Белоруссия: Вместо «налога на тунеядство» — принудительный труд и внесудебное лишение свободы. Кто в белоруссии обязан платить налог на безделье Закон о тунеядцах в беларуси

Стало известно, что Президент Беларуси 25 января 2018 года подписал Декрет №1 «По содействию занятости», который полностью изменяет ранее действовавший акт законодательства.

Так, новый декрет фактически отменяет ранее действовавший Декрет Президента №3.

Главное изменение состоит в том, что в соответствии с новым Декретом не будет взиматься с трудоспособных неработающих граждан сбор на финансирование государственных расходов.

Лица, которые ранее признавались плательщиками этого сбора, освобождены от его уплаты.

Однако, с 1 января 2019 года лица, ранее признававшиеся «тунеядцами», будут производить оплату субсидируемых государством услуг по их 100% стоимости.

Внимание!

Согласно постановлению Совета Министров РБ №314 от 24 апреля 2018 года трудоспособные граждане, не занятые в экономике , оплачивают стоимость коммунальных услуг, которые соответствуют полному возмещению затрат государства на оказание таких услуг, а именно:

  • горячее водоснабжение
  • теплоснабжение
  • газоснабжение (при наличии индивидуальных газовых отопительных приборов)

Также указывается, что будут создаваться комиссии, которые обеспечат максимально индивидуальный подход к каждому гражданину.

Комиссии будут предназначены для содействия в трудоустройстве неработающих граждан.

Работа специально созданных комиссий будет направлена на:

  • создание рабочих мест
  • содействие в трудоустройстве
  • представление временной работы
  • переобучение

По сути, часть статьи, которая идет ниже данной нивелируется из-за неожиданности подписания Президентом Декрета №1.

Декрет №3

В январе 2017 вышел Декрет Президента Республики Беларусь от 12.01.2017 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь №3». В нем доработан Декрет Президента №3 «О предупреждении социального иждивенчества». Глава государства пояснил, что не будет взыскивать сбор за 2016 год с тех лиц, кто должен платить, а те, кто заплатил, не будут уплачивать за 2017 год, при условии их занятости на работе. Отменен данный декрет не будет, но его проработают в связи с многочисленными жалобами граждан.

Кому необходимо уплачивать сбор?

Платить нужно тем, кто не работал в течение года более чем 183 дня . Не платят лишь те, кто входит в перечень лиц, который недавно был дополнен новым декретом:

  • спортсмены национальных сборных команд Беларуси
  • студенты, получающие образование впервые на очном отделении
  • ИП, уплатившие налогов более чем на 20 базовых величин, установленной на 1 января соответствующего налогового периода
  • тяжелобольные
  • люди творческих профессий, подтвердившие членство в творческом союзе
  • представители церковных организаций
  • официально зарегистрированные безработные
  • один из родителей, воспитывающий ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, не получающий дошкольное образование
  • военнослужащие
  • и другие (см. полный перечень )

Таким образом, государство борется с теми, кто вообще не работает или работает «неофициально».

Если работал менее чем 183 дня в году?

В случае, если вы работали менее 183 дней в году, но уплатили налогов на 20 и более базовых величин (базовая величина считается на момент 1 января года, за который вы платите сбор), то не подпадаете под Декрет №3. Однако, если налогов было уплачено менее чем 20 базовых за год, то уплачиваете лишь разницу между 20 базовых величин и фактической суммы, уплаченной вами.

Излишне уплаченные (взысканные) суммы сбора подлежат возврату или зачету в порядке, установленном налоговым законодательством.

Я работаю, но все равно приходит извещение об уплате сбора

Как мы помним, за 2015 год многим людям приходило извещение об уплате налога. Не пугайтесь, это ошибка налогового органа. В этом случае, если вы реально работали, то достаточно взять справку по месту работы, которая удостоверяет факт вашей занятости в данной организации (компании). Далее идете в налоговый орган, приславший вам извещение и вам аннулируют его.

Нет денег на налог

В соответствии с Декретом Президента №3 Местные Советы депутатов или местные исполнительные и распорядительные органы вправе освобождать от уплаты сбора, в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации. Под данной ситуацией понимается объективное обстоятельство или их совокупность, которое не зависит от гражданина, и он не может его преодолеть за счет имеющихся средств (например, смерть супруга (супруги), неспособность к самообслуживанию).
Важно!

