механизмов, принятые на начало 2000 года;
  • размер оплаты труда строительных рабочих и машинистов, принятый на начало 2000 года.

В единичных расценках на строительные работы отражается средний по отрасли уровень расходов по конкретной технологии и организации работ для каждого из видов строительных работ. В этой связи территориальные и федеральные единичные расценки могут использоваться при расчете сметной стоимости в строительстве любыми подрядчиками и заказчиками, без оглядки на их организационно-правовую форму и ведомственную подчиненность.

Определение сметной стоимости работ (имеющих, в том числе, уникальный характер), при их отсутствии в сборниках единичных расценок , может осуществляться посредством разработки индивидуальных (фирменных, производственных) сметных норм и расценок, которые заказчик утверждает в составе рабочего проекта.

В единичных расценках (исключая особо оговоренные случаи) учитывается цена выгрузки стройматериалов на складе у объекта, а также расходы на вертикальный и горизонтальный транспорт стройматериалов, конструкций и изделий от склада при объекте до места монтажа, установки или укладки в предусмотренное проектом положение (то есть внутрипостроечный транспорт).

В федеральных и территориальных единичных расценках учитывается усредненный размер расходов, необходимых для содержания построечных сетей электроснабжения.

В каждом сборнике единичных расценок имеется техническая часть и расценки на измеритель работ или конструкции. Перед тем, как приступать к использованию расценок, нужно детальнее ознакомиться с технической частью.

Техническая часть содержит в себе сведения о назначении и порядке использования расценок. Кроме этого, в ней приведены правила, по которым исчисляются объемы работ, и коэффициенты, позволяющие учитывать проведение работ в условиях, отличных от принятых в расценках.

В таблицах единичных расценок содержаться показатели сметных затрат, которые устанавливаются для соответствующих измерителей работ или конструкций:

  • расходы на оплату труда строительных рабочих;
  • расходы на эксплуатацию строительной спецтехники и оплату труда обслуживающих ее машинистов;
  • расходы на стройматериалы, конструкции и изделия;
  • затраты труда строительных рабочих в человеко-часах;
  • расход материалов, которые не учитываются в расценках, в физических единицах измерения.

В сборниках единичных расценок на строительные работы нумерация, названия и единицы измерения аналогичны этим же моментам в таблицах ГЭСН-2001 .

При разработке сметной документации и при осуществлении расчетов за произведенные работы определение стоимости работ по таким единичным расценкам осуществляется в двух строках:

  • первая - исчисление стоимости работ по соответствующей единичной расценке;
  • вторая - определение стоимости не учтенных в расценках материалов, конструкций и изделий.

Допустимо суммирование не учтенных расценками материалов в целом по объекту или по каждому разделу локальной сметы.

В отношении некоторых материалов, конструкций и изделий в единичных расценках в строительстве указываются только названия, а расходы в отношении них принимаются по данным проекта (рабочим чертежам).

В составе единичных расценок не происходит учета накладных расходов, сметной прибыли и прочих (лимитированных) затрат.

Применение федеральных и территориальных единичных расценок непосредственно осуществляется в процессе составления локальных смет . Все необходимые показатели из единичных расценок в данном случае переносятся в сметы без корректировок. Сметные показатели, которые связаны с порядком использования ФЕР и ТЕР и учетом коэффициентов на условия работ, уточняются в процессе составления смет . В данном случае необходимо приводить ссылки на соответствующие параграфы в технических частях сборников единичных расценок и общих указаний.

Составление сметной документации с использованием единичных расценок можно осуществлять в базисном и текущем уровне цен. Рост стоимости строительства из-за инфляционных факторов учитывается за счет использования в расчетах специальных индексов.

Экономический кризис 2008 года в России затронул многие сферы деятельности, но строительную индустрию в большей степени. Большинство объектов, строившихся или ремонтировавшихся за счет коммерческих источников финансирования из-за отсутствия денег просто вынуждены были остановиться и в лучшем случае законсервироваться.

Но, строительство полностью не остановилось, государственный и муниципальные бюджеты хоть и в меньшем масштабе, чем ранее, но все продолжают выделять лимиты на строительство и ремонт. В связи с этим подрядные организации ранее работавшие только с коммерческими деньгами обратили свои взоры на государственные и муниципальные объекты, ведь выживать то как-то надо.

Привыкшие практически к полному отсутствию серьезного контроля за расходованием денежных средств на производство строительно-монтажных работ со стороны коммерческих заказчиков подрядчики были неприятно удивлены достаточно жестким упорядоченным контролем со стороны государственных и муниципальных заказчиков. Для многих стало открытием, что перед началом работы необходимо составлять настоящую реальную смету с указанием стоимостей материалов, работ, эксплуатации машин и механизмов и что еще более неожиданное в соответствии с этой сметой и осуществляется финансирование всех работ и отчитываться придется по полной.

Многим подрядчикам, работавшим на строительном рынке уже несколько лет пришлось разбираться, что такое строительные расценки, индексы удорожания стоимости, нормативные базы и многое другое. В связи с этим хотелось бы немного остановиться на выборе нормативной базы для расчета стоимости строительной продукции, что это такое и с чем их едят.