За неуплату налога или уклонение от неуплаты грозит штраф, арест, а также отправка на принудительные работы.

Повлиял ли закон на безработицу?

В целом, численность безработных в 2017 году снизилась, по сравнению с 2016. Безработица составила 0,6%, а в 2016-0,8%. Также, увеличился спрос на рабочую силу, граждане стали чаще обращаться в органы по труду, занятости и социальной защите населения. Число безработных по половому признаку-лидируют мужчины. Статистика идет с каждым годом в сторону уменьшения безработицы.

Хотите найти работу? Смотрите вакансии в Минске по ссылке:

Белоруссия обновила декрет о «социальном иждивенчестве», приняв новый декрет о «содействии гражданам в трудоустройстве», «стимулировании занятости» и проведении профилактической работы с «асоциальными элементами». Новый декрет дает право местным комиссиям без суда и по своему усмотрению отправлять «асоциальных» граждан в лечебно-трудовые профилактории (ЛТП) сроком до года.

Декрет №1 «О содействии занятости населения», который президент Александр Лукашенко подписал 25 января 2018 года, оказался не новым, а уже известным, но «изложенным в новой редакции» декретом №3 от 2 апреля 2015 года «О предупреждении социального иждивенчества».

А поскольку местным органам власти в декрете №1 отведена роль людей, близких к населению и ответственных за реализацию декрета, провластные кандидаты на местных выборах 18 февраля получили для общения с электоратом тему о том, как они будут трудоустраивать добропорядочных граждан и принуждать к выполнению общественного долга менее добропорядочных.

Официальный телеканал АТН уже назвал декрет «матрицей нового социального договора между государством и гражданами».

Беларусь, возможно, не осознавая этого, признала, что государство эксплуатирует население. Ведь понятие социального договора подразумевает соглашение, достигаемое гражданами по вопросам правил и принципов государственного управления с соответствующим им правовым оформлением. В данном случае новый декрет показывает, что государство фактически бог и царь.

Есть и приятная новость: сборы на финансирование госрасходов, которые уже были уплачены гражданами по декрету № 3, Министерство по налогам и сборам обещало вернуть. Правда, сроки возврата не обозначены, а механизм неясен. Известно только, что желающим нужно будет написать заявление о возврате.

Но в декрете пока нет главного: определения того, кто, собственно, является «незанятым в экономике», а также «порядка отнесения трудоспособных граждан» к этой категории лиц. И то и другое должен определить Совет министров, причем, к 1 апреля 2018 года, что привносит дополнительный смысловой оттенок. Кроме того, в декрете №1 появилась «ресоциализации лиц, ведущих асоциальный образ жизни» — новое понятие, которого не было в старой редакции декрета №3. Ресоциализацию предполагается проводить в лечебно-трудовых профилакториях (ЛТП).

Решение о том, кто ведет образ жизни, достаточно асоциальный, чтобы быть подвергнутым ресоциализации, будут принимать чиновники, входящие в «комиссии по трудоустройству». Декрет №1 легализует деятельность этих комиссий, уже существующих по факту, и расширяет их полномочия, позволяя принимать решения о помещении в ЛТП «асоциальных» лиц. Более того, по причине отсутствия правовой базы, подобные решения будут приниматься по собственному усмотрению чиновников. В настоящее время помимо поиска работы для тех, кто желает ее найти, комиссии составляют списки лиц, по каким-либо причинам не желающих трудоустраиваться официально — потенциальных кандидатов на «ресоциализацию».

При таком подходе очень легко будет признать неудобного властям гражданского активиста лицом, ведущим асоциальный образ жизни, и отправить его без суда в ЛТП. Таким образом, белорусские власти создали механизм внесудебного лишения свободы, причем с подстраховкой на случай скандала, поскольку ответственность легко свалить на местных чиновников.

«Раньше в ЛТП отправлял только суд, и только лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией. И еще тех, кто не возмещал расходы на содержание государством детей, если они несколько раз в году привлекались к административной ответственности. Что теперь? Если буквально понимать декрет, то любого тунеядца исполком сможет отправить в ЛТП сроком до 12 месяцев… Без предупреждения и привлечения к административной ответственности», — пояснил ситуацию юрист Александр Жук на своей странице в «Фейсбуке».