Итак, нормативная база сметных расчётов - это большое количество единичных расценок объединенных между собой в сборники в соответствии с их видом.

☛ Единичные расценки это совокупность ресурсов в денежном выражении (заработная плата, эксплуатация машин и механизмов, материалы и оборудование), которые необходимы для выполнения того или иного вида работ.

Единичные расценки как было сказано выше объединяются в сборники в зависимости от их вида. Сборники бывают на строительные работы, на ремонтные работы, на монтажные работы, пусконаладочные, а также на техническое обслуживание и благоустройство. Все расценки разрабатываются в базисном уровне цен (по состоянию на 1 января 2000 года) и являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории Российской Федерации.

В свою очередь сборники расценок на строительные (ремонтные) работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы по уровню применения подразделяются на федеральные (ФЕР), территориальные (ТЕР), т.е. нормативные базы. Сборники ФЕР содержат расценки по всем видам работ, которые выполняются на территории Российской Федерации, и разрабатываются в основном уровне цен для 1-го базового района (Московской области).

Сборники ФЕР являются как бы отправной точкой, на основе которой и разрабатываются все сборники других регионов (ТЕР). В территориальные сборники ТЕР включаются единичные расценки, привязанные к местным условиям строительства, которые применяются при строительстве в пределах территории административного образования Российской Федерации (региона), т.е. попросту отслеживают установленный для данного региона уровень заработной платы строителей, стоимости материалов, эксплуатации машин и механизмов, а также различные климатические и иные факторы. Таким образом, ТЕР наиболее точно отражают стоимость производства строительных работ для конкретного региона, ведь понятно, что нельзя рассчитывая смету для, например Волгоградской области принять Московский уровень заработной платы строителей или стоимость песка в том регионе, где он добывается, будет значительно ниже, чем в том, куда его еще нужно привезти. В соответствии с этим в каждом регионе есть свои ТЕР (территориальные единичные расценки), за исключением города Москва.

Москва всегда выделялась и не искала легких путей, в связи, с чем московским правительством было принято решение о разработке своих сметных нормативов, которые будут позволять оценивать строительные работы только в этом городе. Так появились МТСН-98 (московские территориальные сметные нормативы в уровне цен на 1.01.1998 года). Нужно сказать, что данная база очень хорошо проработана по сравнению с ФЕР и ТЕР. Связано это с тем, что Москва денег на проработку этого вопроса не жалела и отнеслась к этому очень серьезно, так как понятно, что чем более точно качественно и количественно проработаны расценки тем более точным будет стоимостной расчет и значит меньше денег будет растворяться в воздухе, а больше идти на конкретные работы. ФЕР-2001 и ТЕР-2001 в основе своей повторили расценки из старой советской нормативной базы 1984 года (что конечно положительно не сказалось), конечно, сегодня данные расценки периодически обновляются и приводятся к современным реалиям, но все равно остаются, к сожалению далеко позади базы МТСН-98. На смену МТСН-98 в конце 2007 года пришли ТСН-2001 (территориальные сметные нормативы г. Москва), которые приведены в уровень цен на 1 января 2000 года, чтобы соответствовать общепринятой системе ценообразования на территории Российской Федерации, однако со своими значительными отличиями. Данная база еще более проработана, чем МТСН-98 и продолжает постоянно развиваться, практически ежеквартально выходит обновление данной базы, в которой какие-то расценки за ненадобностью исключаются, какие-то наоборот добавляются в связи с появлением новых технологий в строительстве. Но однозначно можно сказать, что на сегодняшний день ТСН-2001 - наиболее совершенная база сметных расценок.

☛ Итак, рассмотрев все существующие виды нормативных баз можно было бы сделать вывод, что нужно для расчетов использовать самую лучшую базу ТСН-2001, однако согласно различным постановлениям Госстроя (главного органа отвечающего за издание нормативно-правовых документов в сфере строительства и ЖКХ) применять ту или иную нормативную базу ФЕР или ТЕР или ТСН нужно в зависимости от вида бюджетного финансирования.

Таким образом, если источник финансирования производства строительно-монтажных работ федеральный или муниципальный то применяется ТЕР (территориальные единичные расценки) того региона в котором производятся эти работы, вне зависимости от того откуда подрядная организация (это значит московская организация если будет строить в Волгоградской области, то смета будет считаться по ТЕР Волгоградской области). И опять же исключения: если источник финансирования работ федеральный, но стройка проводится в Москве, то применяются ФЕР-2001 (с использованием индексов удорожания специально разработанных для г. Москва), а если в Москве проводятся работы за счет муниципального бюджета города Москва, то обязательны к применению ТСН-2001.

В случае использования коммерческих источников финансирования работ сметная нормативная база определяется на выбор по согласованию между заказчиком и подрядчиком, а может использоваться и вообще коммерческие расценки, хотя последние время практически больше крупных и средних коммерческих заказчиков переходят на ту или иную нормативную базу, отказываясь от применения часто не чем не обоснованных коммерческих цен.