Что касается общей логики обоих вариантов декрета, то она основана на утверждении, что «тунеядцы» не платят налоги. Но 52% доходной части бюджета Беларуси на 2018 год составляет 20-процентный налог на добавленную стоимость, которым облагаются покупки граждан и юридических лиц. Работает гражданин или нет, он становится налогоплательщиком, придя за покупками в магазин.

Вместо ежегодного «сбора на финансирование государственных расходов», прозванного в народе «налогом на тунеядство», декрет ввел «оплату субсидируемых государством услуг по их полной стоимости». Это коснется с 1 января 2019 года всех трудоспособных граждан, не работающих официально, то есть, не платящих подоходных налогов. Ни услуги, подлежащие оплате, ни их полная стоимость, декретом тоже не определены. Разобраться в этом вопросе также должен Совет министров Беларуси, и тоже к 1 апреля 2018 года. Определенно, никто в Белоруссии еще не получал шанса на столь яркую первоапрельскую шутку.

Контекст

Полицейское государство без прикрас

Белорусские новости 27.03.2017

Тунеядцы выступили против Лукашенко

Latvijas Avize 13.04.2017

Закон против тунеядцев в Белоруссии

Open Democracy 01.07.2015

Белоруссия - не государство для народа

Товарищ online 25.11.2014 И хотя председатель постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Тамара Красовская уточнила, что к оплате по полной стоимости будут выставлены услуги ЖКХ, это не внесло полной ясности. Дело в том, что с 1 января нынешнего года все плательщики будут обязаны оплачивать 100% стоимости услуг ЖКХ, кроме тепловой энергии. Ограничится ли Совмин взиманием с «тунеядцев» полной стоимости отопления и горячей воды, или введет оплату за другие госуслуги, бесплатность которых сегодня гарантируется конституцией? К примеру, в статье 45 конституции гражданам Белоруссии гарантируется право на бесплатное лечение в госучреждениях, без оговорок о трудоустройстве. «Интересно, а звонок в милицию, пожарным, в скорую помощь тоже станет платным?» — задался вопросом видеоблогер Марат Минский.

В целом, весь декрет № 1, по мнению экспертов, носит крайне неконкретный характер. «Здесь нет ни одной нормы прямого действия. И как он будет реально действовать, совершенно непонятно. До такой степени неконкретного нормативно-правового акта я еще не видел», — заявил председатель Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин. А Валерий Карбалевич, политолог и эксперт аналитического центра «Стратегия», полагает, что «в новом декрете заложены мины», которые приведут к серьезным последствиям при внедрении закона. Оба аналитика считают, что власти не хватило политической воли признать неудачным предыдущий декрет №3, и новый № 1 был разработан исключительно с целью сохранить лицо.

Напомним, что декрет № 3 появился на фоне экономического кризиса, когда власти думали, как пополнить бюджет, а граждане — как выжить в условиях массовых сокращений и повышения пенсионного возраста. В результате, когда в декабре 2016 года «тунеядцы» стали получать уведомления от налоговой, многие не смогли заплатить требуемой суммы. Хотя неплательщикам грозили штрафы и арест до 15 суток с привлечением к общественным работам, из 470 тысяч человек, получивших извещения, «тунеядский» налог заплатили лишь 44,5 тысячи — меньше 10% от общего числа попавших под действие закона. Вместо планируемых 100 миллионов долларов это принесло в бюджет порядка 7,14 миллиона долларов — сумму в масштабах государства более чем скромную.

Также выяснилось, что система учета, выявляющая «тунеядцев», работает плохо, как, впрочем, и государственная система трудоустройства. Что в небольших городах работы просто нет. Наконец, декрет №3 не предусматривал множества ситуаций, отчего в «тунеядцы» записывали больных, ухаживавших за ними родственников, демобилизованных солдат и выпускников вузов. Механизм применения декрета пришлось корректировать на ходу, изменив и приняв за 34 месяца его действия 109 нормативных актов, и все равно он работал неэффективно. В то же время в обществе нарастало недовольство. Формулировка «социальное иждивенчество» многими была воспринята как оскорбление. Людей возмущало и то, что государство отбирает у безработных последние деньги, вместо того, чтобы оказать им помощь. Охота на «тунеядцев» в ряде случаев привела к самоубийствам безработных, а уличные протесты достигли масштабов, каких Белоруссия не знала с середины 90-х годов.

В конце концов, власти пошли на попятный. Правда, приостановив действие декрета №3, Лукашенко заявил, что он будет не отменен, а «значительно доработан». Доработанный вариант в виде №1 и был представлен в конце января.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Александр Лукашенко обещает не стесняться жестких мер

Граждан, полгода не пополнявших налогами белорусскую казну, обяжут уплатить "единовременный сбор" - более 250 долларов по нынешнему валютному курсу.

Такая норма содержится в представленном правительством президенту Лукашенко проекте декрета о стимулировании занятости трудоспособных граждан.

Декрет, как планируется, белорусский президент подпишет через месяц – во всяком случае, именно столько Лукашенко отвел чиновникам на доработку документа.

В проекте декрета нет термина "тунеядство", но президент Лукашенко не против называть вещи своими именами и обещает не стесняться жестких мер.

"Хотите вернуть понятие "тунеядство" – возвращайте. Это будет понятнее для народа. Любыми способами, которые мы знаем и умеем делать, надо заставить этих людей работать!" - заявил Лукашенко на одном из недавних совещаний по вопросам занятости и миграции.

Во вторник на встрече с разработчиками документа белорусский президент призвал не бояться суровых решений и критики от оппонентов. "Нам надо меньше всего на это смотреть и решать проблемы, которые сегодня стоят ребром перед нашим обществом и государством", - заметил Лукашенко.

За "неучастие в финансировании госрасходов" предполагается ввести административную и уголовную ответственность. Уплата "единовременного сбора" не освобождает от ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность или сокрытие доходов.

Расчет на внутренний ресурс

С 2015 года в Белоруссии увеличен до 13% размер подоходного налога с граждан. Добавленный к прежней норме 1%, как заявляют власти, пойдет на финансирование программ по защите материнства и детства.

С 10 до 15 лет также увеличен размер минимального трудового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии. Средний размер трудовой пенсии к концу года составлял 245 долларов (в белорусском эквиваленте), но тем, кто не наработал на минимальный стаж, по новому закону, положена только пенсия социальная – 700 тысяч белорусских рублей (1 доллар сейчас стоит 14 330 рублей по курсу Нацбанка). К тому же за начислением социальной пенсии "недоработавшие" граждане могут обратиться на пять лет позже, чем претендующие на пенсию трудовую.

Президент Лукашенко не исключил, что пенсионный возраст в Белоруссии может быть повышен.

"Но все эти меры, если и способны оказать положительное влияние на количество трудовых ресурсов, то только в отдаленной перспективе. А нам необходимо решать проблемы эффективной трудовой занятости, не откладывая в долгий ящик", - заявил Александр Лукашенко на совещании.

Подвели Россия и нефть

Наполняемость белорусского бюджета до недавнего времени выглядела весьма благополучно в зеркале официальной статистики. Но разразившийся на фоне конфликта с Украиной российский финансовый кризис вынудил белорусское правительство признать: казна пустеет.

Экспорт основных белорусских товаров в Россию в январе-ноябре минувшего года сократился на миллиард долларов. На отечественных складах остались белорусские автобусы, телевизоры, сельхозмашины и многое прочее, традиционно продававшееся союзнику и главному торговому партнеру. На поставках в Россию продовольствия при увеличении физических объемов Белоруссия потеряла 266,8 млн долларов из-за обесценивания российского рубля; Россельхознадзор неоднократно перекрывал эти поставки, высказывая претензии к качеству белорусской продукции и вызывая гнев руководства в Минске.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption В Белоруссии не исключают возможности повышения пенсионного возраста

"Основная проблема собираемости бюджета в том, что он был рассчитан, как теперь понятно, на нереалистических предположениях, что нефть будет стоить 80 долларов за баррель, а доллар будет стоить 40 российских рублей, - объясняет минский экономист Сергей Чалый. - Все давно уже не так. И выгоды от экспорта нефтепродуктов, от оставления в бюджете экспортных пошлин за нефтепродукты, которые раньше перечислялись России, обозначились уже совсем иными цифрами, меньшими как минимум на миллиард долларов. В этой ситуации приходится искать по крохам и хоть с кого".