Поэтому, прежде чем определиться, в каких сметных нормативах составлять смету , нужно понять, какой вариант будет наиболее приемлемым для заказчика и исполнителя.

Виктор Оленев. 2009..

Территориальные сборники единичных расценок (ТЕР) разработаны для использования на различных региональных территориях нашей страны. Смета, рассчитанная по ТЕР, представляет собой пересчитанные при помощи специальных индексов расходы на материалы, услуги и т.д. для того или иного региона российской Федерации. Чтобы понять что такое ТЕР в смете, нужно иметь понятие, что расценки на материалы и услуги, например, в южной части нашей страны могут существенно отличаться от расценок на те же статьи затрат для северной ее части. Для того чтобы учитывать разницу в таком разграничении, были разработаны единичные расценки. Сметы по ТЕРам созданы с учетом различных климатических условий в разных регионах, а значит, и разных условий труда и пр. В зависимости от территориальной принадлежности могут существенно отличаться сроки на доставку материалов, расценки на них, а, следовательно, и зарплата строителей. В случае если в ТЕРах на данный регион не оказалось расценок на какие-то виды работ, то при составлении смет руководствуются ФЕРами или расценками, оговоренными между заказчиком и исполнителем.

Составлять сметы в ТЕРах целесообразно организациям, которые участвуют в аукционах, проводимых администрациями регионов, в ином случае для смет могут использоваться свои расценки. В то же время смета, рассчитанная по ТЕР, позволяет оптимально сократить расходы на обеспечение строительства.

Любая смета, составленная в ТЕРах , действует только на той территории, для которой она разрабатывалась, так как именно в ней учтены индексы на осуществление строительных услуг и затраты на материалы. И только на этой территории смета имеет юридическое и фактическое основание.

Сборники, представляющие собой примеры смет в ТЕР создаются специалистами-сметчиками региональных Центров Ценообразования в строительстве (РЦЦС) с последующим утверждением расценок. Позже они проходят регистрацию как нормативные документы и вводятся в действие в ФЦЦС (Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов).

В любом сборнике к сметам по ТЕРам содержатся расценки на все виды строительства (гидротехническое, сельское, промышленное, жилищно-гражданское) с учетом времени работ (зимние расценки). Существуют расценки для дирекции строящихся предприятий, классифицированные расценки на отдельные виды работ. Руководствуясь сборником по составлению смет, вы легко рассчитаете свою смету в ТЕРах.

Доступно о ТЕРах

Под ТЕРами (территориальными сметными нормативами) подразумеваются сметные нормативы, которые содержат расценки на выполнение строительные работ в пределах территории субъектов Российской Федерации. ТЕРы дают возможность определять необходимые объёмы затрат материалов, либо других рабочих ресурсов, необходимых для выполнения того или иного вида работы. Данные нормативы позволяют находить наиболее оптимальные проектные решения с точки зрения экономии. Таким образом, ТЕРы главным образом рассчитаны на экономию и оптимизацию строительных работ.

Почему территориальные расценки?

Территориальные сметные расценки получили своё название ввиду того, что могут применяться только на определённой территории и только там могут иметь свою юридическую и фактическую силу.

Когда и где именно применяются федеральные единичные расценки?

Территориальные сметные нормативы рассчитаны на использование в определённом регионе Российской Федерации. С одной стороны может показаться, что такое разделение бессмысленно, однако, с экономической точки зрения того или иного региона, взгляд на одну и ту же стройку может быть совершенно разным. Такие факторы, как стоимость материалов, сроки и расценки на доставку, заработная плата строителей и т.д. в конечном итоге влияют на конечную стоимость. Соответственно, на Юге России расценки могут значительно отличаться от расценок на Севере. Именно с целью разумного ценового разграничения и были созданы территориальные еденичные расценки. В том случае, если для региона, в котором выполняются работы, расценки на те или иные виды работ не определены, применяются ФЕРы. Возможен вариант применения договорных расценок, то есть по обоюдному согласованию заказчика и подрядчика.

Как составляются ТЕРы?

Данные сборники, как и некоторые дорогие, разрабатываются специалистами РЦЦС (региональных Центров Ценообразования в строительстве) территориальных образований РФ, Затем расценки утверждаются, регистрируются и вводятся в действия в ФГУ Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов (ФЦЦС). После этого ТЕРы включаются в перечень действующих нормативных документов. Соответсвенно, смета ТЕР может составляться несолькими органами.

В ТЕРах, как и других расценках содержатся таблицы расценками на те, или иные виды работ, а так же главы «Правила исчисления объёмов работ» и «Общие указания».

Виды ТЕРов

Территориальные единичные расценки можно группировать по степени агрегирования (объединения), видам строительства, а так же видам работ.

По видам строительства: общестроительные, специальные

По степени агрегирования: специальные конструктивные элементы, отдельные виды работ

По назначению: на производство работ в зимнее время, на отдельные виды работ, дирекции строящихся промпредприятий.

В зависимости от видов строительства: гидротехнического, сельского, промышленного, жилищно-гражданского.

Просмотреть сметы, составленные в ТЕРах Вы можете в .