Белорусские власти объявили о повышении с марта на 15% ставки единого налога для индивидуальных предпринимателей; налог для квартиросдатчиков также вырос на 15-20%; налог на прибыль для банков увеличен с 18 до 25%.

"Тунеядцы" поневоле

Сколько в Белоруссии отлынивающих от полезного отечеству труда и уплаты налогов, подсчитать почти невозможно.

Уровень официально зарегистрированной безработицы в течение длительного времени объявляется равным 0,5% от количества трудоспособного населения; трудятся, по последним отчетным данным Минтруда, 4 млн 474,2 тысячи человек – как минимум на миллион меньше фактического числа населения трудоспособного возраста, зафиксированного статистикой.

Именно этот миллион недавно призывало привлечь к ответственности и уплате налогов министерство внутренних дел, утверждавшее, что "пропавшие" белорусские граждане рванули на заработки в Россию.

Официально, впрочем, на работу в Россию уехали 4 400 человек, уточнило осенью МВД, попав под язвительные комментарии критиков, сравнивших милицейскую статистику с практически одновременно опубликованной статистикой Нацбанка. По данным Нацбанка, только во втором квартале минувшего года белорусы получили переводами из-за рубежа 267,8 млн долларов, из которых 157,6 млн – поступления от оплаты труда. Получается, только "за труд" каждый из гастарбайтеров получал ежемесячно больше 10 тыс. долларов?

С российских заработков к Новому году вернулись тысячи белорусов. "По 10 тысяч долларов никогда не получал", - признается Александр, монтажник-высотник, специалист высокого класса.

"Нас собрал начальник и сказал честно: хлопцы, берите, сколько дают, а то эти рубли совсем обесценятся. Я получил почти вполовину меньше того, на что рассчитывал и что обещали и до этого выплачивали, если перевести мой российский заработок в доллары", - рассказывает мужчина.

В Минске Саша пока отдыхает и "отогревается" после российского Севера, прикидывая, что здешние заработки по его специальности почти равны упавшим российским.

В небольших городах ситуация хуже: хлопчатобумажный комбинат в Барановичах выдал работникам часть заработка произведенным постельным бельем; неоплачиваемые "новогодние каникулы" объявили десятки предприятий; на сокращенную рабочую неделю (с сокращением заработка соответственно) периодически переводят даже на недавних промышленных "флагманах".

"С дубиной хорошей"

"Граждане, которые работают за рубежом, не тунеядцы, а добытчики, они поставляют в страну валюту!" - категоричен Леонид Заико, руководитель аналитического центра "Стратегия".

"Власть сама себя высекла: ведь, согласно официальной статистике, в Белоруссии – полная занятость. И найти людей, которые не платят налоги, по большому счету невозможно, потому что в Белоруссии довольно развита система косвенного налогообложения: то есть вы можете платить через акцизы, добавленную стоимость продукта и тому подобное и пополнять бюджет", - добавляет эксперт.

К слову, поступления от НДС составляют треть белорусского бюджета; подоходный налог от работающих граждан - меньше половины суммы, полученной от НДС.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Белоруссия потеряла на поставках продовольствия в Россию 266,8 млн долларов из-за обесценивания российского рубля

Но президент Лукашенко требует "с дубиной хорошей" поставить к станку любителей чтить страну только через алкогольный акциз и "в холодной воде" привести в чувство иных социальных иждивенцев.

"Они, может, где-то и работают на себя, но не на государство. …Это и тунеядцы, которые ничего не делают, не работают, а, может быть, являются "клиентами" МВД, совершая те или иные правонарушения. Это и те, которые под забором валяются пьяными, и те, которые забыли, что руки и ноги у них для того, чтобы прийти на работу и что-то сделать, заплатив налоги государству", - обозначил 500-тысячный, по его сведениям, контингент бездельников президент Лукашенко.

Аналитик Сергей Чалый полагает, что главными исполнителями президентского декрета, как в советские времена, обозначены прежде всего участковые милиционеры.

"Честно говоря, я скептически отношусь к тому, что обозначенные жесткие меры могут быть реализованы и что от них хоть какая-то выгода будет. Затраты на администрирование могут оказаться большими, чем "пойманные" налоговые недоимки", - замечает эксперт.

А предприимчивые сторонники "работы на себя" всерьез обсуждают на интернет-форумах, не дешевле ли заплатить "налог на тунеядство", чем тратить время и силы на официальное и редко когда выгодное трудоустройство.

Документ был опубликован в четверг, 25 января, и сразу вступил в силу. Он отменил налог на тунеядство (официально - сбор на финансирование государственных расходов), но ввел другое денежное наказание для тех, кто не хочет работать. С 1 января 2019 года тунеядцам придется полностью оплачивать некоторые услуги, которые для остальных субсидирует государство.

«Комсомолка» нашла ответы на наивные вопросы о документе.

Зачем нужен новый декрет?

Год назад Александр Лукашенко приостановил действие декрета о тунеядстве и поручил его доработать. Теперь чиновники подчеркивают: декрет №1 - это не «работа над ошибками», а принципиально новый документ. Его цель - помочь найти работу всем, кто этого хочет.

Декрет нацелен на максимальное содействие гражданам в трудоустройстве, обеспечение их легальной занятостью, и основан на принципе социальной справедливости и участия всех граждан в жизни общества, - рассказал на пресс-конференции первый замминистра труда и соцзащиты Андрей Лобович .

Теперь государство будет каждый год определять, в каких регионах хуже всего с работой. Туда направят дополнительные деньги на консультации безработных, переобучение, организацию оплачиваемых общественных работ и так далее.

Следить за выполнением требований декрета будут постоянные комиссии при исполкомах, в которые войдут депутаты, представители органов по труду, МВД , ЖКХ , общественных организаций. Эти же комиссии будут решать вопросы, связанные с тунеядцами: например, разбираться, почему люди в трудоспособном возрасте нигде не работают.

Получается, налог на тунеядство отменили?

Да. Но неработающих все равно накажут рублем.

Трудоспособные граждане, не занятые в экономике, будут оплачивать услуги, определяемые Совмином, по ценам и тарифами, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание, - сообщил Андрей Лобович.

Проще говоря, тунеядцам придется по полной платить за услуги, с оплатой которых остальным помогает государство. Раньше тунеядцам нужно было платить сбор на финансирование госрасходов, а теперь они будут финансировать госрасходы напрямую. Разница - в сумме. Сбор был фиксированным - 20 базовых величин (сейчас это 490 рублей). С 2019 года у каждого будет своя сумма, которая может получиться как больше, так и меньше.

Что тунеядцы будут оплачивать полностью?

Пока неизвестно, перечень Совмин определит до 1 апреля. Но среди услуг, которые субсидирует государство, - медицина, образование, коммуналка, общественный транспорт…

Во время обсуждения декрета речь шла только о жилищно-коммунальных услугах, - уточнила Тамара Красовская , председатель постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам.

Актуальна ли эта мера, если учитывать, что правительство планирует выход на стопроцентную оплату коммуналки для всех?

Это решение будет приниматься только правительством. Мы поработаем в регионах, будем советоваться с людьми и видеть, как это будет работать на практике. (…) Сегодня трудно и преждевременно говорить, какой это будет перечень услуг, - ответила Тамара Красовская.

Если в квартире живут неработающий и работающий человек, как неработающий будет оплачивать «свою» полную коммуналку?

На этот вопрос ответа пока нет. При этом чиновники заверили, что сохранится механизм «сложных жизненных ситуаций», который появился во времена первого декрета. То есть человек сможет обратиться в комиссию при исполкоме и попросить освободить его от финансирования госрасходов. А теперь это смогут сделать еще и члены его семьи. Судя по всему, в представлении чиновников это выглядит как-то так: работающая жена неработающего мужа сможет прийти в комиссию, рассказать об их (или его) тяжелой жизненной ситуации и попросить разрешения не платить полную коммуналку.

Заявление могут оставить члены семьи, проживающие с гражданином, который не участвует в экономике. Придет мама и скажет: у меня социальная проблема в семье, сын не хочет работать, - привела пример Тамара Красовская. - Это еще один ключевой момент, для чего создаются комиссии: не только для содействия занятости, но и для того, чтобы увидеть, в какой ситуации живет семья. Определить, почему человек пьет, почему не работает, подключить другие органы. (…) Например, есть люди, которые скрывают, что у них мама или папа болеют тяжелыми онкологическими заболеваниями, и они ухаживали за ними целый год. Поэтому комиссия будет принимать решение, что человек оказался в трудной жизненной ситуации.

Как тунеядец узнает, что он тунеядец?

Раньше извещения об уплате сбора приходили заказным письмом, было разослано более 470 тысяч таких посланий. Что теперь?

Граждане узнают об этом от местных органов власти. Задача местных органов власти - дойти до каждого, кто потенциально попадет в эти списки, и оказать им содействие, предложить свои услуги в трудоустройстве, - сказал Андрей Лобович.

Напомним, в предыдущем декрете тунеядцами считались люди, которые за год проработали меньше 183 дней. Были исключения: пенсионеры, студенты, солдаты-срочники, декретницы, те, кто живет за границей, и так далее. Кому теперь придется полностью оплачивать услуги, тоже решат до 1 апреля.

Как будут выявлять тех, кто может, но не хочет работать?

Как и в прошлый раз, правительство хочет создать специальную базу, в которую попадут все неработающие белорусы трудоспособного возраста. Составят ее в два этапа. Сначала - на уровне страны на основе республиканских информационных источников (например, данных того же Фонда соцзащиты). Потом отфильтруют на местном уровне.

В прошлый раз база, прямо скажем, не удалась. Тысячам людей извещения приходили по ошибке.

Потому мы и предлагаем двухуровневое формирование этих баз. Местные органы власти знают людей, которые живут на их территории, имеют больше возможностей дойти до каждого человека, выяснить, чем он занимается. Только после отработки на местах будут формироваться и утверждаться списки, чтобы исключить моменты, которые были, - ответил Андрей Лобович.

Увеличится ли пособие по безработице?

Сейчас пособие по безработице не может быть больше 49 рублей (2 базовые величины). В правительстве не раз обещали увеличить его хотя бы до бюджета прожиточного минимума (сейчас это 197 руб. 81 коп.) или даже ввести страхование от безработицы. Но в новом декрете пособия решили не трогать.

Пока эти меры признаны преждевременными, и вопрос увеличения размера пособий по безработице правительством не рассматривается, - рассказал Андрей Лобович.

3001

19.01.2017 Материал подготовлен инспекцией МНС Республики Беларусь по г. Бобруйску. Фото Александра ЧУГУЕВА.

На вопросы, связанные с уплатой сбора на финансирование государственных расходов, отвечают специалисты инспекции МНС Республики Беларусь по г. Бобруйску.

«Кто должен платить сбор на финансирование государственных расходов и в какой сумме?».

– Декретом Президента* установлена такая обязанность для граждан Республики Беларусь, а также постоянно проживающих в республике иностранных граждан и лиц без гражданства, не участвовавших в финансировании государственных расходов или участвовавших в таком финансировании менее 183 календарных дней в истекшем году. Размер сбора – 20 базовых величин**.

«Моя мать является инвалидом 1-й группы, сейчас я оформляю документы по уходу за инвалидом. Необходимо ли мне платить налог за тунеядство?».

– В период участия в финансировании государственных расходов включается период получения пособия из средств республиканского бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. Поэтому время получения вами пособия по уходу за матерью-инвалидом I группы будет включаться в период участия в финансировании государственных расходов. В случае, если в 2015 году вы не получали пособие и иным образом не участвовали в финансировании государственных расходов, то за 2015 год вы будете являться плательщиком сбора.

«Сын учится за границей, однако на его имя пришло извещение на уплату сбора. Я позвонила в налоговую и пояснила, что сын учится в ВУЗе за границей. В налоговой инспекции порекомендовали представить справку из учебного заведения о том, что он в 2015 году обучался на дневной форме. Почему мой сын должен сам ее предоставить, почему инспекция не может сделать соответствующий запрос? Возможно ли данную справку представить на иностранном языке?».

– Гражданин, получивший извещение, вправе представить документы или пояснения, свидетельствующие об отсутствии у него обязанности по уплате сбора либо о неправильном исчислении сбора. Для подтверждения факта получения образования в дневной форме либо для подтверждения нахождения на территории иностранного государства более 183 дней вашему сыну необходимо предоставить такие документы и или пояснения.

Следует уточнить, что информация об обучении граждан в белорусских учреждениях образования представляется в налоговые органы. А вот информацию о периоде обучения в 2015 году в иностранном вузе может представить только сам гражданин или его представитель. Представляемые в налоговые органы документы, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться переводом на белорусский или русский язык.

«В феврале 2015 году я уволился с работы. Решил заняться ремесленной деятельностью и 2 мая 2015 года уплатил сбор в размере 1 базовой величины. Почему мне пришло извещение на уплату сбора?».

– В период участия в финансировании государственных расходов в 2015 году включается период осуществления ремесленной деятельности при условии уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности за полный налоговый период в срок, установленный законодательством для уплаты этого сбора за каждый последующий календарный год.

Уплата сбора за осуществление ремесленной деятельности за каждый последующий календарный год производится не позднее 28-го числа последнего месяца текущего календарного года, в котором осуществляется ремесленная деятельность.

Вами уплачен сбор за осуществление ремесленной деятельности 2.05.2015, то есть, за период с 3.05 по 31.12.2015. Следовательно, период осуществления вами ремесленной деятельности в 2015 году не включается в период участия в финансировании государственных расходов в этом же году, так как оплата сбора за осуществление ремесленной деятельности в 2015 году должна быть произведена не позднее 29.12.2014, то есть, за полный налоговый период (2015 год).

Таким образом, вы признаетесь плательщиком сбора за 2015 год.

«Сын в 2015 году служил в армии. Должен ли он платить сбор?».

– Если ваш сын в 2015 году не менее 183 дней являлся военнослужащим срочной службы либо иным образом участвовал в финансировании государственных расходов, то он не будет признаваться плательщиком сбора на финансирование государственных расходов.

«Что будет в случае, если я, получив извещение об уплате налога, не уплачу его, так как, согласно законодательству, попадаю в категорию тех, кто освобожден от его уплаты? Не хочу тратить время на доказывание своего права на освобождение».

– Гражданин, получивший извещение, вправе в течение 30 календарных дней представить в налоговый орган документы или пояснения, свидетельствующие об отсутствии у него обязанности по уплате сбора за соответствующий налоговый период либо о неправильном исчислении налоговым органом суммы сбора.

Если такие пояснения гражданином не представлены, то он обязан уплатить в установленный законодательством срок исчисленную к уплате сумму сбора. За неуплату или неполную уплату суммы сбора предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 2 до 4 базовых величин или административный арест. Взыскание сбора в данном случае будет производиться в принудительном порядке.

«Имею удостоверение инвалида. Инвалидность не продлена, но и не снята в установленном законодательством порядке, то есть, нет освидетельствования и заключения МРЭК. Необходимо ли мне платить сбор?».

– В соответствии с нормами Декрета от уплаты сбора освобождаются граждане, которые в налоговом периоде были признаны или являлись инвалидами, а также были признаны инвалидами в году, следующем за налоговым периодом (независимо от группы, причины, даты наступления и срока инвалидности). Таким образом, если в 2015 году вы являлись инвалидом, то вы освобождаетесь от уплаты сбора на финансирование государственных расходов.

«По состоянию здоровья не могу работать, периодически нахожусь на лечении в больнице, содержит муж. Врачи причину недомоганий уже несколько лет установить не могут, поэтому не могу документально оформить недееспособность. В связи с тем, что не имела места работы в 2015 году, больничные листы мне не выдавались. Врачи мне рекомендовали не работать. Есть ли в данной ситуации возможность освободить меня от уплаты сбора?».

– В период участия в финансировании государственных расходов включается период временной нетрудоспособности, подтвержденной листком нетрудоспособности (справкой о временной нетрудоспособности) или его дубликатом. В случае невозможности подтвердить факт нетрудоспособности вы будете признаваться плательщиком сбора.

Следует отметить, что любой закон устанавливает общие для всех обязанности, не учитывая при этом особенности конкретных жизненных ситуаций. В этой связи Налоговым кодексом Республики Беларусь предоставлено право местным Советам депутатов или, по их поручению, местным исполнительным и распорядительным органам освобождать от уплаты налогов отдельных плательщиков исходя из их имущественного положения. Поэтому для освобождения от уплаты сбора вы вправе обратиться с соответствующим заявлением в исполнительный и распорядительный орган по месту жительства.

*Декрет Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 года №3 «О предупреждении социального иждивенчества».